Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;
Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40
Таким образом, самобытный мастер внес существенный, многогранный вклад в формирование русского искусства. Но самым ярким и впечатляющим творением мастера является храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве.
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)
2.1. История храма Архангела Гавриила
Церковь Архангела Гавриила была возведена в XVIII веке, любимцем Петра I, князем Александром Даниловичем Меньшиковым. Оттого и была названа Меньшиковой башней.
Александр Данилович Меншиков (1672 – 1729) был одной из самых влиятельных политических фигур при дворе Петра I. Его стремительная карьера была бы невозможна в иное время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших саратников23. Природная смекалка, усердие, храбрость, личная преданность царю сделали Меншикова незаменимым для Петра I. За свои боевые заслуги в ходе Северной войны, он был удостоен звания фельдмаршала, а позднее стал генералиссимусом русской армии. Меншикова по праву можно назвать одним из основателей Санкт-Петербурга, который он возводил по приказу Петра. Имея необъятную власть и пользуясь неограниченным доверием царя, Меншиков часто пользовался ими в корыстных целях. Со временем он стал одним из самых богатых людей в стране. Через несколько лет после смерти Петра, Меншиков был снят со всех, занимаемых им постов, лишен всех званий, чинов, и привилегий сослан в ссылку в сибирский городок Березов, где и был похоронен в 1729 году24. Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.
Со времен
Ивана Грозного заселенная
Вернувшись
из одного похода, Меншиков привез
купленную им в Полоцке
Существует легенда, что
своенравный Меншиков, которого москвичи
не любили за «худородство» и постоянно
поминали ему пресловутые пироги,
которыми он якобы торговал в молодости,
хотел уязвить москвичей —
возвести сооружение выше Ивана Великого,
московской красы и гордости. Но
Бог судил иначе — во-первых,
как мы увидим, гордыня Меншикова
была посрамлена, а во-вторых, москвичам
новая церковь очень
В 1712 году
в здании размещалась
В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. «Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней»30. Только в 1773-1787 годах, во времена правления Екатерины ΙΙ, церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать ее сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы. Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Высота храма составляла теперь 79 м и тягаться с колокольней Ивана Великого башня уже не могла. Здание было восстановлено без верхнего яруса по инициативе известного московского масона Гавриила 3ахаровича Измайлова и использовалось для масонских собраний31. Существует предание что «вольные каменщики» собирались под сводами церкви на тайные собрания. Во всяком случае интерьер церкви украшали до середины XIXвека аллегорические фигуры и знаки масонской символики и эмблемы с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур появились свитки с загадочными текстами. Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае Ι, в 1852 году, митрополит Филарет приказал их уничтожить. Но выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены только при Александре ΙΙ в 1863 году. «Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов»32. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.
В 1806 году под руководством архитектора И. В. Еготова рядом с церковью Архангела Гавриила была построена еще одна церковь с колокольней в память святого Феодора Стратилата. Во время нашествия французов обе церкви уцелели, но содержать в приличном виде тот и другой храм Московскому почтамту — а именно ему принадлежал уже в это время участок земли — было трудно. И в 1821 году церковь Феодора Стратилата передали приходу, а церковь Архангела Гавриила осталась почтамтской33.
После 1812 года Меншикову башню украсил новый иконостас, в 1821 году он был возобновлен. Здание церкви в период до 1863 года еще несколько раз ремонтировалось, а в 1838 — 1840 годах была сооружена новая глава с крестом на башне. После реконструкции церковь Архангела Гавриила стала всеобщей любимицей москвичей.
Меншикова
башня была причислена к
Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия, во времена Советской Власти.
В 1945 году,
на Поместном Соборе Русской
православной церкви, было решено
восстановить Антиохийское
Существующий иконостас перенесен из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы. 26 июля 2007 года был торжественно отмечен 300-летний юбилей храма.
Святынями храма являются икона Божией Матери «Благодатное Небо» и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.
2.2. Архитектура Меншиковой башни
Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Об архитектуре этого сооружения как своеобразной имитации в камне деревянной резьбы писал искусствовед и художник академик Игорь Грабарь. Он считал, что Меншикова башня – «одно из величайших произведений русского зодчества всех времен. Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора, — писал И. Грабарь. – С особой любовью строитель возвращается к мотиву волют, столь привычному в искусстве нарышкинского стиля. Он использует их в самых различных масштабах и формах – от миниатюрных до гигантских, невиданного размера»35.
Церковь Архангела
Гавриила – это классический
храм в стиле барокко, но
оригинальность его
Первоначально
башня была в четыре яруса
и имела высоту 84,2 метра. До
пожара 1723 года башня «завершалась
высоким тридцатиметровым
«Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами»40, выписанные из Англии. Так высоко часы были поставлены архитектором не случайно, так как деревянный восьмерик служил превосходным резонатором, усиливал ясность и чистоту боя курантов, которые отбивали час, полчаса и четверть часа, а ровно в полдень 50 башенных колоколов в течение целых 30 минут своими переливами и перезвонами тешили слух москвичей и заезжих гостей. Это еще больше подняло популярность Меньшиковой башни.
Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I