Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры
Введение.......... 3
I. Характер и значение игры как явления культуры....... 5
II. Игра и состязание как культуросозидающая функция..... 10
III. Взаимосвязь культуры и игры. 14
3.1. Взаимосвязь игры и права 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения.......... 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования.......... 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............. 19
3.5. Игровые формы искусства....... 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры..... 22
Заключение. 26
Литература.... 28
АКАДЕМИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬУТРЫ Й. ХЕЙЗИНГИ
Реферат по культурологии
cтудентки факультета
экономики и управления
I курса
Ярополовой Н.К.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
1999
Содержание
Введение.......... 3
I. Характер и значение
игры как явления культуры.....
II. Игра и состязание
как культуросозидающая
III. Взаимосвязь культуры и игры. 14
3.1. Взаимосвязь игры и права 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения.......... 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования.......... 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............. 19
3.5. Игровые формы искусства....... 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры..... 22
Заключение. 26
Литература.... 28
Введение
Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”
Одним из таких ответов
стала игровая концепция
Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений — важнейшего его достояния.
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры (8, 133).
Ощущение и ситуация игры,
давая максимально возможную
свободу ее участникам, реализуются
в рамках контекста, который сводится
к появлению тех или иных жестко
очерченных правил — правил игры. Смысл
и значение игры целиком определяются
отношением непосредственного, феноменального
текста игры - к так или иначе
опосредованному
Игровая концепция культуры
целостно была сформулирована нидерландским
историком и философом
Проблематика игры с особой остротой звучит в наше неспокойное и часто весьма зловещее время. Именно оно сделало столь актуальным вопрос неразрывно слитого со стихией игры пуэрилизма. (Понятие вводится Й. Хейзингом, как демонстрация видимых свойств игры, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам).
Жизненная необходимость
утвердиться, найти точку
Необходимо заметить, что феномен пуэроцентризма проявляется и в образовательном буме, свойственном Новому времени вообще и нашему нынешнему новому времени в частности. В имманентно насильственной деятельности обучения находит выход сублимированный страх общества перед непредсказуемым молодым поколением и, видимо, пустое стремление предотвратить неминуемую агрессию — естественную, увы, реакцию на какие бы то ни было перемены.
Таким образом, рассмотрение культуры человечества с точки зрения игры представляется актуальным в настоящее время. Исследование Й. Хейзинга позволяет отличить “чистую игру”, глубоко гуманистическую, от бескультурья и варварства.
Целью данной работы является раскрытие игровой концепции культуры, сформулированной Й. Хейзингом. Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:
- дать определение игры, её характера и значения как явления культуры;
- рассмотреть
- проанализировать взаимосвязь
игры и культуры на примере
права, войны,
- показать культуру различных эпох с точки зрения игры.
Для решения данных задач автор обратился к труду Й. Хейзинга “Homo Ludens; Статья по истории культуры” (20). Эго фундаментальное исследование в игровой концепции культуры раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации.
В работе также были использованы
различные учебные пособия и
словари по культурологии (1, 3, 9, 11, 12,
13, 15), среди которых особо следует
отметить словарь “Культурология.
XX век.”(13), который призван очертить
границы культурологии как
Кроме того, были использованы исследования психологов, которые рассматривают игру как ведущий тип деятельности человека на определенном этапе развития, а также как один из действенных способов психотерапии (2, 5, 6, 7, 8) ; работы, выявляющие взаимосвязь игры с искусством, творчеством (24, 16, 17); исследования, рассматривающие игру как феномен сознания (4,14) и культуры (19). Это позволило составить более полное представление о значении игры в жизнедеятельности человека, её роли и месте в культуре.
I. Характер и значение игры как явления культуры
Раскрытие игровой концепции культуры, сформулированной Й. Хейзингом предполагает прежде всего определить, что автор вкладывает в понятие игры, в чем видит её характер и значение как явления культуры.
В первую очередь надо сказать, что игра, с точки зрения исследователя, гораздо старше культуры, так как понятие культуры предполагает человеческое сообщество, а животные “не дожидались появления человека, чтобы научить их играть”(21, С.21).
Игра переходит границы
чисто биологической или чисто
физической деятельности, так как
уже в наипростейших формах, в
том числе и в жизни животных,
игра есть нечто большее, чем чисто
физиологическое явление, либо физиологически
обусловленное психическая
К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения:
- игра - высвобождение избыточной жизненной силы;
- игра - инстинкт подражания;
- игра - удовлетворение потребностей в разрядке;
- игра - упражнение на пороге серьезной деятельности;
- игра учит себя ограничивать;
- игра поддерживает собственную индивидуальность (2,6,7,10,14,23)
Однако, Й. Хейзинга находит
неудовлетворительными эти
Психологи и физиологи
стремятся проникнуть в самое
тело игры, не проявляя интереса к её
эстетическим особенностям, поэтому
изначальные качества игры ускользают
от описаний. Например, накал игры нельзя
объяснить никаким
Й. Хейзинга доказывает, что
игра относится к области
Существование игры утверждает сверхлогический характер положения в космосе: животные могут играть, следовательно, они нечто большее, чем механизмы; человек играет и знает, что он играет, следовательно, он нечто большее, нежели разумное существо, так как игра неразумна.
“Очищая” понятие игры от игры в жизни животных и в жизни детей, рассматривая её там, где биология и психология её не затрагивают, Й. Хейзинга дает понятие игры в культуре следующим образом: игра предстает как некая заданная величина, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая её от истоков, вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель (21,С.24). Наблюдатель обнаруживает присутствие игры как определенной особенности или качества поведения, отличного от обыденного поведения в жизни. Его будет интересовать игра как некая форма деятельности, форма, наделенная смыслом, и как социальная функция. Он пытается понять игру так, как воспринимает её сам играющий, в её первичном значении. Если он придет к выводу, что игра основывается на обращении с определенными образами, то захочет понаблюдать, как они проявляются в самой игре, и попытаться понять игру, как фактор культурной жизни.
Так, наиболее заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека уже пронизаны игрою: например, язык, это первейшее и высшее орудие, которое человек формирует, чтобы иметь возможность сообщать, обучать, править (1). С помощью языка человек возвышает вещи до сферы духа. Поэтому “всякое абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть ни что иное как игра слов”(21, С.24). Пронизан игрою и миф, который тоже “есть образное претворение бытия, только более подробно разработанное, чем отдельное слово”(21, С.24). Так же и культ: ведь ранние общества совершали свои свяшеннодейтсвия в ходе чистой игры. Далее Хейзинга делает немаловажный вывод: в мифе и культуре зачинаются великие движущие силы культурно жизни - право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзии, ученость, наука; таким образом, все они уходят в ту же почву игровых действий.
В игре мы имеем дело с такой функцией живого существа, которая полностью может быть столь же мало определена биологически, как логически или этически. Понятие игры остается в стороне от всех остальных интеллектуальных форм, в которых можно было бы выразить структуру духовной и общественной жизни.(4, С.48).
Всесторонне изучение феномена игры позволило Й. Хейзинге выделить следующие её признаки:
- игра - свободное действие: игра по принуждению не может оставаться игрой;
- игра не есть “обыденная”
или “настоящая” жизнь. Игра
- это выход из такой жизни
в преходящую сферу
- третий, отличительный признак
игры - замкнутость, ограниченность.
Она “разыгрывается” в
- игра устанавливает порядок,
она сама есть порядок - и
этот порядок непреложен. Эта
глубокая связь с идеей