Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.
Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39
[26].
Несмотря на
все, сегодня уже сложилась
ЭБ, в том
числе и в Интернете, создаваемые
как общедоступный или
Однако роль
библиотек и учебных заведений
в расширении Интернет-пространства
и в целом в освоении и продвижения
информационно-комуникационных
Университеты и другие вузы производят и используют следующие электронные ресурсы:
Одна из главных проблем для создания Интернет-библиотек – согласование размещения произведений для всеобщего доступа с нормами авторского права. Составители зарубежных коллекций электронных коллекций электронных текстов практически никогда не вступали и не вступают в конфликт с действующим законодательством, тщательно следя за тем, чтобы в состав их собраний включались исключительно произведения, на которые срок действия авторского права уже истек. Классический пример – «Проект Гутенберга» - первая в мире ЭБ, собравшая великие произведения человеческого разума всех времен и народов. В более отдаленной перспективе распространение через Сеть объектов интеллектуальной собственности будет все более детально регламентироваться соответствующими законами, как ныне регламентируется распространение традиционных книг и иных носителей информации в офлайновой среде [27].
К современным
электронным учебным изданиям представляемым
на рецензирование в сфере образования
предъявляются такие
Защита прав интеллектуальной собственности тех библиотечных ресурсов, которые отвечают таким критериям, должна обеспечиваться следующими необходимыми организационными мерами:
Создавая электронные ресурсы, многократное копирование не требует затрат, если они предоставляются в открытом доступе и библиотека позиционирует себя в едином электронном пространстве принимая ответственность:
Это говорит о том, что в формировании электронного информационного пространства возникает большое количество проблем, таких, как повсеместное нарушение авторских прав; отсутствие гарантии стабильности и сохранности электронных документов целых коллекций, разнообразные технические решения в представлении документов, существенные расхождения в источниках, описании, качестве, многократное дублировании при оцифровывании идентичных материалов. Поэтому все ЭБ должны соблюдать эти нормы и правила.
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки
По мнению Р. С. Мотульского, первопричиной создания и функционирования библиотеки как социального института является необходимость удовлетворения постоянно растущих и изменяющихся информационных потребностей общества [25, с. 193]. Библиотека как информационный институт общества создает и развивает то информационное и документное пространство, в котором люди осуществляют различные процессы, взаимодействуя с информацией для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечения таких же потребностей других людей.
Субъектами информационного пространства библиотеки являются библиотекарь и пользователь, объектом – информация, представленная в различных формах, предметах на многих носителях.
В системе «субъект
– объект – субъект» для удовлетворения
своих и чужих информационных
потребностей субъекты информационного
пространства библиотеки участвуют
в аналогичных процессах
Каждая библиотека имеет свое информационное пространство со свойственными ей особенностями, свойствами и признаками. Библиотекари выступают субъектами информационного пространства, в котором каждый из них выполняет свои обязанности, применяя профессиональные знания и опыт работы, используя различные библиотечные технологии. Обмен опытом работы, повышение классификации обеспечивают библиотекарю объем знаний и информации, необходимый и для дальнейшего развития библиотеки как современного учреждения, и для качественного развития информационного пространства библиотеки.
Управленческая деятельность библиотеки также базируется на информации, которая является одновременно предметом и труда работников аппарата управления и результатом их работы. Информационное обеспечение управления включает комплекс операций по получению и обработке всех видов информации необходимой для анализа ситуации, формулирования проблем и принятия решений. Реализация их способствует развитию информационного пространства библиотеки, а также вхождению ее в более крупное информационное пространство, − сети библиотек и информационных учреждений региона, страны и т. д.
В системе «субъект – объект – субъект» (соответственно «библиотекарь – информация − пользователь») объектами информационного пространства библиотеки являются информация, представленная в виде предмета и результата деятельности библиотекаря и пользователя, и ее носители – одушевленные (человек, его знания) и неодушевленные − документ (фонд библиотеки), справочно-библиографический аппарат, базы данных Интернет и т. д.
Одной из важнейших составляющих объекта информационного пространства библиотеки является ее фонд. Библиотекарь участвует в многочисленных процессах формирования, хранения, использования документального фонда, т. е. осуществляет информационную деятельность. Фонд является тем основным ресурсом библиотеки, без которого функционирование ее информационного пространства невозможно. С исчезновением этого элемента нарушаются связи «субъект – объектной» системы, в результате чего роль библиотек как социального института общества утрачивается. Сохранность же библиотечного фонда во временном и пространственном соотношениях гарантирует стабильность информационного пространства библиотеки.
В информационное пространство библиотеки входит система внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах и прочее. Такая информация разъяснительного характера содействует организации определенных действий в информационном пространстве библиотеки.
Библиотечные каталоги и картотеки также относятся к важным составляющим объекта информационного пространства библиотеки, являясь средствами раскрытия содержания документального фонда и инструментами поиска информации / документа создаваемой и используемой субъектами информационного пространства библиотеки.
Библиотекарем
и пользователем
Вместе с тем многие специалисты рассматривают Интернет в качестве самостоятельной разновидности информационного пространства, способной интегрировать другие информационные пространства.
В информационное пространство библиотеки входит система внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах и пр. Такая информация разъяснительного характера содействует организации определенных действий в информационном пространстве библиотеки.
Таким образом, движение информации в информационном пространстве библиотеки как системе «субъект – объект – субъект» («библиотекарь – информация − пользователь») происходит в процессе следующих взаимосвязей: 1) пользователь для удовлетворения своих потребностей в определенной информации, документе или услуге делает запрос библиотекарю, выступая в вышеобозначенной системе доминирующим субъектом, мотивирующим работника библиотеки к действиям; 2) библиотекарь как субъект информационного пространства предоставляет пользователю информационные продукты и услуги, выполняя для этого процессы поиска, отбора, обработки, создания и хранения информации и документов. Он осуществляет функции посредника между информацией / документом и пользователем.
Пользователь как субъект информационного пространства библиотеки осуществляет действия с информацией в различных формах: устной (объяснение запроса, указание алгоритма поиска, отбора, обработки информации или документа); в физической – передача письменной информации, документов, являющихся материальными источниками информации; в знаковой форме – обмен, передача созданных вторичных документов или их совместное создание.
Однако поиск и отбор информации и документов пользователь осуществляет во всем имеющимся информационным ресурсам библиотеки (книги, журналы, сборники трудов, информационные ресурсы Интернет, полнотекстовые базы данных и т. д.) с помощью библиотекаря, при физическом наличии в библиотеке имеющихся документов.
Конечным результатом информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя в информационном пространстве библиотеки являются информация / знания / или создание вторичных документов, которые могут быть передаваться другим пользователям или применяться в профессиональной деятельности библиотекаря [22].
Оказывается, каждая библиотека имеет свое информационное пространство со свойственными ей особенностями, свойствами и признаками. Библиотекари выступают субъектами информационного пространства, в котором каждый из них выполняет свои обязанности, применяя профессиональные знания и опыт работы, используя различные библиотечные технологии.
Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями