Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат

Описание работы

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ культур.docx

— 80.88 Кб (Скачать файл)

В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально  играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия) : театр  был государственным институтом.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три  дня и длившиеся от восхода  до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три  трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить  три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для  сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять  исполнителей и сопереживать им, тогда  как победителей определяли специальные  судьи.

В Афинах эпохи Перикла  обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на представление  собирались все желающие. Этим объясняется  и огромное число произведений, созданных  трагиками. По подсчетам современников  Эсхила, Софокла и Еврипида, на каждого  из них приходилось более 90 произведений.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые  животрепещущие вопросы. Сходство с  народным собранием усиливалось  благодаря тому, что театральные  представления давались по праздникам.

“Через школу и через  сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым  революционным, так как в греческой  литературе того времени, когда с  нею познакомились римляне, безусловно господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской  жизни, всему духу римских установлений” .

Архитектура Архаическая  эпоха — время становления  греческой архитектуры. Бесспорен  примат общественной, в первую очередь  сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все  силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди  них первенствовали храмы богов  — покровителей общины. Формирующееся  чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли  устройство мегарона II тыс. до н.э. Храм нового типа родился в Спарте — древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях — укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем юроде, чаще всего на агоре — главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.

Храм как институт способствовал  развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть  добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности  и т.д. Значительную часть таких  даров составляли произведения искусства. Важную роль играли храмы, приобретшие  всегреческую популярность, прежде всего  храм Аполлона в Дельфах. Соперничество  сначала знатных родов, а затем  полисов способствовало тому, что  здесь сосредоточивались лучшие произведения искусства, территория святилища  становилась чем-то вроде музея.

Развитие римской архитектуры  было тесно связано с ходом  римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно  происходило под греческим и  этрусским влиянием. Ранний город  строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные  жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный  в VI в. до н.э., небольшой храм Весты  на Форуме. Внутри города сохранились  пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные  канавы сначала были открытыми, но затем  их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его  галлами уничтожил большую часть  городских зданий. После пожара Рим  вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и  площадей. Разросшийся город был  обнесен новыми, так называемыми  Сервиевыми стенами, представлявшими  замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был  подперт другой, менее высокой  стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация) . Растущее население требовало хорошей  воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько  десятков километров.

Новый этап городского строительства  начался со II в. до н.э., когда Рим  лихорадочно строится: застраиваются  не только пустыри, но и свалки, городская  земля поднимается в цене. Некоторые  части города застраиваются планомерно. Вместо примитивных жилищ из сырца  и дерева возникают в I в. н.э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича, бетона и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую  питьевую воду. Благоустраивается центр  города — римский Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка  городской территории, скученность  и теснота не могла не вызвать  необходимости в специальных  зеленых зонах-парках, расположенных  на окраинах города, Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли  в Рим и италийские города. Это  вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть  и своих зданиях и архитектурных  сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение  своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству  украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне  дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы) . Римские  архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих  архитекторов, которые составляли планы  зданий, не следуя строгой симметрии  его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера –  дорический, ионический, коринфский. В  отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративного  убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие  ордера лишь как декоративный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные  ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т.е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер и так  называемая ордерная аркада, т.е. совокупность арок, опирающихся на столбы или  колонны.

Римская архитектура в  период IV—I вв. до н.э. прошла два периода  своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э., когда Рим был  относительно бедным и небольшим  городом. Римская архитектура этого  времени развивалась под сильным  влиянием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма  и его декоративного убранства, применение арки и свода было заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная  в IV в. до н.э.) ; некоторые части стены  восходят к VI в. до н.э. гражданские (первые водопроводы и дороги — конец IV в. до н.э.) . Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким  применением бетона и сводчатых  конструкций. Усложнение государственной  деятельности, общественных отношений, развитие экономики, рост городского населения  дает мощный толчок в развитии архитектуры. Появляются новые чисто римские  типы зданий, например базилики, где  совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена по II в. до н.э.) , амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили  ристания колесниц, термы — сложный  комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Новым типом монументального  сооружения является триумфальная арка.

Потребности торговли вызвали  к жизни постройку складов (например, громадный портик Эмилиев — II в. до н.э.) , специальные рыночные помещения.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный  сенатский архив Табулярий был  построен в 80-х годах I в. до н.э.) , судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья  вызвало к жизни интенсивную  постройку постоянных военных лагерей, многочисленных многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения  приводят к совершенствованию канализации  и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров. Рим в I в. до н.э. превращается в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряжённой, нервной жизнью.

В классическую эпоху в  греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство  греческих городов сохраняло  традиционную хаотическую систему  застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации  регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную  теорию и практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф  и восстановленный после персидского  разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под  прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской  территории на несколько районов, различавшихся  по функциям: общественный центр, жилая  часть, портовая, торговая и промышленная зоны.

Основным типом общественного  здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы  наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в  г. Посейдонии в Южной Италии и  храм Зевса в Олимпии. Последний  считался самым замечательным среди  всех эллинских святилищ. В нем  находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Особое место в истории  древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение  всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается  вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд  сооружений: парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) . Здесь же возвышались Эрехтейон  и главный храм Афин — Парфенон.

Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его  создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать  комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали  в роли религиозного центра всего  Афинского морского союза.

Главное сооружение Акрополя — Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как  бы дом божества, а это требовало  замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон — храм Афины-Девы, и потому в  центре его находилась хрисоэлефантинная (т.е. сделанная из слоновой кости  и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная  Фидием. Тема восточного фронтона —  рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену  спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре  победила Афина, подарившая жителям  этой страны оливковое дерево. Это  был символический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а Посейдон — как покровитель  аристократии. Изображения на метопах  связаны с мифами (борьба богов  с титанами, афинских героев с амазонками, битва лапифов с кентаврами, разрушение греками Трои) , но скульпторы переосмыслили  их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и  цивилизации с силами тьмы, дикости  и отсталости. В единый смысловой  ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой — гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором представлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были принимать участие, как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.

Помимо статуи Афины для  Парфенона Фидий выполнил еще  одну — бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный среди его  руин в 465—455 гг. до н.э. Фидий создал иной образ богини — Афины Промахос (Афины-воительницы) , грозной и суровой  защитницы своего города; правой рукой  она опирается на копье, в левой  держит щит, на голове — шлем. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья  и гребень шлема статуи.

Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ