Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является отражение преобразований Петра I на архитектуру эпохи в целом и на храм-башнню Архангела Гавриила, как типичного представителя петровского времени.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие петровских реформ в культурологическом аспекте;
2. влияние стиля «барокко» на архитектуру петровского времени и последующих эпох;
3. влияние Меншиковой башни на мировоззрение москвичей;
Введение……………………………………………………………………………...3
Библиография………………………………………………………………………...5
Глава 1. Эпоха Петра I………………………………………………………………6
1.1. Начало петровских преобразований…………………………………………6
1.2. Культурные реформы при Петре I……………………………………………8
1.3. Русское барокко в первой четверти XVIII века. И.П. Зарудный…………10
Глава 2. История и архитектура церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня)……………………………………………………………………………….14
2.1 История храма Архангела Гавриила…………………………………………14
2.2. Архитектура Меншиковой башни……………………………………………19
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила………………………...23
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох………………………………………………………….……..25
Заключение………………………………………….................................................32
Список использованной литературы……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………40
Первый
ярус башни состоит из четверика
основного объема с прямоугольной апсидой
и трапезной храма, которые размещены
на одной оси. Первый ярус несет крестообразный
в плане второй ярус, служащий основанием
крупного четверика, над которым возвышаются
два уменьшающихся по объему кверху восьмерика,
завершенных фигурной главой. Высота самого
храма — 26 м. Крестообразный в плане (в
верхней части). Обходные галереи — деревянные
(повторение погибших при пожаре 1723 г.).
Высокие восьмигранники плавно соединены
друг с другом крышами. «Башня была украшена
невиданным дотоле обилием каменной скульптуры.
Скульптуры придавали постройке легкость
при весьма немалых размерах.»41 Отделкой второго яруса служат
расположенные в картушах белокаменные
рельефы на евангельские темы. Нижний
восьмерик некогда был окружен вознесенными
на постаменты статуями, замененными позднее
вазонами.
Декорация
главного фасада здания
Скульптуры, гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, — все это не только украшает башню, но и придает ей легкость при весьма немалых размерах. «Пышный растительно-травный орнамент, гирлянды и скульптуры покрывают фасады. И уже совсем необычным для современников казалось завершение башни деревянным шпилем с медной позолоченной скульптурой парящего архангела Гавриила». Две огромные волюты, подобно мощным контрфорсам, поддерживают хрупкий портик над входом. Построив Меншикову башню, И. П. Зарудный явил миру не просто великолепный образец новомосковского зодчества, он создал и поныне чарующую зрителей «стройную архитектурную поэму»43.
Особо выделен
западный фасад нижнего яруса,
фланкированный на углах
Весь облик
церкви Архангела Гавриила
Мы видим,
что Меншикова башня - это удивительно
гармоничное сооружение во
Архитектор
сохраняет и некоторые традиции
XVII века, обогащает их новыми приемами,
характерными для барокко.
2.3. Внутреннее убранство церкви Архангела Гавриила
Меншикова
башня, Церковь Архангела
«Меншикова
башня относится к барочной
стилистике, но барочной «является
не самая сущность, ядро стилистической
концепции, а только ее
Также уникальна
и усложненная организация
Несмотря
на пожар 1723 и последующие ремонты,
интерьер сохранил первооснову
декоративного убранства,
Сам храм
небольшого размера. Он
В средней части храма находятся иконы, которые были перенесены сюда из разобранных церквей города Москвы, после Второй Мировой войны. Здесь находится много икон, посвященных Божией Матери: «Тихвинская», «Умиление», «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость»59. Также в этой части храма находятся иконы святых, которые были прославлены Церковью в недавнем прошлом, например, святая Матрона Московская, новомученники и исповедники Российские. Мы видим иконы Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, святого Николая Чудотворца и другие. В правой части храма располагается очень редкая икона – «Девяти бесплотным силам», которая усиливает тематику храма – в честь Архангела Гавриила.
Иконостас
конца XIX века установлен в
1960-е годы, из разобранной в
те же годы церкви Петра
и Павла в Преображенской
Итак мы увидели, что церковь Архангела Гавриила это не только пышное, вычурное, богатое лепниной и буйством красок здание, но и церковь-башня, являющаяся самой высокой в Москве после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни.
Глава 3. Значение церкви Архангела Гавриила для петровского времени и последующих эпох
Меншикова башня была построена выше колокольни Ивана Великого, что являлось нарушением запрета Бориса Годунова - ничего не строить выше данной колокольни.
До начала XVIII века колокольня Ивана Великого являлась самым высоким зданием Москвы, после надстройки в 1600 году, она имела высоту 81 м. Царь Борис Годунов в 1600 году издал указ, который запрещал строить сооружения выше кремлевской колокольни. Первым этот запрет нарушил князь Меншиков – в начале XVIII века, по его приказу, была возведена церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), высота которой вместе со шпилем составляла 84 метра. В народе эту башню окрестили «сестрой Ивана Великого»61. Меншиков нарушил данное табу и этим привлек все внимание москвичей к своей постройке. Первой реакцией на такую невиданную дерзость было негодование, возмущение. После пожара 1723 года все в Москве заговорили о каре Божией, за то, что «Меншиков осмелился бросить вызов старой Москве и всем кто противился петровским преобразованиям». Но шло время и москвичи забыли, что руины почти в центре Москвы когда-то были храмом и самым высоким в Москве. Но первым кто смог увидеть в этих руинах красоту, был Гавриил Захарович Измайлов, который и восстановил храм, немного добавив лепнины в виде ангелов, держащих в руках свитки с латинскими надписями и вазы. Теперь уже, после реконструкции, москвичи смогли по достоинству оценить красоту и неповторимость этого прекрасного здания.
Таким образом, Меншикова башня в истории русского зодчества стала связующим звеном между «нарышкинским стилем» конца XVII начала XVIII в и архитектурой Петербурга, для некоторых характерных построек которого она, по-видимому, служила образцом. Данная церковь ближе к русской архитектуре последующих десятилетий, чем к другим московским постройкам 1690-х гг.; тем не менее, как мы видели, его новизна стала результатом постепенного развития традиций конца XVII в. Начало петровских реформ лишь ускорило темп постепенных изменений. Тогда Меньшикова «башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке»62. «Смелое решение верхнего покрытия здания говорит о знакомстве Зарудного с архитектурой стран Северной Европы, где этот элемент (шпиль) был уже традиционным. Для России же XVIII века подобное завершение постройки явилось очевидным новшеством. Определенное сходство Меньшиковой башни с некоторыми голландскими и датскими зданиями, увенчанными иглоподобным «шпицем», не могло остаться незамеченным Петром I»63.
В.Н. и Н.И. Былинины пишут, что ПетрI, принимавший деятельное участие в разработке плана строительства Петербурга, по достоинству оценил значение архитектурной идеи Зарудного. И именно это натолкнуло его на мысль создать такую башню, которая, подобно вертикальной оси, поднялась бы над новой столицей и была хорошо видна из разных уголков города. Архитектору Д. Трезини, которого Петр специально выписал из Дании для строительства Петербурга, было поручено сооружение колокольни Петропавловского собора. Башня Меншикова послужила прототипом одного из самых известных сооружений Петербурга. Самым главным сходством является то, что оба сооружения изначально были задуманы как храмы. Сейчас они внешне мало похожи. Но было время, когда обе башни имели практически одинаковые шпили с ангелами, пропорции, ярусность. На них были установлены схожие часы-куранты.Соборный шпиль с фигурой парящего ангела имеет большое сходство со шпилем московской башни Зарудного. Былинины отмечают преемственность связи Меншиковой башни и Соборного шпиля в своеобразном повторении крупных волют. Это характерная особенность церкви Архангела Гавриила имеет повторение в архитектурном оформлении Петропавловской колокольни, которая была заложена самим Петром I в день его рождения - 30 мая 1714 г. Устройство над зданием высокого шпиля, впервые использованное И. II. Зарудным в Москве, получило в последующем широкое применение в архитектуре Петербурга Схожа была и судьба башен: оба шпиля сгорели от удара молнии и куранты рухнули. До восстановления башен прошли десятилетия.
В основу Петропавловского собора положен план трехнефной базилики. Храм Архангела Гавриила также имеет план базилики, но однонефной. В этом мы можем увидеть различие между двумя храмами. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. «Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу»64.
Информация о работе Храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) и преобразования Петра I