Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.

Содержание работы

Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введении ………………………………………………………………3

1.Глава. Теоретические  основы формирования у дошкольников  о безопасном поведение на  воде

1.1 Педагогические основы  формирования у дошкольников  безопасного поведения на воде………………………………………………7

1.2 Анализ программ для  дошкольных  учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11

2. Глава. Экспериментальная  работа по формированию у старших  дошкольников представлений о  безопасном поведение на воде

2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21

2.2 Содержание и формы  работы по формированию у старших  дошкольников представлений о  безопасном поведение на воде………….31

Заключение …………………………………………………………….36

Список литературы

Приложения  

Введение

 

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. 
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, дошкольники часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

Общеизвестно, что детство  это уникальный период в жизни  человека, именно в это время формируется  здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и  доверчивым малышом находятся самые  главные люди в его жизни - это  родители и воспитатели. Благодаря  их любви и заботе, эмоциональной  близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает  доверие к миру и окружающим его  людям. 
 
        Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. 
 
         Чтобы избежать трагедий с малолетними детьми, необходимы соответствующие воспитание и обучение их, постоянный контроль за ними. Систематически и терпеливо разъясняя детям, что такое опасность, как её избежать, можно подготовить ребёнка к правильным действиям в тех или иных чрезвычайных ситуациях. В каждом конкретном случае следует учитывать возраст и уровень развития ребёнка, а также его психологические особенности. Сложившаяся обстановка требует начинать обучение основам безопасности уже в дошкольных учреждениях. Важно научить ребёнка, что, попав в экстремальные условия, главное – не растеряться, сохранить самообладание и принять меры к спасению. Именно это поможет ему избежать трагических последствий. Достигнуть этого можно дав ребёнку необходимые знания по недопущению опасных ситуаций, а в случае их возникновения – умению спастись и сообщить о происшедшем взрослым. 
       Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».[19] Она отмечает, что «знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам».  

Наблюдения показывают: современные  дошкольники, оставшись без руководства  взрослого не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить  её смыслом.                                                             Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.  
        Конец 80-х и 90-е г.г. можно обозначить как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки задач ознакомления детей с социальным миром. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Появилась необходимость конкретизировать понятия личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром. 

 

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование у старших  дошкольников представлений о безопасном поведение на воде

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование у дошкольников представлений об основах безопасности

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения на воде

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение содержания работы педагога УДО по формированию основ безопасного поведения на воде у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по данному вопросу.

2.Выявить состояние изучаемой проблемы в практике работы детского сада.

3.Разработать содержание и методику работы педагога детского сада по формированию основ безопасного поведения на воде детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования : изучение и анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальные беседы с детьми, создание педагогических ситуаций, анкетирование родителей, педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде

1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде.

Безопасность детей –  одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей  деятельности как на правовую, законодательную  базу, так и на соответствующие  знания и навыки самих граждан. Обеспечение  безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой  сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно  или неправильно ведет себя человек  в тех или иных обстоятельствах  очень сложно. Однако необходимость  соблюдения определенных правил поведения  позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять  дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Проблема безопасного  поведения ребенка в настоящее  время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

Изменения содержательной стороны  дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала  ориентироваться на реализацию принципов  гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми

Содержание образовательной  деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного  состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

 

       

                  Дети пяти – шести лет стремятся  к самоутверждению и активным  самостоятельным действиям. Они  уже не стараются они уже  не стараются беспрекословно  выполнять приказания взрослых. Предостережения взрослых могут  восприниматься ими противоречиво.  Поэтому дети этого возраста  в большей степени подвергаются  опасности при купании, во время  катания на коньках по тонкому  льду.

         Анализ отечественной психолого-педагогической  и методической литературы позволяет  выделить и различные подходы  к проблеме приобщения ребенка  к социальному миру. Так, предметами  изучения становятся вопросы  «социальной компетентности» ребенка  (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова,  Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и  др.), осознания ребенком самого  себя как представителя человеческого  рода (С.А. Козлова, О.А. Князева,  С.Е. Шукшина и др.), восприятия  детьми мира предметов (О.В.  Артамонова), формирования у ребенка  «картины мира» (Л.Ф. Купецкова,  Э.М. Куликовская), роли игры в  процессе формирования детской  среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.)

 Социальное развитие  личности является средством  и результатом социализации. Социализация  может быть представлена в  качестве процесса освоения и  реализации растущим человеком  социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное  содержание взросления человека, в котором осуществляется становление  значимого в индивидуальности  субъекта активного творческого  социального действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в  большей мере выступает объектом  усвоения и приобретения социального  опыта, во втором – субъектом  собственной творческой деятельности.

Как уже отмечалось, социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей.       Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с

этой действительностью, и новые эмоции возникают и  развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

В исследованиях отмечается, что сфера отношений «родители - воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для  формирования мотивов поведения  и накопления опыта детей. (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, Н.Г. Косолапова, М.В. Крулехт  и др.)

Ведущее направление в  ДОУ – работа с детьми, поскольку  решить задачу воспитания безопасного  поведения возможно прежде всего  организуя его непосредственную деятельность.

Задачи:

* Уточнить и систематизировать  знания детей о правилах безопасного  поведения в быту.

* Закрепить полученные  дошкольниками знания и формировать  на их основе умения безопасного  поведения в быту.

* Создать условия для  применения детьми умений действовать  с потенциально опасными предметами  домашнего обихода.

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности  детей дошкольного возраста, выделен  ряд моментов, которые важно учитывать  при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников  желание соблюдать правила безопасности  в доме, избегая морализации, путем  познания, а не запретов.

* Обеспечить активность  каждого ребенка при освоении  знаний и умений безопасного  поведения в домашней среде.

* Внушить ребенку, что  опасности можно избежать, если  вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство  робости и страха, используя имитационное  моделирование угрожающих ситуаций  и обучение практическим действиям  с потенциально опасными предметами  домашнего обихода.

* В общении с детьми  использовать и закреплять такие  понятия, как «опасно», «безопасно»,  «осторожно».

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о формировании основ  безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано  с потребностью общества в социально  адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует  не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного  поведения. Дошкольный возраст –  период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной  функции благоприятствуют характерные  способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому  из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

 

1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности детей на воде.

Формирование социальной компетентности определяется одной  из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная  программа для УДО предполагает подобный раздел. Поскольку программа  воспитания и обучения является нормативным  документом, то в ней предусмотрены  и требования к уровню воспитанности  и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших  дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно у  ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих  компетенций, которые позволят ему  интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну  компетентностного подхода в  образовании, он уже нашёл свое отражение  в программах по дошкольному воспитанию.

В "Концепции дошкольного  воспитания" были намечены основные направления совершенствования  системы общественного дошкольного  воспитания. Одним из главных направлений  является перестройка содержания работы детского сада. Педагогическим коллективам  разрешено выбирать программы развития и воспитания детей дошкольного  возраста. В связи с этим был  подготовлен ряд альтернативных программ. Временным творческим коллективом  под руководством профессора Е. А.Панько и доцента А. И.Васильевой создана  первая национальная программа "ПРАЛЕСКА".

Основными задачами программы  являются:

-охрана и укрепление  здоровья ребенка, формирование  основ здорового образа жизни; -обеспечение полноценного своевременного  и всестороннего психического  развития ребенка;

-воспитание личности  ребенка, его творческого потенциала, форимирование способностей

-формирование взаимоотношений  с близкими, обеспечение эмоционального  благополучия каждого воспитанника;

- обучение детей, приобщение  их к общечеловеческим и национальным  ценностям культуры, использование  в воспитании методов, форм  в средств народной педагогики.

Содержание программы  основывается на следующих взаимосвязанных  принципах:

-гармонии трех начал  - физического, духовно-нравственного,  интеллектуально-познавательного развития  детей;

-гуманизации и демократизации  воспитания и обучения;

-природосообразности и  индивидуализации воспитательно-образовательного  процесса;

-оздоровительной направленности  воспитания;

-соединения национального  и общечеловеческого моментов  в воспитании; развитие психики  в деятельности; взаимодействие  семейного и общественного воспитания; преемственности между детским  садом и школой.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде