Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая ракитин.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

      Первый  ярус башни состоит из четверика основного объема с прямоугольной апсидой и трапезной  храма, которые размещены на одной оси. Первый ярус несет крестообразный в плане второй ярус, служащий основанием крупного четверика, над которым возвышаются два уменьшающихся по объему кверху восьмерика, завершенных фигурной главой. Высота самого храма — 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи — деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. «Башня была украшена невиданным дотоле обилием каменной скульптуры. Скульптуры придавали постройке легкость при весьма немалых размерах.»41 Отделкой второго яруса служат расположенные в картушах белокаменные рельефы на евангельские темы. Нижний восьмерик некогда был окружен вознесенными на постаменты статуями, замененными позднее вазонами.                                                                  

      Декорация  главного фасада здания отличается  изысканностью: на фоне красных  стен расположены пилястры, тонко  профилированные наличники, затейливые  пышные карнизы и барельефы.  Отлично исполненные детали орнамента  пилястр, с головкой ангела  вместо цветка, гирлянды, венки, балясины - все это свидетельствует о  подлинно творческом подъеме  художника, трудившегося над своим  созданием с артистическим вдохновением42.

Скульптуры, гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, — все  это не только украшает башню, но и  придает ей легкость при весьма немалых  размерах. «Пышный растительно-травный  орнамент, гирлянды и скульптуры покрывают  фасады. И уже совсем необычным  для современников казалось завершение башни деревянным шпилем с медной позолоченной скульптурой парящего архангела Гавриила». Две огромные волюты, подобно мощным контрфорсам, поддерживают хрупкий портик над  входом. Построив Меншикову башню, И. П. Зарудный явил миру не просто великолепный образец новомосковского зодчества, он создал и поныне чарующую зрителей «стройную архитектурную поэму»43.

      Особо выделен  западный фасад нижнего яруса,  фланкированный на углах мощными  волютами-контрфорсами44. Над входами помещены рельефные композиции: над западным — «Вход в Иерусалим», над северным и южным — архангелы Михаил и Гавриил. Убранство первого яруса дополняют небольшие скульптурные вставки в виде гирлянд с головками херувимов или раскрытого Евангелия, размещенные в простенках между окнами. Церковь имеет два входа, которые украшены белокаменным скульптурным декором45. «Но особенно удачной находкой зодчего были массивные валюты главного фасада (спиралевидные завитки с главками в центре) – это своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь»46. Западный вход имеет наверху балкон и двухколонный коринфский портик. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню. В работе принимала участие и артель резчиков из Южной Швейцарии, работавшая в Москве в начале века. А над южным входом с обоих сторон располагаются две фигуры, которые при ближайшем рассмотрении производят необычное впечатление: они держат в руках пустые свитки. По-видимому, на них были надписи, неугодные митрополиту Филарету. Реставраторы не стали менять надписи, они их просто стерли. Обойти вокруг башни мы не сможем, так как с востока башню закрывают здания почтампта и многоэтажные постройки Чистопрудного бульвара. Но и трех сторон вполне достаточно, чтобы увидеть белые кружева ее украшений, причудливые волюты у западного входа.

      Весь облик  церкви Архангела Гавриила говорит  о влиянии на ее архитектуру  светского дворцового зодчества  (балконы над входными портиками  со свободно стоящими колоннами,  тройные двусветные окна, обилие  скульптурного декора и т.д.). «В обработке стен применен классический ордер, причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров – это прием новый в московском строительстве»47. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются изящная композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфского ордера, поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балконом. Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов. Карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. «Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в»48. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы «московского барокко»49. Ее архитектор стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости. Он отходит от плоскостной трактовки стены своих предшественников, одновременно пытается смягчить переходы между ярусами, «нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту»50.

      Мы видим,  что Меншикова башня - это удивительно  гармоничное сооружение во всех  своих деталях, имеет в плане  крест и отчетливо выраженное  стремление вверх. Традиционным  двускатным перекрытиям в форме  полукружий, или «полуглав», как их называл Зарудный, зодчий дал дальнейшее развитие, разработав богатый карниз, украшенный сухариками51 и овальными модульонами.

      Архитектор  сохраняет и некоторые традиции XVII века, обогащает их новыми приемами, характерными для барокко. Таковы  словно витые колонны, крупные  волюты (спиралевидные завитки) справа  и слева от колонн, круглые  окна, декоративные вазы52.

       2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила

      Меншикова  башня, Церковь Архангела Гавриила  в Москве — православный храм  в честь Архангела Гавриила; самое  раннее из сохранившихся зданий  петровского барокко в Москве.

      «Меншикова  башня относится к барочной  стилистике, но барочной «является  не самая сущность, ядро стилистической  концепции, а только ее периферия,  ее оболочка, аккомпанемент, тогда  как мелодия, — писал Виппер, — остается древнерусской, лишь  настроенной на западноевропейский  лад. Об этом говорит широкое  применение традиционных, древнерусских  фронтонных полукружий... Это сразу  чувствуется при входе в храм, внутренность которого совершенно  лишена барочной текучести пространства. Еще красноречивей это сказывается  в использовании Зарудным излюбленного  приема древнерусской архитектуры,  двойственности масштаба — в  неожиданном, крайне экспрессивном  контрасте гигантских волют и  хрупких колонн портика... Ордерная  система есть только оболочка, только декоративная фикция: у  него — не пилястры и столбы, а филенки и тяги, не колонны,  а стебли, жердочки»53.

      Также уникальна  и усложненная организация внутреннего  пространства храма, которая имеет  обходные галереи в разных  уровнях и хоры, расположенные  в притворе и в трапезной.  «В самом центре храма есть  небольшая узкая дверь»54, ведущая внутрь башни. «Через нее попадаешь в каменный колодец»55 и лестницу, круто поднимающуюся ввверх. «По узким крутым ступеням из белого камня, прижимаясь к стене»56, поднимаемся ввверх. «Идешь, плечами, касаясь кладки, рука достает потолок»57. Далее каменная лестница сменяется деревянной, но такой же крутой и извилистой. Внутри башни стены не имеют росписей.

      Несмотря  на пожар 1723 и последующие ремонты,  интерьер сохранил первооснову  декоративного убранства, включающего  скульптуру, карнизы, тяги и картуши,  заполненные сюжетной живописью.  В убранстве трапезной выделяются  горельефные фигуры ангелов, оформляющие  вход в храм, а также кариатиды,  «поддерживающие» перекрытие над  западной галереей, в алтаре —  замечательный лепной плафон  в перекрытии жертвенника, включающий  изображения ангелов и рогов  изобилия. Реставрационные работы  проведены в 1940-х гг. В настоящее  время в интерьере храма пышный  скульптурный декор сохранился  лишь фрагментами. Это в основном  в алтаре, четверике башни, в  притворе и на хорах, где  ранее была устроена верхняя  церковь в честь преподобного  Сергия Радонежского, которая до  наших дней не сохранилась.  Частично гирлянды из цветов  и плодов, ангелы, держащие свитки  – все это еще можно увидеть  на внутренних стенах храма.  В алтаре сохранился написанный  циферблат, который является ровесником  и дублером погибшего наружного.

      Сам храм  небольшого размера. Он состоит  из алтаря, основной части и  притвора58. Храм имеет пять окон: два окна в притворе, одно окно в средней части и два окна в алтаре. Также в средней части храма имеется дверь, которая сейчас не используется – это западный вход. Этот вход имеет витражи, которые являются дополнительным источником света и играют роль окна. Когда человек входит в храм, то на верхней галерее притвора выделяется икона Архангела Гавриила. На стенах храма сохранилась живопись 1770 – 1780-х г.г. Над входом мы видим росписи, изображающие «Иерусалимский храм», «Явление Аврааму Пресвятой Троицы», «Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа на апостолов». Внутри храма находится много икон, некоторые из них сохранились с XVIII века: «Ильи пророка», «Мученика Трифона», «Архангела Гавриила» и «Великомученицы Екатерины». Но большинство икон было вывезено в смутные времена нашей истории.

      В средней  части храма находятся иконы,  которые были перенесены сюда  из разобранных церквей города  Москвы, после Второй Мировой  войны. Здесь находится много  икон, посвященных Божией Матери: «Тихвинская», «Умиление», «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость»59. Также в этой части храма находятся иконы святых, которые были прославлены Церковью в недавнем прошлом, например, святая Матрона Московская, новомученники и исповедники Российские. Мы видим иконы Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, святого Николая Чудотворца и другие. В правой части храма располагается очень редкая икона – «Девяти бесплотным силам», которая усиливает тематику храма – в честь Архангела Гавриила.

      Иконостас  конца XIX века установлен в  1960-е годы, из разобранной в  те же годы церкви Петра  и Павла в Преображенской слободе.  Иконостас состоит из пять  ярусов, иконы иконостаса в позолочееных окладах. В Местном ряду иконостаса выделяется храмовая икона Архангела Гавриила60. Она представляет особый интерес, так как выполнена в стиле барокко. Икона очень органично вписывается в интерьер храма. Фон иконы серебряный, что необычно для православной восточной традиции. Декор состоит из серебряных завитков, что придает ей волнующе трепетное восприятие. Детали иконы выпуклые объемные. Весь облик Архангела находится в движении, в полете, как бы показывая молящимся, что он слышит их и спешит им на помощь. Икона вызывает очень сильное впечатление, завораживает и захватывает дух.

      Итак мы увидели, что церковь Архангела Гавриила это не только пышное, вычурное, богатое лепниной и буйством красок здание, но и церковь-башня, являющаяся  самой высокой в Москве после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни.

Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох

      Меншикова  башня была построена выше  колокольни Ивана Великого, что  являлось нарушением запрета Бориса Годунова - ничего не строить выше данной колокольни.

      До начала XVIII века колокольня Ивана Великого являлась самым высоким зданием Москвы, после надстройки в 1600 году, она имела высоту 81 м. Царь Борис Годунов в 1600 году издал указ, который запрещал строить сооружения выше кремлевской колокольни. Первым этот запрет нарушил князь Меншиков – в начале XVIII века, по его приказу, была возведена церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), высота которой вместе со шпилем составляла 84 метра. В народе эту башню окрестили «сестрой Ивана Великого»61. Меншиков нарушил данное табу и этим привлек все внимание москвичей к своей постройке. Первой реакцией на такую невиданную дерзость было негодование, возмущение. После пожара 1723 года все в Москве заговорили о каре Божией, за то, что «Меншиков осмелился бросить вызов старой Москве и всем кто противился петровским преобразованиям». Но шло время и москвичи забыли, что руины почти в центре Москвы когда-то были храмом и самым высоким в Москве. Но первым кто смог увидеть в этих руинах красоту, был Гавриил Захарович Измайлов, который и восстановил храм, немного добавив лепнины в виде ангелов, держащих в руках свитки с латинскими надписями и вазы. Теперь уже, после реконструкции, москвичи смогли по достоинству оценить красоту и неповторимость этого прекрасного здания.

      Таким образом,  Меншикова башня в истории  русского зодчества стала связующим звеном между «нарышкинским стилем» конца XVII начала XVIII в и архитектурой Петербурга, для некоторых характерных построек которого она, по-видимому, служила образцом. Данная церковь ближе к русской архитектуре последующих десятилетий, чем к другим московским постройкам 1690-х гг.; тем не менее, как мы видели, его новизна стала результатом постепенного развития традиций конца XVII в. Начало петровских реформ лишь ускорило темп постепенных изменений. Тогда Меньшикова «башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке»62. «Смелое решение верхнего покрытия здания говорит о знакомстве Зарудного с архитектурой стран Северной Европы, где этот элемент (шпиль) был уже традиционным. Для России же XVIII века подобное завершение постройки явилось очевидным новшеством. Определенное сходство Меньшиковой башни с некоторыми голландскими и датскими зданиями, увенчанными иглоподобным «шпицем», не могло остаться незамеченным Петром I»63.

      В.Н. и Н.И. Былинины пишут, что ПетрI, принимавший деятельное участие в разработке плана строительства Петербурга, по достоинству оценил значение архитектурной идеи Зарудного. И именно это натолкнуло его на мысль создать такую башню, которая, подобно вертикальной оси, поднялась бы над новой столицей и была хорошо видна из разных уголков города. Архитектору Д. Трезини, которого Петр специально выписал из Дании для строительства Петербурга, было поручено сооружение колокольни Петропавловского собора. Башня Меншикова послужила прототипом одного из самых известных сооружений Петербурга. Самым главным сходством является то, что оба сооружения изначально были задуманы как храмы. Сейчас они внешне мало похожи. Но было время, когда обе башни имели практически одинаковые шпили с ангелами, пропорции, ярусность. На них были установлены схожие часы-куранты.Соборный шпиль с фигурой парящего ангела имеет большое сходство со шпилем московской башни Зарудного. Былинины отмечают преемственность связи Меншиковой башни и Соборного шпиля в своеобразном повторении крупных волют. Это характерная особенность церкви Архангела Гавриила имеет повторение в архитектурном оформлении Петропавловской колокольни, которая была заложена самим Петром I в день его рождения - 30 мая 1714 г. Устройство над зданием высокого шпиля, впервые использованное И. II. Зарудным в Москве, получило в последующем широкое применение в архитектуре Петербурга Схожа была и судьба башен: оба шпиля сгорели от удара молнии и куранты рухнули. До восстановления башен прошли десятилетия.     

      В основу Петропавловского собора положен план трехнефной базилики. Храм Архангела Гавриила также имеет план базилики, но однонефной. В этом мы можем увидеть различие между двумя храмами. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. «Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу»64.

Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I