Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети.

Содержание работы

Введении ………………………………………………………………3
1.Глава. Теоретические основы формирования у дошкольников о безопасном поведение на воде
1.1 Педагогические основы формирования у дошкольников безопасного поведения на воде………………………………………………7
1.2 Анализ программ для дошкольных учреждений по безопасности жизнедеятельности на воде………………………………………………….11
2. Глава. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы детского сада……………………………………………………………………………21
2.2 Содержание и формы работы по формированию у старших дошкольников представлений о безопасном поведение на воде………….31
Заключение …………………………………………………………….36
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

Как тебя зовут? Имя, фамилия.

Где ты живешь? Домашний адрес.

Номер домашнего телефона?

Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

Место работы родителей?

Адрес детского сада?

К кому и по каким телефонам  обращаются если ты попал в беду?

Ходиш ли ты без родителей  купаться на речку или озеро?

Катаешься ли по заледенелой  речке?

Знаешь ли ты как вести  себя в сложных и неожиданных  ситуациях?

Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все  знают номер телефона, место работы родителей, не знают как вести  себя в опасных ситуациях.(см. Приложение 2).

Для диагностики результатов  нашего опыта были поставлены следующие  задачи:

        -сравнить  уровень знаний детей старшей  группы, с которой проводилась  работа с использованием материала  из опыта работы, с уровнем  знаний детей другой группы  того же возраста, работающих  по обычной схеме;

-выявить уровень знаний  и  умений детей в области занятий по основам безопасного поведения на воде;

-выяснить, умеют ли дети  самостоятельно принимать решения  и находить выходы из сложных  ситуаций

Для обучения  детей с  правилами безопасности мы  делали акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры  во избежание опасности

- уметь обращаться за  помощью к другим

- уметь действовать так,  чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

В ходе обучения дошкольники  получают элементарные представления  о том, что человеку важно знать  о правилах безопасного поведения  и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.

В процессе реализации поставленных задач мы столкнулись с проблемой  поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения

1)  Принцип доступности.

Опыт работы учитывает  возрастные особенности и возможности  детей

дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием

возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического

материала.

2)  Принцип индивидуализации

определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено  немало дидактических пособий для  индивидуального обучения.

3)  Принцип повторяемости материала.

Только при многократных повторениях в памяти ребёнка  будут

откладываться необходимые  жизнесберегающие правила и навыки. А их

вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные  эмоции.

4)  Принцип наглядности.

При разучивании учебного материала постоянно используются тематические

плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое

значение имеет взаимосвязь  образного слова и наглядности. Стихи,

элементы русского фольклора  помогают детям лучше запомнить  увиденное.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

В своей работе я использовала такие методические приёмы как словесный  метод, метод показа и игровой  метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был  и остаётся традиционным средством  педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

Итак, обучение навыкам безопасного  поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно  разделить на два периода.

. Первый период – это  период впитывания и накопления  знаний. В этом возрасте у детей  наблюдается повышенная восприимчивость,  впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется  метод наглядного и словесного  обучения. Любая организованная  деятельность с детьми обязательно  сопровождается демонстрацией иллюстраций,  красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта,  чтением детской художественной  литературы. В этом возрасте предпочтение  отдаётся русскому фольклору,  который помогает прививать детям  культурно-гигиенические навыки. Не  забыты русские сказки «Умный  осёл», «Умей обождать», «Упрямые  козы» и др. На примере героев  этих сказок я знакомлю детей  с правилами безопасности. Говоря  о сказках, хочется отметить, что  при использовании приёма «переиначивания»  сюжета можно смело закреплять  с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы  мы разыгрывали сказку «Волк  и семеро козлят» на новый  лад. Дети были в восторге, взрыв  эмоций был неслыханным. Конечно,  говоря о художественных произведениях,  надо отметить всеми любимые  «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино  горе», «Кошкин дом», которые не  только прочитываются по несколько  раз, но и просматриваются на DVD. Хотелось бы отметить и художественные  произведения современных поэтов  Н. Мигунова, Н. Никитина. В своих  стихах «Почему надо чистить  зубы», «На зарядку становись!» они стараются прививать детям навыки здорового образа жизни.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно  сообщить необходимую информацию.

Большой популярностью у  детей пользуются занятия ОБЖ («Не  попади в беду»). Я предостерегаю  их о возможных проблемах со здоровьем  при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия  способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, мы старались  развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание  значения правильного поведения  для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной  обстановке испытывает страх. Ещё труднее  научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление  о том, как вести себя при случайных  встречах и возможном общении  с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физдосуг «Приключения Буратино»). В беседах мы рассматриваем  и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что  может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

Для ознакомления детей с  правилами безопасного поведения  на воде я рассматриваю плакаты («Правила безопасности на воде», «Правилами запрещается», «Береги свою жизнь»,»Основные правила  поведения на воде») и провожу  занятия («Чтоб игрушка в воде не привела к беде», «Водоём», «Как нам речку перейти», «Река и  озеро зимой», ). См. приложение

Прививая детям необходимость  ведения здорового образа жизни  и занятий физкультурой, мы конечно  опирались на режимные мероприятия  нашего ДОУ (физ.занятия, подвижные  игры, вечера развлечений и т.п.).

Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации  с изображением последствий неправильного  поведения или неправильного  обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны  на вид, зато хорошо откладываются в  детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.

Учитывая рекомендации программы  «Основы безопасности детей дошкольного  возраста», направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, мы проводили  ознакомительные беседы, практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались  ситуации правильного и неправильного  поведения дома.

Говоря о втором периоде, следует сказать об изменении  психологической позиции детей  в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Мы пытались создавать ситуации, побуждающие  детей активно применять свои знания и умения, ставила перед  ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старались в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления  детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в  детской памяти. Ведь их цель – доставить  детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни  и, конечно, формированию у детей  знаний о правилах безопасного поведения. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определёнными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы  в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть.

Разрешение сказочных  конфликтов способствует преодолению  детских страхов. В сказке герой  всегда выходит победителем из сложных  ситуаций. А ребёнок хочет стать  таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка поможет малышу реализовать  свои мечты и желания. Благодаря  сказкам у ребёнка развивается  способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Из опыта видно, что работа по ОБЖ  проводилась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности (игровой, творческой).

Следует также сказать  о ежедневных «минутках безопасности», включаемых в различные другие режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного опыта, пример правильного  безопасного поведения окружающих взрослых.

Проблемы, связанные с  безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, мы старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей  между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  мы проводили следующие мероприятия:

- анкетирование «Азбука  безопасности», «Нужны ли семье  традиции» и др.;

- родительские собрания (диспуты) с целью информации  о совместной работе и стимулирования  активного участия в ней родителей;

- создание мини-библиотеки  по проблеме формирования безопасного  поведения на воде старших  дошкольников.

- подборка тематических  консультаций в папке для родителей,  индивидуальные и групповые консультации;

- создание семейного клуба  «Дружная семья»;

- участие родителей воспитанников  в занятиях, экскурсиях, вечерах  развлечений  («Весёлая семейка», «Семейные страты» и др.);

- оформление буклета по  безопасности «Правила жизни».

Перечисленные мероприятия  помогают наладить более тесное и  эффективное взаимодействие сотрудников  ДОУ с родителями и создают  атмосферу общности интересов, эмоциональной  поддержки.

Внедрение инноваций в  работу ДОУ требует изменений  и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой  лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Именно поэтому  в нашем детском саду проводятся тематические семинары-практикумы, тематические педсоветы. А в летний период мы предложили старшему педагогу провести с педагогами семинар-практикум «Использование дидактических игр в воспитании у дошкольников основ безопасного  поведения на воде». Целью этого  семинара является совершенствование  знаний и умений педагогов по методике организации дидактических игр, знакомство педагогов с дидактическими играми по основам безопасности и  с методикой их использования.

Для этого мы провели сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявили  знания детей и наличие у них  навыков безопасного поведения  и приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы мы отметили для себя, что почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Дети усвоили главное правило  выживания – без паники. Они  спокойно реагируют на тренировочные  занятия по отработке действий при  экстренной эвакуации.. Ребята в группе имеют элементарные знания о своём  организме и о необходимости  бережного к нему отношения.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям  ценностей здорового образа  жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и  выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

Исследование позволило  выявить особенности формирования основ безопасного поведения  на воде детей старшего дошкольного  возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование.    Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей  старшего дошкольного возраста основ  безопасного поведения на воде, которые  положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу. 
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование у старших дошкольников о безопасном поведение на воде