Гендерные характеристики концепта «мужчина» в русской и немецкой лингвокультурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в описании особенностей репрезентации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах.
Для достижения указанной цели и проверки сформулированной гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты по проблемам исследования концепта, гендера в современной лингвистической науке и разработать алгоритм исследования структурного содержания концепта «МУЖЧИНА»;
2) выявить и описать особенности функционирования номинаций, объективирующих концепт «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах на основе российских и немецких журнальных текстах;
3) описать особенности содержания и структуры концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой языковых картинах мира

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах
1.1 Теоретические проблемы лингвистической гендерологии 7
1.2 Понятие концепта в современной когнитивной лингвистике 15
1.2.1 Структура и основные типы концепта 22
1.3 Гендерный подход к изучению концепта в современной лингвистике 28
ВЫВОДЫ 32
ГЛАВА 2. Особенности объективации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах
2.1 Номинативное поле концепта «МУЖЧИНА» русской и немецкой лингвокультурах 35
2.2 Категориальная структура концепта «МУЖЧИНА» в современном журнальном дискурсе 38
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66

Файлы: 1 файл

Готовая Дипломная работа.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА «МУЖЧИНА» В РУССКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

(на материале  текстов женских и мужских  журналов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1.

Теоретико-методологические основы изучения концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах

 

1.1

Теоретические проблемы лингвистической гендерологии

7

1.2

Понятие концепта в современной когнитивной лингвистике

15

1.2.1

Структура и основные типы концепта

22

1.3

Гендерный подход к изучению концепта в современной лингвистике

28

ВЫВОДЫ

 

32

ГЛАВА 2.

Особенности объективации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах

 

2.1

Номинативное поле концепта «МУЖЧИНА» русской и немецкой лингвокультурах

35

2.2

Категориальная структура концепта «МУЖЧИНА» в современном журнальном дискурсе

38

ВЫВОДЫ

 

62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

66


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования определяется бурным развитием в последние десятилетия гендерологии и возросшим вниманием к когнитивной и этнокультурной составляющим картины мира.Представленная работа выполнена на стыке когнитивного, лингвокультурологического и гендерного направлений и посвящена изучению особенностей лексической репрезентации концепта «МУЖЧИНА» в рамках русской и немецкой лингвокультур. Анализируемый в работе концепт представляет собой один из составляющих компонентов фундаментальной оппозиционной пары в практике человеческого существования «мужчина – женщина», что предполагает его исследование в рамках категории гендера.

Концепт «МУЖЧИНА» является не только одним из базовых концептов культуры, но и неотъемлемой единицей языковой картины мира, обладающей экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом.

Объектом исследования являются языковые средства репрезентации концепта «МУЖЧИНА» в  русской и немецкой лингвокультурах .

Предметом исследования выступают универсальные и специфические характеристики концепта «МУЖЧИНА» как отражение гендерных стереотипов в языковом сознании.

Цель исследования заключается в описании особенностей репрезентации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах.

Для достижения указанной цели и проверки сформулированной гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:

      1)  проанализировать  теоретические аспекты по проблемам исследования концепта, гендера в современной лингвистической науке и разработать алгоритм исследования структурного содержания концепта «МУЖЧИНА»;

      2) выявить и описать особенности функционирования номинаций, объективирующих концепт «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах на основе российских и немецких журнальных текстах;

3) описать особенности содержания и структуры концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой языковых картинах мира;

4)  определить понятийное содержание изучаемого концепта и выявить образные и оценочные характеристики исследуемогоконцепта;

5) выявить гендерные стереотипы, структурирующие концепт «МУЖЧИНА»;

6) установить общее и различное в репрезентации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах.

Материалом для исследования послужили современные российские и немецкие журнальные издания для мужчин и женщин, такие как: «ForMens», «Promising», «SpacesMen», «Men'sHealth», «Men'sFitness», «XXL», «Sports», «GQ», «Forbes», «Complex», «Details», «Esquire», «Maxim», «Men'sJurnal», «Forhimmagazine», «Mann», «Rukus», «MobCandy», «Barracuda», «Blender», «SylkMagazine», «Terrawoman», «NiceLady», «Cosmopolitan», «Elle», «Лиза», «Город женщин», «BildderFrau», «Brigitte», «Jolie», «Spiegel», «Bella», «Tina», «Vida», «Petra», «InStyle», «Focus», «NeoLove», «PerfectLady», «Laura», «Amica», «Bunte», «Freundin», «Allegra», «MarieClair»).

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные концепции, разработанные в рамках следующих научных направлений:

– когнитивной лингвистики (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Болдырев, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др.);

– гендерных исследований (Е.И. Горошко, Е.А. Земская, А.В. Кирилина, А.А. Костикова, Н.Л. Пушкарева, И.И. Халеева, J.Kristeva, H.Cixous, L. Irigaray, S. Trömel-Plötz, I. Samel, L.Pusch, S. Weigel, N. Miller и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепт «МУЖЧИНА» представляет собой многомерный ключевой концепт культуры – сложное ментальное образование, функционирующий в языковом пространстве русской и немецкой культур и отражающий характер и способ культурно-исторической оценки мужской гендерной роли в русском и немецком социумах.

2.  Структура концепта «МУЖЧИНА» складывается из иерархически упорядоченных семантических признаков, в основе которых – ряд гендерно-

обусловленных стереотипов. Содержательная сущность данных стереотипов

маркируется отличительными особенностями в русской и немецкой лингвокультурах. В связи с этим, признаки концепта в них также актуализируются по-разному.

3. Асимметрия в объективации концепта «МУЖЧИНА» в текстах женских и мужских журналов проявляется в 1) различной наполняемости лексико-семантических групп номинативного поля; 2) большей эмоциональности женщин при идентификации человека мужского пола; 3) в гендерной маркированности ряда лексем; 4) неодинаковой яркости классификаторов и отдельных когнитивных дифференциальных признаков категориальной структуры концепта

4. Понятийная составляющая  концепта «МУЖЧИНА» представлена ядерными признаками «интеллект и положительные черты характера», что подтверждает доминантную роль мужчины в русском и немецком социокультурах.

Теоретическая значимость исследования. Общетеоретическое значение имеет выявленная гендерная специфика объективации концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах. Сформулированные в работе положения могут быть использованы при описании структуры  и содержания традиционных стереотипов в различных лингвокультурах.

Практическая ценность исследования. Материалы и результаты работы могут быть использованы в вузовских курсах по лингвоконцептологии, гендерной лингвистике, страноведению, межкультурной коммуникации, а также в практическом курсе немецкого языка.

Цель и задачи настоящего исследования определили выбор следующих методов анализа: метод сплошной выборки; описательно-аналитический; лексико-семантический; метод контекстуального анализа, позволяющий выявить специфику функционирования языковых средств в тексте; лингвокогнитивный (описание когнитивных структур через анализ языковых средств их объективации); концептуальный анализ, заключающийся в выявлении признаков концепта и их интерпретации; элементы метода статистической обработки языковых данных.

Апробация работы. Результаты работы были представлены на научных студенческих конференциях  2011-2012г., а также в опубликованной статье в научном журнале Abоvo (название статьи)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающей перечень источников (88наименований) и использованной литературы (82 наименований), общий объем работы – 75 страниц машинописного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения концепта «МУЖЧИНА» в русской и немецкой лингвокультурах.

 

1.1 Теоретические  проблемы лингвистической гендерологии.

 

Человек предстает в двух ипостасях – мужчина и женщина. Оппозиция «мужской – женский» - фундаментальная для человеческой культуры.

Социально и культурно значимы различия в поведении, обычаях и социализации в целом мужчины и женщины фиксировались в научном описании, особенно в антропологии и этнографии. Однако идея  о разграничении понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникла лишь в период постмодернизма.

В работах М. Розальдо, Л. Ламфере, Р. Унгер, А. Рич, Г. Рабин понятие гендер трактовалось как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности (Пушкарева, 1999:147).

Категория гендер была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее сознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

Термин гендер, таким образом, использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с «мужским», то есть «при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как мужчин и женщин» (Пушкарева, 1999:16).

До сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологических и социокультурных функций. С другой стороны, гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка.

«Если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина», то гендер – в терминах «мужественность» (мужское начало) и « женственность» (женское начало)» (Рябов, 1997:6).

В любой мифологической картине мира присутствует ряд бинарных оппозиций: вверх – вниз, свет – тьма, правое – левое и т.д. Во многих философских системах также имеет место ряд полярных категорий: природа – культура; активность – пассивность; рациональность – иррациальность; логика – эмоции; дух – материя; содержание – форма; власть – подчинение.

Левый член каждой из оппозиции атрибутируется мужественности, а правый – женственности. Каждому из полов приписывается набор соответствующих качеств, играющих важную роль в создании прототипа мужского и женского в общественном и индивидуальном сознании.

Еще Аристотель отождествлял мужское начало с духовным, с формой, а женское – с телесным, с материей. Согласно его взглядам мужское начало придает форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу (Аристотель,1997:254).

Как видно из сказанного выше, мужественность и женственность – важные атрибуты общественного сознания. Являясь универсальными, то есть присутствующими в любой культуре, концептами, они вместе с тем заключают в себе и определенную специфику, свойственную данному обществу.

В соответствии с идеей Ю.Д. Апресяна, «специфические коннотации неспецифических концептов – это источник знания о наивной картине мира, запечатленной в языке, помогающий открыть «стереотипы» языкового и более широкого культурного сознания» (Апресян, 1995:350).

В языке фиксируется гендерная стереотипизация, свойственная коллективному, «наивному сознанию». В коммуникации с помощью имеющегося в данном языке набора гендерных стереотипов актуализируется отрефлексированный индивидуумом опыт.

Наивная картина мира, отраженная в языке, не примитивна. Она имеет глубокую, продиктованную жизненным опытом многих поколений логику, куда входит и наблюдение за типами людей, именуемыми мужчинами и женщинами, приписывание им определенных качеств и одновременно их оценку.

Исследование женственности и мужественности должно, таким образом, включать описание стереотипов, связанных с ними, и средства манифестации этих стереотипов в языке.

В начале 20 века интерес к гендерным аспектам языка и коммуникации несколько возрос благодаря трудам Э. Сепира, О. Есперсена, Ф. Маутнера.

Анализируя коммуникацию в различных социальных слоях, Маутнер выявил ряд особенностей мужского и женского поведения, установив, что в среде фабричных рабочих ненормативную лексику употребляли мужчины. В высшем же обществе мужчины прибегали к двусмысленностям, произносить которые позволялось и женщинам, но лишь до тех пор, пока их эвфемистический характер не утрачивался.

Информация о работе Гендерные характеристики концепта «мужчина» в русской и немецкой лингвокультурах