Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.
Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения
Содержание
Введении ………………………………………………………
1.Глава. Теоретические
основы формирования у
1.1 Педагогические основы
формирования у дошкольников
безопасного поведения на воде…
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная
работа по формированию у
2.1 Анализ состояния изучаемой
проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………
2.2 Содержание и формы
работы по формированию у
Заключение …………………………………………………
Список литературы
Приложения
Введение
Практически каждый человек
хоть раз в жизни оказывается в экстремальной
ситуации, которая требует максимального
напряжения воли и сил, умения быстро оценить
происшедшее и выбрать наиболее эффективный
способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть
населения – дети. Познавая окружающий
мир, дошкольники часто сталкиваются с
опасностью и нередко становятся жертвами
своего незнания, беспечности или легкомыслия.
У них нет опыта, способствующего пониманию
риска, не сформированы навыки безопасного
общения с предметами, отсутствует защитная
психологическая реакция на угрозу, свойственная
взрослым. Большинство дошкольников не
знают о том, что надо делать в той или
иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной
для ребёнка может быть любое событие,
выходящее за рамки его привычного быта.
Общеизвестно, что детство
это уникальный период в жизни
человека, именно в это время формируется
здоровье, происходит становление личности.
Опыт детства во многом определяет
взрослую жизнь человека. В начале
пути рядом с беззащитным и
доверчивым малышом находятся самые
главные люди в его жизни - это
родители и воспитатели. Благодаря
их любви и заботе, эмоциональной
близости и поддержке, ребенок растет
и развивается, у него возникает
доверие к миру и окружающим его
людям.
Родители, как
правило, уделяют мало внимания обучению
детей правилам безопасности. Часто они
ограничиваются банальными запретами,
что вызывает у ребёнка только любопытство,
интерес. Не имея практических навыков
поведения в ЧС, дошкольники не знают,
как необходимо действовать. Сегодня реальность
такова, что в современном мире никто не
застрахован ни от социальных потрясений,
ни от стихийных бедствий, ни от экологических
катаклизмов, ни от роста преступности,
ни от экономической нестабильности. К
сожалению наша ментальность «игнорирует»
бесценность человеческой жизни, поэтому
«сверхзадача» состоит в том, чтобы дети
поняли: человеческий организм - сложное,
но в высшей степени хрупкое создание
природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь
надо уметь беречь и защищать.
Чтобы избежать
трагедий с малолетними детьми, необходимы
соответствующие воспитание и обучение
их, постоянный контроль за ними. Систематически
и терпеливо разъясняя детям, что такое
опасность, как её избежать, можно подготовить
ребёнка к правильным действиям в тех
или иных чрезвычайных ситуациях. В каждом
конкретном случае следует учитывать
возраст и уровень развития ребёнка, а
также его психологические особенности.
Сложившаяся обстановка требует начинать
обучение основам безопасности уже в дошкольных
учреждениях. Важно научить ребёнка, что,
попав в экстремальные условия, главное
– не растеряться, сохранить самообладание
и принять меры к спасению. Именно это
поможет ему избежать трагических последствий.
Достигнуть этого можно дав ребёнку необходимые
знания по недопущению опасных ситуаций,
а в случае их возникновения – умению
спастись и сообщить о происшедшем взрослым.
Доктор педагогических
наук профессор С.А. Козлова в «Концепции
социализации ребенка» говорит: «Процесс
социализации совпадает с нравственным
воспитанием. Он включает в себя усвоение
знаний, формирование отношений, преображения
в практике адекватного поведения».[19]
Она отмечает, что «знания о социальной
действительности должны нести доступную
детям информацию, вызывать эмоции и чувства,
побуждать к деятельности, положительным
поступкам».
Наблюдения показывают: современные
дошкольники, оставшись без руководства
взрослого не способны самостоятельно
организовать деятельность и наполнить
её смыслом.
Конец 80-х и 90-е
г.г. можно обозначить как период, для которого
характерна тенденция поиска нового содержания
и постановки задач ознакомления детей
с социальным миром. Исследования Р.И.
Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой
и др. показали, что дети проявляют интерес
к социальной действительности, способны
усваивать определенные знания о ней,
что уже в дошкольном возрасте у ребенка
появляется оценочное отношение к событиям,
фактам, явлениям. Появилась необходимость
конкретизировать понятия личностной
ориентированности применительно к содержанию
ознакомления с социальным миром.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирование у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование у дошкольников представлений об основах безопасности
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения на воде
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определение содержания работы педагога УДО по формированию основ безопасного поведения на воде у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Изучить психолого-
2.Выявить состояние изучаемой проблемы в практике работы детского сада.
3.Разработать содержание и методику работы педагога детского сада по формированию основ безопасного поведения на воде детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования : изучение и анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальные беседы с детьми, создание педагогических ситуаций, анкетирование родителей, педагогический эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде.
Безопасность детей – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.
Изменения содержательной стороны
дошкольного образования
Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Дети пяти – шести лет
Анализ отечественной
Социальное развитие
личности является средством
и результатом социализации. Социализация
может быть представлена в
качестве процесса освоения и
реализации растущим человеком
социального содержания; во-вторых,
она рассматривается как
Как уже отмечалось, социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с
этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.
В исследованиях отмечается, что сфера отношений «родители - воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, Н.Г. Косолапова, М.В. Крулехт и др.)
Ведущее направление в ДОУ – работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения возможно прежде всего организуя его непосредственную деятельность.
Задачи:
* Уточнить и систематизировать
знания детей о правилах
* Закрепить полученные
дошкольниками знания и
* Создать условия для
применения детьми умений
Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:
* Вызвать у дошкольников
желание соблюдать правила
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что
опасности можно избежать, если
вести себя правильно, при
* В общении с детьми
использовать и закреплять
Подводя итог, можно сказать,
что вопрос о формировании основ
безопасности жизнедеятельности является
актуальным. Это, прежде всего, связано
с потребностью общества в социально
адаптированной личности. Неопределенность
современной окружающей среды требует
не только высокой активности человека,
но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст –
период впитывания, накопления знаний.
Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные
способности детей этого
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности детей на воде.
Формирование социальной
компетентности определяется одной
из приоритетных задач в программах
развития и воспитания. Каждая образовательная
программа для УДО предполагает
подобный раздел. Поскольку программа
воспитания и обучения является нормативным
документом, то в ней предусмотрены
и требования к уровню воспитанности
и обученности детей. Как правило,
это соответствие выявляется у старших
дошкольников, когда перед ними встает
проблема перехода в новые социальные
условия – в школу. Иными словами,
к этому моменту важно у
ребенка сформировать социальную компетентность,
выраженную в наборе поведенческих
компетенций, которые позволят ему
интегрироваться в новый
В "Концепции дошкольного
воспитания" были намечены основные
направления совершенствования
системы общественного
Основными задачами программы являются:
-охрана и укрепление
здоровья ребенка,
-воспитание личности
ребенка, его творческого
-формирование взаимоотношений
с близкими, обеспечение эмоционального
благополучия каждого
- обучение детей, приобщение
их к общечеловеческим и
Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:
-гармонии трех начал
- физического, духовно-
-гуманизации и демократизации воспитания и обучения;
-природосообразности и
индивидуализации
-оздоровительной
-соединения национального
и общечеловеческого моментов
в воспитании; развитие психики
в деятельности; взаимодействие
семейного и общественного
Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде