Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.
Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения
Как тебя зовут? Имя, фамилия.
Где ты живешь? Домашний адрес.
Номер домашнего телефона?
Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
Место работы родителей?
Адрес детского сада?
К кому и по каким телефонам обращаются если ты попал в беду?
Ходиш ли ты без родителей купаться на речку или озеро?
Катаешься ли по заледенелой речке?
Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?
Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают как вести себя в опасных ситуациях.(см. Приложение 2).
Для диагностики результатов нашего опыта были поставлены следующие задачи:
-сравнить
уровень знаний детей старшей
группы, с которой проводилась
работа с использованием
-выявить уровень знаний и умений детей в области занятий по основам безопасного поведения на воде;
-выяснить, умеют ли дети
самостоятельно принимать
Для обучения детей с правилами безопасности мы делали акцент на формирование у них определённой модели поведения:
- предвидеть опасность
- уметь принять меры во избежание опасности
- уметь обращаться за помощью к другим
- уметь действовать так,
чтобы обеспечить свою
В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.
В процессе реализации поставленных задач мы столкнулись с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения
1) Принцип доступности.
Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей
дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием
возрастных возможностей
ребёнка, степени сложности
материала.
2) Принцип индивидуализации
определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.
3) Принцип повторяемости материала.
Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут
откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их
вариативность будет вызывать
у детей интерес и
4) Принцип наглядности.
При разучивании учебного
материала постоянно
плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое
значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,
элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В своей работе я использовала такие методические приёмы как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.
Итак, обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
. Первый период – это
период впитывания и
Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Большой популярностью у
детей пользуются занятия ОБЖ («Не
попади в беду»). Я предостерегаю
их о возможных проблемах со здоровьем
при встрече с бродячими
Принимая во внимание возрастные
особенности детей, мы старались
развивать в них
Для ознакомления детей с
правилами безопасного
Прививая детям необходимость ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой, мы конечно опирались на режимные мероприятия нашего ДОУ (физ.занятия, подвижные игры, вечера развлечений и т.п.).
Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изображением последствий неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид, зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.
Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, мы проводили ознакомительные беседы, практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома.
Говоря о втором периоде,
следует сказать об изменении
психологической позиции детей
в этом возрасте: они впервые начинают
ощущать себя старшими среди других
детей в детском саду. Мы пытались
создавать ситуации, побуждающие
детей активно применять свои
знания и умения, ставила перед
ними более сложные задачи, развивая
волю и желание преодолевать трудности.
Старались в увлекательной
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определёнными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть.
Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложных ситуаций. А ребёнок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка поможет малышу реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребёнка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Из опыта видно, что работа по ОБЖ проводилась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности (игровой, творческой).
Следует также сказать
о ежедневных «минутках безопасности»,
включаемых в различные другие режимные
процессы. И, конечно, присутствует пример
личного опыта, пример правильного
безопасного поведения
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, мы старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ мы проводили следующие мероприятия:
- анкетирование «Азбука
безопасности», «Нужны ли
- родительские собрания
(диспуты) с целью информации
о совместной работе и
- создание мини-библиотеки
по проблеме формирования
- подборка тематических
консультаций в папке для
- создание семейного клуба «Дружная семья»;
- участие родителей
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Внедрение инноваций в
работу ДОУ требует изменений
и обновлений в организации методической
службы. Особенно важна профессиональная
компетентность, в основе которой
лежит личностное и профессиональное
развитие педагогов. Именно поэтому
в нашем детском саду проводятся
тематические семинары-практикумы, тематические
педсоветы. А в летний период мы предложили
старшему педагогу провести с педагогами
семинар-практикум «
Для этого мы провели сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявили знания детей и наличие у них навыков безопасного поведения и приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы мы отметили для себя, что почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Дети усвоили главное правило выживания – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации.. Ребята в группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости бережного к нему отношения.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.
Исследование позволило
выявить особенности
По итогам этой работы можно сделать вывод:
дети старшего дошкольного возраста достаточно
подготовлены к решению задач по этой
проблеме, если будет проводится планомерная,
методически грамотная работа со стороны
педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде