Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры
Введение.......... 3
I. Характер и значение игры как явления культуры....... 5
II. Игра и состязание как культуросозидающая функция..... 10
III. Взаимосвязь культуры и игры. 14
3.1. Взаимосвязь игры и права 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения.......... 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования.......... 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............. 19
3.5. Игровые формы искусства....... 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры..... 22
Заключение. 26
Литература.... 28
- следующий признак игры
- напряжение. Именно элемент напряжения
сообщает игре то или иное
эстетическое содержание, ведь напряжение
игры подвергает силы игрока
испытанию: его физической
- в каждой игре - своим
правила. Ими определятся, что
должно иметь силу в
- немаловажным признаком игры Й. Хейзинга признает то, что играющие создают новое сообщество - группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась;
- наконец, последняя
Таким образом, игра, с точки зрения игровой концепции культуры Й. Хейзинги, это некоторая свободная деятельность, которая осознается как “ненастоящая”, несвязанная с обыденной жизнью, но, тем не менее, могущая полностью захватить играющего; которая не обуславливается никакими ближайшими интересами (материальными или доставляемой пользой); которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядочена и в соответствии с определенными правилами, и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружить себя тайной или подчеркивает свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом (21, С.31-32).
Функция игры здесь сводится к двум аспектам: игра - это борьба за что-то или показ этого что-то. Обе эти функции могут и объединятся, так как игра “показывает” борьбу за что-то, или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то лучше других..
“Показывать” или “
Правомерно возникает вопрос: культ - дело самой высокой и самой священной серьезности, может ли он при этом быть также игрою? Анализ человеческой культуры позволяет говорить, что игровой характер может быть присущ самым возвышенным действиям (игра спортсмена, актера, скрипача), но можно ли утверждать что священнослужитель, совершая ритуал жертвоприношения, продолжает оставаться в рамках игры? Автор “Человека играющего” доказывает, что священнодействие есть игра по своей форме, поскольку оно всех, кто в нем участвует, переносит в иной мир, отличный от обыкновенного. Здесь Й. Хейзинга ссылается на Платона, который тождество игры и священнодействия принимал как безусловную данность, потому как считал, что только Бог достоин блаженной серьезности, тогда как человек сотворен игрушкою Бога. Поэтому “жить, должно играя в добрые игры, принося жертвы, в пении и танцах, дабы, возможно, было сыскать расположение богов, и врагам дать отпор, и победить их в бою”(3, С. 37).
Можно соглашаться или не соглашать с мнением этого величайшего философа древности, но вывод, следующий из этого отождествления, вполне соответствует общей концепции культуры Й. Хейзинги. Священнодействие не принижается тем, что его называют игрою, но сама игра возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа.
Итак, чем же определяется внутренняя связь культа с игрою? Пространственная выхваченность этой деятельности из обыденной жизни, то есть отгороженность от священного места есть первый признак сакрального действия (20). Для священнодействия характерно то, что жертвоприношение происходит на священном месте, также, как, например, отправление правосудия. Для игры тоже характерна отгороженность: ипподром, теннисный корт и т.д. это общее сходство объясняется следующим образом: отвести от святилища пагубные воздействия, которые могут ему угрожать из вне. Таким образом, освященное действие формально совпадает с игрой.
Й. Хейзинга пытается определить
границу между священным
Заканчивая анализ характера и значения игры как явления культуры, следует сказать, что Хейзинга оставляет один неразрешенный вопрос: как человек поднялся от низших форм религии к высшим? Ставя этот вопрос, автор дает вполне определенный, хотя и краткий ответ: оценка священной мистерии как наивысшего достижимого выражения того, к чему нельзя подойти чисто логически, ни в коей мере не устраняется. Освященное действие некоторыми своими сторонами во все времена остается включенным в категорию игры, но наличие такой подчиненности не мешает нам признавать его священный характер (21, С.44).
II. Игра и состязание
как культуросозидающая
Исходной предпосылкой концепции игрового генезиса культуры является то, что культура возникает в форме игры. Культура изначально разыгрывается. Даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, как, например охота в архаическом обществе, стремятся найти для себя форму игры. В играх общество выражает свое истолкование в жизни и мира. Это не следует понимать так, что игра становится, оборачивается культурой, но культура в её изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута её настроением.
Взаимосвязь игры и культуры,
по мнению исследователей нужно искать
в высших формах социальной игры, там,
где она проходит в упорядоченных
действиях группы или сообщества,
или двух групп, противостоящих друг
другу (2, 4, 14). Игра в одиночку плодотворна
для культуры лишь в весьма ограниченной
степени. Для того, чтобы доказать
свою точку зрения, Й. Хейзинга приводит
примеры из жизни животных: тетерева
исполняют танцевальные па, вороны
соревнуются в искусстве
Из этого следует, что, раз данный фактор игры существует в жизни животных, состязание и представление не проистекают из культуры, а предшествуют ей.
Далее можно со всей определенностью
выделить две неизменно возвращающиеся
формы, в которых культура вырастает
как игра и в рамках игры - священное
действо и праздничное
Теснейшим образом с игрой
связано понятие выигрыша, это
понятие появляется тогда, когда
в игре есть противник. Выиграть - значит,
возвысится в результате игры. Выигравший
и в обыденной жизни
Со всеми соревнованиями тесно связано не только ради чего, но и также в чем и с чем борются за первенство в силе и ловкости, в знании и в искусности, в роскоши и богатстве, в щедрости и в удаче, в знатности и в чадородии. Борются с помощью физической силы, оружия, ума или рук, выставляя себя на показ, громогласно: хвастаясь, ставя все на кон, наконец, прибегая к хитрости и обману. Причем хитрость тоже превращается в предмет состязания и фигуру игры. Плутующий игрок - не шпильбрехер, он делает вид, что следует правилам, пока не оказывается пойманным за руку (14, С.65-67).
Этнология все более явственно дает знать, что общественная жизнь в архаические периоды культуры обычно основывалась на антитетическом и антагонистическом устройстве самого общества, и весь мыслительный мир такого общества был организован соответственно противоположным, заданным этой дуалистической структурой. Й. Хейзинга ссылается в данном случая на примеры примитивного дуализма, когда племя делится на две противостоящие половины, в соответствие со своими тотемами (21,С.66). Данная система простирается на весь мир их представлений: каждое существо принадлежит той или иной стороне.
Наряду с делением племени
на две части люди группировались
по признаку пола: китайское противопоставление
инь и ян, женское и мужское
начало. Обособление по признаку пола
стоит у истоков системы
Все эти формы состязания выдают связь с культом, так как в отношении их постоянно сохраняется убеждение, что они полезны и необходимы для доброго следования времен года, созревания урожая и т.д.
Агональную (состязательную)
основу культурной жизни архаических
обществ ни что не высвечивает
с такой ясностью, как описание
обычая индейских племен времен Британской
Колумбии, известного в этнологии
под названием “потлатч”(18). Суть
потлатча состоит в следующем: устраивается
торжественный праздник, на котором
одна из двух групп с чрезвычайной
пышностью раздаривает пышные дары
другой группе, не преследуя никакой
иной цели, кроме как доказать этим
свое превосходство. Единственно необходимое
ответное действие - другая сторона
обязана устроить и, по возможности,
превзойти соперника. С предметом
данного исследования связано следующее:
это пункт, к которому сводится все,
называемое потлатчем - это выигрыш
главенство, слава, престиж, реванш.
Духовная атмосфера, в которой происходит
вся эта торжественная
Й. Хейзинга, анализируя этот архаический обычай, делает вывод, что первичным во всем этом комплексе, называемом потлатч, действует агональный инстинкт, здесь первична игра всего общества ради возвышения коллектива или индивидуальной личности. Это серьезная игра, пагубная игра, порою кровавая игра, священная игра, и все же это - игра (21, С.74).
При любой системе архаического
жизненного уклада на основе воинственной
и благородной племенной жизни,
вырастает идеал рыцарства и
рыцарственности, будь то у греков,
арабов, японцев или христиан эпохи
средневековья. И всегда этот идеал
добродетели сохраняет
Благородное сословие, которое
некогда отвечало идеалу добродетели
тем, что отстаивало доблестью свою
честь, и которое видело свое признание
в том, чтобы хранить верность
этой задача, должно было вкладывать в
традиционный рыцарский идеал более
высокое этико-религиозное
Человек благородного происхождения подтверждает действенным испытанием силы, ловкости, мужества, остроумия и т.д. Это прославление добродетелей как форма состязания может переходить в поношение противника. Исследователь описывает особые турниры в похвальбе и хуле, где происходит состязания в моральных ценностях, а не в силе оружия(21, С.76). Особые действия имеют при этом техническое значение, отличительного признака чести или позора (жест презрения неприступной мощи стены вражеской крепости, каковым был роковой прыжок Рема в начале римской истории). Здесь тоже прослеживается связь с потлатчем - состязание в богатстве и расточительности и поединками в похвальбе. Еще один из наиболее яркий примеров - соревнование в учтивости, т.е. уступить другому дорогу, которое состоит в том. Что каждый старается побить противника благородством манер, уступить ему место, сойти с дороги. Состязание в учтивости, нигде не формализовано так, как в Китае.
Хейзинга в подтверждении
своей точки зрения приводит
примеры состязаний в