Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры
Введение.......... 3
I. Характер и значение игры как явления культуры....... 5
II. Игра и состязание как культуросозидающая функция..... 10
III. Взаимосвязь культуры и игры. 14
3.1. Взаимосвязь игры и права 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения.......... 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования.......... 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............. 19
3.5. Игровые формы искусства....... 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры..... 22
Заключение. 26
Литература.... 28
Игровой элемент современной культуры.
На первый взгляд кажется, что утрату игровых форм в общественной жизни компенсирует спорт. Но Й. Хейзинга утверждает, что из игрового содержания спорт растерял самое лучшее. Игра, по его мнению, обрела серьезность, игровое настроение из неё улетучилось, так как спортивные состязания уже не связаны с чем-то священным, в них древний игровой фактор уже успел отмереть. И причинами этого явления являются “техничность, организованность, материальная оснащенность и научное осмысление, что в коллективном и публичном занятии ею возникает угроза потери самого духа игры”(21, 191).
Й. Хейзинга доказывает, что
в современной культуре существует
две тенденции: с одной стороны,
в случае спорта - это игра, все
более жесткая в своей
Относительно искусства
Хейзинга считает, что “современный
аппарат организации
Исследователь отмечает, что
современная наука
В общественной жизни происходит следующее: с одной стороны - речь идет о притворной игре (игровые формы используются для сокрытия намерений общественного или политического характера), с другой стороны, можно пойти по ложному следу, так как есть понятие, демонстрирующее видимость свойств игры (жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам). Это явление Й. Хейзинга называет пуэрелизмом.
Поэтому игровой элемент культуры с XVIII века утратил свое значение в тех областях, где он чувствовал себя “как дома”. Современную культуру едва ли уже играют, а там, где кажется, что её все же играют, эта игра притворна. Так, в качестве примера автор обращается к внешней политике государств, где остается “мало поводов думать о сфере игры” (21, С.198). Но и здесь Й. Хейзинга, верный своей теории, отмечает, что утрачены лишь старые архаические элементы войны, но все же они остаются. Ведь “война, со всем тем, что её вызывает и ей сопутствует, неизменно оказывается опутанной демоническими сетями игры”(21, С.199).
Современное общество вынуждает все более расширять спектр социальных ролей, которые призван играть человек. Однако он не может выполнять все возложенные на него функции разом, поэтому игра все больше приобретает формы лицемерия.
Заключение.
Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.
Игра, с точки зрения
Й. Хейзинги, это всеобъемлющий
способ человеческой
Игра - это не манера жить,
а структурная основа человеческих
действий. А для того, чтобы игровое
содержание культуры было культуросозидающим,
оно должно оставаться чистым. Цель
игры - в ней самой. Игра сама по себе,
в самом начале, лежит вне сферы
нравственных норм. Она не может
быть не дурной не хорошей. Нравственный,
так же как и безнравственный,
поступок совершается по тем или
иным правилам той или иной игры.
В сущности, игра несовместима с
насилием. Именно нравственные поступки
свидетельствуют о должном
Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи её существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в её первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как “живой плод, который освобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра”(21, С.168).
Таким образом, подлинная культура не может существовать без игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.
Й. Хейзинга подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы её “играли” - по взаимному соглашению относительно определенных правил (21, С.168).
Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества все происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.
Литература
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986
3. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.
4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
5. Богомолова Н.Н., "Ситуационно
– ролевая игра, как активный
метод социально –
6. Выготский Л.С. Игра
и её роль в психологическом
развитии ребенка //Вопросы
7. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
8. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.
9. Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста". М.,1978.
10.История и культурология. М., 1999.
11.Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.
12. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
13.Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993.
14.Сапронов П.А.
15.Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.
16.Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966
17.Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983.
18.Устименко В.Ф., "Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки", 1980 г., №2, стр. 69 – 77.
19.Фрезер Дж. Д. Золотая ветвь. - М., 1980.
20.Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997
21.Хейзинга Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992
22.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.
23.Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия", М., 1982, №2.