Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в таблице в конце реферата.
Приложение Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Критерий сравнения |
Греческая культура |
Римская культура |
Общие черты общества и культуры |
Агонистичность (состязательность) ; коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур. |
Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства. |
Религия |
Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. |
Обожествление непонятных явлений природы
и общественной жизни; анимизм (вера
в духов, обитающих во всех материальных
предметах) ; позднее появление |
Искусство |
Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное искусство” ) . | |
Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик. |
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания. | |
Архитектура |
Большие открытые сооружения, стоящие
чаще на возвышениях, а не в низинах,
как в Риме, меньший, чем у римлян,
интерес к практическому |
Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих. |
Скульптура |
Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности. |
Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма. |
Литература, театр |
Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса. | |
На развитие литературы сильное влияние
оказывает народное творчество, народная
поэзия, распространение письменности.
Развитие литературных жанров, которые
непосредственно отвечали на вопросы,
выдвигаемые частным и |
Жанр сатуры; комедия масок – ателлана; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития. | |
Письменность и язык |
Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения. |
Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация. |
Наука |
Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. | |
Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам. |
Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспруденции; зарождение филологии. | |
Быт |
Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме. |
Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия. |
Список использованной литературы
Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ