Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы
В отличие от современного
театра в Греции не было постоянных
трупп, да и профессиональные актеры
появились не сразу. Первоначально
играли, пели и танцевали сами граждане.
Для каждой постановки готовились костюмы,
маски и очень простые
Театральные представления,
обычно продолжавшиеся во время общенародных
государственных праздников три
дня и длившиеся от восхода
до заката солнца, носили характер соревнований.
К состязаниям допускались три
трагических поэта и три
В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на представление собирались все желающие. Этим объясняется и огромное число произведений, созданных трагиками. По подсчетам современников Эсхила, Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений.
Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.
“Через школу и через сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым революционным, так как в греческой литературе того времени, когда с нею познакомились римляне, безусловно господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской жизни, всему духу римских установлений” .
Архитектура Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н.э. Храм нового типа родился в Спарте — древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях — укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем юроде, чаще всего на агоре — главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.
Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища становилась чем-то вроде музея.
Развитие римской архитектуры
было тесно связано с ходом
римской истории, усложнением общественных
отношений, ростом римского города; оно
происходило под греческим и
этрусским влиянием. Ранний город
строился без плана, беспорядочно, имел
узкие и кривые улицы, примитивные
жилища из дерева и сырцового кирпича.
Крупными общественными зданиями были
лишь храмы, например храм Юпитера на
Капитолийском холме, построенный
в VI в. до н.э., небольшой храм Весты
на Форуме. Внутри города сохранились
пустыри и незастроенные
Пожар Рима после взятия его
галлами уничтожил большую
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация) . Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался со II в. до н.э., когда Рим лихорадочно строится: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Некоторые части города застраиваются планомерно. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н.э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича, бетона и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города — римский Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраинах города, Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний
разного рода богатства потекли
в Рим и италийские города. Это
вызвало подъем римской архитектуры.
Римляне стремились подчеркнуть
и своих зданиях и
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический, коринфский. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т.е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т.е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
Римская архитектура в
период IV—I вв. до н.э. прошла два периода
своего развития. Первый период обнимает
IV—III вв. до н.э., когда Рим был
относительно бедным и небольшим
городом. Римская архитектура этого
времени развивалась под
Потребности торговли вызвали к жизни постройку складов (например, громадный портик Эмилиев — II в. до н.э.) , специальные рыночные помещения.
Появились здания для нужд
управления: канцелярии, архивы (центральный
сенатский архив Табулярий был
построен в 80-х годах I в. до н.э.) , судебные
помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья
вызвало к жизни интенсивную
постройку постоянных военных лагерей,
многочисленных многослойных дорог, опоясывающих
всю Италию и продолженных в провинции.
Нужды растущего городского населения
приводят к совершенствованию
В классическую эпоху в
греческом градостроительстве хорошо
прослеживаются новые тенденции. Большинство
греческих городов сохраняло
традиционную хаотическую систему
застройки с узкими кривыми улицами,
отсутствием удобств. Однако родившаяся
в эпоху греческой колонизации
регулярная система планировки начинает
оказывать влияние на градостроительную
теорию и практику. Видимо, в V в. до н.э.
жил создатель теории регулярной
планировки города Гипподам. Под влиянием
его идей были спланированы Олинф
и восстановленный после
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) . Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин — Парфенон.
Строительство ансамбля Акрополя
осуществлялось по программе. В его
создании ведущая роль принадлежала
Периклу и крупнейшему
Главное сооружение Акрополя
— Парфенон. Древние греки верили,
что здание храма представляет как
бы дом божества, а это требовало
замкнутого помещения с основной
культовой статуей в центре. Парфенон
— храм Афины-Девы, и потому в
центре его находилась хрисоэлефантинная
(т.е. сделанная из слоновой кости
и золотых пластин на деревянной
основе) статуя богини, выполненная
Фидием. Тема восточного фронтона —
рождение любимой дочери Зевса. На западном
фронтоне мастер изобразил сцену
спора Афины с Посейдоном за господство
над Аттикой. Согласно мифу, в споре
победила Афина, подарившая жителям
этой страны оливковое дерево. Это
был символический сюжет: в то
время богиня Афина воспринималась
как покровительница
Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну — бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный среди его руин в 465—455 гг. до н.э. Фидий создал иной образ богини — Афины Промахос (Афины-воительницы) , грозной и суровой защитницы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове — шлем. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.
Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ