Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.

Содержание работы

Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе  разделами: "Познать, чтобы воспитывать", "Расти здоровым, малыш", "Сотрудничаем с семьей" и т. п. Материал программы  представлен для 3 групп: "Маляты" (2-й - 3-й год жизни), "Чамучк1"(4-5 год жизни), "Фантазеры" (6-7-й  год жизни). Программа дополняется  приложениями по коррекции физического, психического, развития дошкольников, списками литературных, музыкальных произведений и т. д.

Анализ базовой  программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

В настоящее время многие педагогические коллективы работают по базовой программе развития и  воспитания детей в детском саду «Детство». Программа «Детство»  создавалась авторами, как программа  обогащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей, способностей. Именно в период социализации, устанавливается связь ребенка  с ведущими сферами бытия: миром  людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Содержание программы реализует  принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства  приобщался к истокам народной культуры своей страны. Авторы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у  ребенка пробуждается чувство своей  сопричастности к миру, желание совершать  добрые дела и поступки, участвовать  в охране окружающей среды.

Авторы программы выделили раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Все содержание программы  центрировано на ребенке, создании ему  эмоционально-комфортного состояния  и благоприятных условий для  развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В этом разделе  представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, о  своей семье и родственных  отношениях, а также постепенное  осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми имеет три  подраздела:

Ребенок и взрослые.

Ребенок и сверстники.

Отношение к самому себе.

Авторы дифференцировали этот материал по возрастам. Выделены младший, средний, старший дошкольный возраста. Но содержание этих подразделов  не полное. В помощь этой программе  была создана парциальная программа  С.А.Козловой «Я - человек».

Анализ программы  С.А. Козловой «Я – человек»

Цель этой программы - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления  о себе как о представителе  человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям. Стержневое содержание программы - знания о человеке, которые  позволят ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно  воспитывать себя сам, но внимание к  себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих  возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому  и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Важной особенностью программы является то, что, она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - собственного видения мира, «картины мира».

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс  морального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая». При разработке конкретных знаний авторы учитывали, что знания о социальной действительности должны выполнять триединую функцию: нести информацию (информативность); вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность); побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Цель программы не только сообщать знания детям, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств.

Программа нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень  индивидуально и частично связаны  с возрастом. Многое зависит от характера  накопленного ребёнком социального  опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и д.р. С.А. Козлова дифференцировала свою программу на четыре большие  раздела:

Что я знаю о себе.

Кто такие взрослые люди.

Человек- творец.

Земля - наш общий дом.

Каждый раздел имеет несколько  подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы  взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную  цель.

Программа «Истоки» (авторы: коллектив Центра «Дошкольное  детство» им. А.В. Запорожца)

Основная цель программы  заключается в разностороннем развитии ребенка, формирования у него универсальных  способностей да уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям  современного общества, обеспечение  для всех детей раннего старта развития, сохранение и укрепление их здоровья. Как считают авторы, личность ребенка имеет ряд ведущих базовых характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность. Среди них выделяется компетентность: интеллектуальная, языковая, социальная и физического развития. Социальная компетентность характеризуется умением понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способность к диалогу, установлению контактов со сверстниками.

«Примерная общеобразовательная  программа воспитания, обучения и  развития детей раннего и дошкольного  возраста» под ред. Л.А. Парамоновой (2004г.)

В данную программу включен  раздел «Социальное развитие», основным пунктом которого является «Социальная  компетентность», Среди социальных компетенций к концу седьмого года жизни относят характеристики, связанные с инициативой в  общении с персоналом, родителями и другими детьми; в умении поддерживать тему разговора, попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; в способности  установлении устойчивых контактов  со сверстниками, в проявлении готовности сочувствовать, помочь, поделиться. Таким  образом, социальная компетентность дошкольника  проявляется в сферах, связанных  с чувственным, интеллектуальным и  мотивационно-практическим компонентом  деятельности.

Программа «Основы  безопасности детей дошкольного  возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина)

Определить, правильно или  неправильно ведет себя человек  в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником  в некоторых случаях можно  оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  разработана на основе проекта Государственных  стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Определяя основное содержание и направление развития детей, составители  программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование  различных форм и методов организации  обучения с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей детей, социокультурных  различий, своеобразия домашних и  бытовых условий, а также общей  социально-экономической и криминогенной  ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта  детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Заключительный раздел программы  включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного  учреждения, а также предложения  по взаимодействию с родителями воспитанников.

Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

Ребенок и другие люди.

Ребенок и природа.

Ребенок дома.

Здоровье ребенка.

Эмоциональное благополучие ребенка.

Ребенок на улицах города.

Каждое направление состоит  из небольших пунктов, например направление  «Ребенок дома», состоит из таких  пунктов:

- прямые запреты и умение  правильно обращаться с некоторыми  предметами;

- открытое окно, балкон  как источники опасности;

- экстремальные ситуации  в быту.

Таким образом, проанализировав  несколько программ, я взяла в  свою практическую работу за основу программу  Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной  «Основы безопасности детей дошкольного  возраста», где дан материал, с  помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

 

Программа «Наш дом  – природа» Автор Н.А. Рыжова 
Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.  

 

Структурно-содержательная характеристика

Программа построена на принципах  развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется  формированию целостного взгляда на природу и место человека в  ней. У детей формируются первые представления о существующих в  природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа содержит базовый  компонент, который конкретизируется с учетом местных условий —  эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя  на системный подход в экологическом  образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается  нравственному аспекту: развитию представлений  о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения  в природе и быту. Дети приобретают  также первоначальные умения, позволяющие  им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного  края.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются  во взаимосвязи.

Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению  к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий  компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к  ней отношение).

«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.

Предметно-развивающая среда

Реализация программы  предполагает конструирование педагогом  развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.

 Таким образом, проанализировав  несколько программ, мы взяла  в свою практическую работу  за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы  безопасности детей дошкольного  возраста», где дан материал, с  помощью которого у детей появится  потребность следовать правилам  поведения в экстремальных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по формированию у старших  дошкольников представлений о безопасном поведении на воде

2.1 Анализ состояние  изучаемой проблемы в практике  работы детского сада

Экспериментальная работа проводилась  в ГУО «Бобрский ясли – сад  №10» в течении трёх месяцев. Исследование охватило воспитанников старшей  группы ДОУ. В данном разделе ставились  задачи – выявить уровень знаний по основам безопасного поведения  на воде. В эксперименте участвовало 24 человека, которые были разделены  на две группы – экспериментальную (12 человек) и контрольную (12 человек).

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности  с детьми всей группы была проведена  диагностика(см. Приложение 1). Дальнейшая работа проводилась с контрольной  группой согласно намеченному плану.

Мы должны отправить детей  в школу с большим багажом  не только знаний, но и подготовить  детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности  от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и  выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила  по отдельным темам несколько  занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать  принятые в обществе правила поведения  чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникло «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстремальных ситуациях в быту, я выявила уровень их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов:

Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде