Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;
Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40
Новое государственное строительство проводилось не хаотично, а по принципу учения о бюрократическом управлении – камерализма. Он определял жесткую подчиненность нижестоящих рангов к вышестоящим, он определял штаты, место и обязанности чиновников. Венцом оформления бюрократической структуры абсолютистского государства стала «Табель о рангах», принятая в 1722 году. Павленко пишет, что согласно ей, военные, гражданские и придворные звания были разбиты на 14 рангов и поэтому общество оказалось под контролем императора и высшей аристократии4. Меньших успехов ПетрI добился строительства властных структур на местах. В 1722 году вышел в свет указ о престолонаследии, по которому монарх сам получал право назначать своих приемников.
Таким образом, как пишет автор, реформы и победа в Северной войне значительно укрепили Россию, поставили ее в ряд великих европейских держав5.
1.2. Культурные реформы при Петре I
В своей книге автор говорит, что в эпоху Петра I в российском обществе произошли культурные перемены, которые были во многом обусловлены не столько желанием Петра I видеть Россию похожей на Европу, сколько объективным результатом самого хода реформ. Произошли перемены в области образования и печати: возникновение школ первой ступени, училищ по специальностям, а также Российской Академии наук. В стране была организована сеть типографий для печатания переводных и отечественных изданий. Начала выходить первая в стране газета, возник первый музей «Кунсткамера» - все это положительно сказалось на культурном развитии России. Таким образом, профессор считает, что при Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни народа. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении6. Однако в целом она носила переходной характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи. Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты – многоголосое бытовое пение. Также распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Сделаны были шаги по созданию первого в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на Красной площади в Москве, где всегда было многолюдно. Но при всей своей универсальной гениальности, Петр не мог успеть за всем. Однако семена, им посеянные, дали всходы. Потребность в театре не угасла в русских людях на протяжении всего XVIII века. Что же значил до Петра театр? Петр хотел создать светское общество с широкими культурными интересами. А театр раскрепощает, освобождает сознание, позволяет вырвать из него многие предрассудки. Через петровский театр русский человек вступал в общение со сложной культурой европейского Барокко.
Автор пишет, что из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады7. С 1718 года Петр I специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. Их возникновение связано с революционным выведением русской женщины из терема. Женщины становятся частью светского общества. Ассамблеи выглядели скандально на фоне русской традиции, и в них наиболее ярко выразилось желание Петра разрушить прежние стереотипы и создать новое общество. Символично, что петровские преобразования начинаются со сменой летоисчисления. Введенное 20 декабря 1699 года новое летоисчисление от Рождества Христова соотносило русскую жизнь с жизнью европейской и сообщало ей дух творческого строительства. В декабре 1701 года выходит указ о ношении немецкой одежды, где среди прочего говорилось: «А русского платья и черкесских кафтанов, и тулупов, а азятов, и штанов, и сапогов, и башмаков, и шапок отнюдь никому не носить… А тем людям за ослушание их учинено будет жестокое наказание». В декабре 1704 года опубликован указ «о бритье бород и усов всякого чинам людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнять не захотят». Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. Таким образом, по мнению писателя, видно, что серьезные социально- экономические реформы начинаются с культурно-психологических моментов, изменения внешнего облика русского человека8. И борода, и русский костюм подчеркивали общность людей, их слиянность в общем служении. Теперь русский человек призывается к творческой активности, к переустройству жизни. Он мог теперь, подобно Меншикову, пройти путь от торговца пирожков, до первого вельможи государства.
Необходимо отметить, что Петр столкнулся с тем, что весь русский быт пронизан церковностью, что каждый русский человек развивался в контексте культуры церковной. Он понимал лишь церковную литературу, преимущественно жития святых. Но «Петр, отнюдь, не изгонял Церковь из русской жизни, и сам он до конца оставался православным человеком, несмотря на свои кощунственные Всешутейшие соборы»9. Выводя русскую жизнь из церковной ограды, Петр призывал своих подданных к служению отечеству. Верой и правдой, служа отечеству земному, он достигнет и небесной родины. Петр вводит понятие служения отечеству, понятие патриотизма, понятие дворянской чести. «Знал долг службы, важность присяги, имел честь», - говорил о себе один дворянин XVIII столетия. От дворянина Петр ждал творческой инициативы и активности, и этому должна была научить его школа западноевропейской культуры.
Соловьев пишет, что при Петре совершается сдвиг по всем направлениям культуры. Укрепляет свои позиции живопись. Развивается жанр портрета, когда русская культура начинает по-новому воспринимать значение индивидуальной личности. Одним из основоположников русской живописи стал Иван Никитич Никитин, получивший по приказу Петра возможность обучения в Италии10. Его портретам – «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека. В петровскую эпоху появилось такое новое явление как гравюра. Она широко использовалась в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравюром был А.Ф. Зубов.
В Москве
и близлежащих землях
«Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра»11.
Огромные
изменения происходят и в
Таким образом, в это время в России происходит закат древнерусской цивилизации в художественном творчестве.
1.3.Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный
В конце XVII начале XVIII века развивается нарышкинский стиль (по фамилии бояр Нарышкиных). Данное название имеет стилевое направление в русской архитектуре. Сформировавшись в конце семнадцатого века «нарышкинский» стиль стал на Руси своеобразным переходным явлением между зодчеством Средневековья и архитектурой Нового времени. Кандидат искусствоведения Н. А. Мерзлютина пишет, что «с одной стороны, «нарышкинским» стилем завершается многовековая история древнерусского искусства, с другой, с него же начинается новая эпоха, когда русская архитектура была включена в общеевропейский художественный процесс»12. Для этого стиля характерны светски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с резным белокаменным декором, элементами ордера. Ярким представителем этого стиля был Яков Бухвостов. Н. А Мерзлютина отмечает, что новая декоративная система, свободно наложенная на плоскости стен и изображающая ордерность и этажность построек, а также новые архитектурные типы зданий сформировались параллельно, что обусловило большую вариативность внутри стиля. При этом сам принцип работы мастеров оставался средневековым13.
В это время умаляется церковное начало, в России закладываются основы новой, светской культуры. В.И. Пилявский отмечает, что в церковную и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко (предположительно от португальского perolabarroca - жемчужина причудливой формы) - стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние западноевропейского барокко прежде всего сказывается в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам14. Храмы начинают украшать орнаментом, доселе невиданным на Руси. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали: Петропавловский собор, Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.
Петровские
преобразования кардинально
В церковной
архитектуре строятся храмы
Пилявский пишет, что одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила (Меншикову башню) в Москве на Чистых прудах и другие сооружения15. Место и год рождения Зарудного не установлены. Известно лишь, по свидетельству русского историка С. М. Соловьева, что И. П. Зарудный умер в 1727 г16. Архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве. Зодчий прибыл в Москву вместе с теми южнорусскими священниками, риторами, художниками и ремесленниками, которые во множестве наехали сюда во второй половине XVII века. Жизнь и творческая деятельность Зарудного проходили на фоне больших и знаменательных для всей России исторических событий, когда Петр I начал решительное преобразование страны.
Выписывая
из-за границы знаменитых
И. П. Зарудный не принадлежал к числу «пенсионеров», но, как отмечал И. Э. Грабарь, он «должен быть причислен к самым замечательным художникам и культурным работникам XVIII века, ибо в его лице, задолго до пенсионеров Петра Великого и учеников архитектурной школы при Канцелярии строений, Россия имела уже серьезного, вдумчивого и высокоодаренного мастера европейской выучки, не терявшего в то же время связи с родной почвой...»18.
В основном
работа Зарудного проходила в
Москве. Своеобразие определяющего
архитектурного стиля Москвы
этого периода заключалось в
том, что два его варианта -
старомосковское и западное
Зарудный
много строил как до
И. П.
Зарудный славился не только
как зодчий, но и как искусный
скульптор, резчик и живописец.
И. П.
Зарудный был искусным
На своем
веку Зарудный создал немало
великолепных иконостасов.
Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I