Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;
Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40
Меншиков превосходит московскую колокольню на два метра. Меншикова башня – это памятник тщеславию, гордости и самомнению. В итоге вызов поставлен самому царю.
Петропавловский собор имеет 3-нефный базиликальный план и простые объемные формы с куполом над предалтарной частью. Особенностью сооружения является высокая 120-метровая 4-ярусная колокольня, которая возвышается над западной частью собора и увенчана высоким позолоченным шпилем65. Меншикова башня, хотя ниже и Петропавловской колокольни, и колокольни Ивана Великого, но также как и Петропавловская колокольня имеет четыре яруса.
Степанов пишет, что основание шпиля Петропавловской колокольни поддерживают плоские, графически-прорисованные завитки, соединяющие ярусы и усиливающие стремительный взлет тонкого шпиля66. Конструкция шпиля, как и у Меншиковой башни, - первоначально деревянная, результат решения сложной инженерной задачи. В нем воплотилась идея создания в новой столице своеобразного «Триумфального столпа». В обоих храмах соединились черты, характерные для российской и западной архитектур. Колокольня - часть, характерная для православной архитектуры России, в то время как план в виде 3-нефной базилики - чуждый и неполучивший в дальнейшем распространения элемент в российской архитектуре.
«Одновременно с ораниенбаумским Зарудный создает иконостас для церкви Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду», который также не уцелел. Не найдено и его описание»67. Когда работы по сооружению Петропавловского и Исаакиевского соборов в Петербурге подходили к концу, проекты иконостасов поручили составить Зарудному, который и выполнил их в Москве.
Петропавловский собор является прообразом Меншиковой башни и колокольни Ивана Великого в Москве. Все три постройки имеют устремленность ввысь, т.к. заказчиком построек был сам царь или его приближенные, как в случае с Меншиковой башней. Царь Борис Годунов, перестройкой колокольни Ивана Великого, хотел показать свою власть, могущество и силу. Специальным указом « не строить ничего выше колокольни Ивана Великого», он хотел увековечить свое имя в истории. В дальнейшем этот указ приобрел сакральное значение в глазах москвичей потому, что власть в России всегда была священна и незыблема.
Когда к власти пришел Петр I, то многое в стране подверглось изменениям. Теперь приближенными царя становились люди из низших сословий. Ярким примером является фигура А. Д. Меншикова, который из «торговца пирожками» превратился в Светлейшего князя. Он и строит на территории своего имения в Москве башню. Башня Меншикова была задумана превзойти колокольню Ивана Великого по высоте. Я могу предположить, что строительство Меншиковой башни было одобрено царем Петром Алексеевичем. Петр, в тот момент, воевал со Швецией за выход к Балтийскому морю. России эта победа была очень нужна, т.к. Петр хотел торговать с европейскими государствами. Торговля давала возможность культурного обмена между Европой и Россией. В первую очередь этот культурный обмен нужен был России, т.к. она вступала в лоно европейских государств и самоизоляция ей не была нужна.
Таким образом,
Меншикова башня отражала
После перенесения
столицы из Москвы в Петербург,
Таким образом,
колокольня Ивана Великого
Таким образом, строительство высоких храмов в XVIII веке также послужило примером для постройки величественных зданий в Петербурге и в Москве. К таким зданиям можно отнести Сухареву башню, которая была построена в Москве в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Она была высотой 60 м. Башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы вплоть до 1934 года. Сухарева башня была гигантской для Москвы того времени, она словно нависала над близлежащими кварталами, являясь одной из архитектурных доминант города.
Меншикова
башня – это сложный
Таким образом,
архитектура Меншиковой башни
вбирает в себя черты
Петр задумывает
строительство башни как новый
символ его власти. Он берет
пример с Бориса Годунова, который
строит еще один ярус
Меншикова
башня - это первая попытка
построить символ нового
Но царь
Петр не хочет править в
Москве, т.к. Москва - это оплот
старины. Он строит новую
Но первым
зданием, которое было
Из этого
можно сделать вывод, что
Ансамбль
Петропавловского собора также
состоит из колокольни и
Из этого
можно сделать вывод, что
Поскольку
Петропавловский собор
Кунтскамера также имеет башню, которая устремлена ввысь. Это был первый музей России70.
Таким образом,
мы видим, что здания
Таким образом,
мы видим, что Петропавловский
собор, являясь доминантой
Также нужно
сказать, что все три
Во-первых, все три сооружения являются православными храмами или примыкают к ним, например, колокольня Петропавловского собора.
Во-вторых, все три здания имеют форму башни, которая разделена на ярусы. Все постройки имеют устремленность ввысь.
В-третьих, эти строения относятся к типу «иже под колоколы», т.е. предполагается звонница.
Таким образом,
мы видим, что колокольни
Поскольку
Петербург стал столицей
А в первой половине XIX века. высоким зданием стал Исаакиевский собор, построенный Огюстом Монферраном, в Санкт-Петербурге. Он имеет высоту сто один метр, что выше Петропавловского шпиля и Меншиковой башни в Москве. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.
Из этого
можно сделать вывод, что
Подводя
итоги курсовой работы нужно
отметить, что Петр I сумел осуществить
глобальные реформы в России,
благодаря влиянию на царя
иностранцев, которые жили и
работали в России, а также
поездке Петра за границу с
«Великим посольством» в 1697—
Таким образом,
благодаря привлечению военных
специалистов из Европы и
Серьезные
социально- экономические
Таким образом,
в это время в России
Петровские
преобразования повлияли на
Меншикова
башня - это удивительно гармоничное
сооружение во всех своих
Архитектор сохраняет и некоторые традиции XVII века, обогащает их новыми приемами, характерными для барокко.
Таким образом,
Меншикова башня в истории
русского зодчества стала
Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I