Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы
Уже после смерти Фидия
неподалеку от Парфенона возводится
храм, посвященный одновременно Афине,
Посейдону и легендарному царю Эрехтею
(отсюда его название — Эрехтейон)
. Он построен на том месте, где, по преданию,
происходил спор Афины с Посейдоном.
В полу храма находилось отверстие,
через которое показывали след на
скале, якобы оставленный трезубцем
Посейдона, а около храма росла
священная олива. Эрехтейон выделяется
необычностью своей планировки: он
асимметричен, и его отдельные
части находятся на разных уровнях.
Три различных портика
Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, “грандиозные по величине и неподражаемые по красоте” , как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в I в. н.э., т.е. пять столетий спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они “проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу” .
Скульптура Скульптура и
живопись Греции V в. до н.э. развивали
традиции предшествующего времени.
Основными оставались изображения
богов и героев — покровителей
полиса и “идеальных” граждан. Однако
искусство сделало шаг к
В архаическую эпоху возникает
монументальная скульптура — вид
искусства, ранее неизвестный Греции.
Древнейшие скульптуры представляли собой
изображения, грубо вырезанные из дерева,
часто инкрустированные слоновой костью
и покрытые листами бронзы. Усовершенствования
в технике обработки камня
не только сказались на архитектуре,
но и привели к возникновению
каменной скульптуры, а в технике
обработки металла — к отливке
скульптуры из бронзы. В VII — VI вв. до н.э.
в скульптуре господствуют два типа:
обнаженная мужская фигура и задрапированная
женская. Рождение статуарного типа
обнаженной фигуры мужчины связано
с основными тенденциями
Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII - начале VI в. до н.э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.
Поскольку отдельные изображения
исполнялись в виде черных силуэтов
на фоне глины, они производят впечатление
плоских. Вазам, изготовлявшимся в
разных городах, присущи только им свойственные
черты. Чернофигурный стиль достиг
особого расцвета в Афинах. Аттические
чернофигурные вазы отличались изяществом
форм, высокой техникой изготовления,
сюжетным разнообразием. Некоторые
вазописцы подписывали свои росписи,
и благодаря этому мы знаем, например,
имя Клития, расписавшего великолепный
сосуд для вина (кратер) : роспись
состоит из нескольких поясов, на которых
представлены многофигурные композиции.
Другой великолепный образец росписи
— килик Эксекия. Всю круглую
поверхность чаши для вина вазописец
занял одной сценой: на плывущем
под белым парусом судне
По преданию, первые скульптуры
в Риме появились при Тарквинии
Гордом, который украсил глиняными
статуями по этрусскому обычаю крышу
построенного им же храма Юпитера
на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой
была статуя богини плодородия Цереры,
отлитая в начале V в. до н.э. В V в.
до н.э. постановки статуй удостаивались
боги и герои ранней Республики,
легендарная девушка Клелия, герой
Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают
ставить статуи римским магистратам
и даже частным лицам. Многие римляне
стремились поставить статуи себе или
своим предкам на Форуме. Во II в. до
н.э. Форум был настолько
На развитие римского индивидуального
портрета повлиял обычай снимать
с умерших восковые маски, которые
затем хранились в главной
комнате римского дома. Эти маски
выносились из дома во время торжественных
похорон, и чем больше было таких
масок, тем знатнее считался род.
При скульптурных работах мастера,
видимо, широко использовали эти восковые
маски. На появление и развитие римского
реалистического портрета оказала
влияние этрусская традиция, которой
руководствовались этрусские
С конца III в. до н.э. на римскую
скульптуру начинает оказывать могущественное
влияние замечательная
Несмотря на обилие греческих
подлинников, вывезенных из Греции, рождается
большой спрос на копии с наиболее
известных статуй. В Рим переселяется
большое число греческих
Постепенно, преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, греческие статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных мастеров — Мирона, Поликлета и Фидия.
Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается “Дискобол” — атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения — любимая тема Мирона. В другом известном произведении — группе Афины и Марсия — скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время игры, в гневе бросила ее, прокляв каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как уходя, Афина услышала шум и полуобернулась, и лесное божество силен.
Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Пилигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.
В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией, красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.
В росписи краснофигурных
ваз окончательно преодолевается старая
система поясов, и чаще всего роспись
представляет теперь единую композицию
из нескольких фигур, мифологическую или
бытовую сцену. Новые философские
и моральные идеи, искания, находившие
воплощение в различной трактовке
всем хорошо известных мифов, в творениях
прославленных трагиков, воздействовали
и на искусство, в том числе
вазопись. Более частыми стали
изображения бытовых сцен. Это
и трогательные сцены прощания с
близкими воинов, уходящих в поход,
и разнообразные картины
Письменность и язык Величайшим
достижением греческой культуры
архаической эпохи стало
Римляне были частью латинского
племени, населявшего область Лациум,
и говорили на латинском языке. Латинский
язык принадлежал к индоевропейской
семье языков и был родственен
греческому, иранскому, санскриту, германским
и славянским языкам. При завоевании
Римом италийских племен латинский
язык распространился по всей Италии,
вытесняя местные языки и наречия
(этрусский язык, оскский, сабелльский,
умбрский и др.) . Из всех языков только
греческий язык оказал упорное сопротивление
латинскому языку и в конце
Республики был равноправным с латинским
и довольно употребительным во многих
итальянских и сицилийских
По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.) . Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.
По предположениям некоторых ученых, от греков же из г. Кумы в Кампании римляне и заимствовали алфавит. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого.
Заимствован алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачи звуков в словах, заимствованных у греков.
Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Самым ранним сохранявшимся образцом латинского письма является надпись на золотой пряжке, найденной в г. Пренесте (в 17 км от Рима) . Эта надпись датируется концом VII в. до н.э. и содержит всего 5 слов: “Маний (имя мастера) сделал меня для Нумерия (имя заказчика) ” . В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении. Есть сведения о том, что в Риме VI в. до н.э. были изданы царские законы, проводилась перепись населения, ею пользовались для нужд управления, для составления летописей, записи молитв и оракулов, при заключении торговых сделок. К середине V в. до н.э. относится составление и запись законов XII таблиц на медных досках.
Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников) , медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.
Наука Важнейшей чертой развития
науки являлось происходившее в
V в. до н.э. выделение из натурфилософии
отдельных наук. Показателен прогресс
в медицине, связанный в первую
очередь с деятельностью
Математика развилась, прежде
всего, под влиянием пифагорейских
ученых. В V в. до н.э. она превращается
в самостоятельную научную
Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ