Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.
Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39
Одной из важнейших составляющих объекта информационного пространства библиотеки является ее фонд, т.к. фонд является тем основным ресурсом библиотеки, без которого функционирование ее информационного пространства невозможно, потому что с исчезновением этого элемента нарушаются связи «пользователь – информация», в результате чего роль библиотек как социального института общества утрачивается. Сохранность же библиотечного фонда во временном и пространственном соотношениях гарантирует стабильность информационного пространства библиотеки.
Также в информационное пространство библиотеки входит система внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах, библиотечные каталоги и картотеки также относятся к важным составляющим объекта информационного пространства библиотеки, являясь средствами раскрытия содержания документального фонда и инструментами поиска информации / документа создаваемой и используемой субъектами информационного пространства библиотеки.
Но Интернет в библиотечном пространстве используется как источник информации в двух видах своей информационной деятельности: для поиска партнера, располагающего необходимыми информационными ресурсами, получения их и для предоставления собственных информационных ресурсов.
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки
В настоящее
время исследователи
Результаты изучения феномена информационного пространства как такового позволили выявить специфику собственно информационного пространства библиотеки и пути его трансформации в современных условиях.
Цель создания информационного пространства библиотеки – формирование среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе его деятельности.
В официальных
документах Российской Федерации об информационном
пространстве РФ [17; 19; 18] библиотека представлена
одним из информационных ресурсов. Но
наличие в ее структуре такого элемента,
как персонал, приводит к тому что, библиотека
начинает занимать активную позицию
в построении информационных коммуникаций.
Она становится субъектом коммуникационно-
Генезис информационного пространства, воспроизведенный в процессе проведенного Берестовой исследования, выявление связей библиотеки с объектами и субъектами информационного пространства позволяет сделать следующий вывод: библиотека порождена информационным пространством и является одной из форм его существования и функционирования [9, с. 167]. Объясняется это тем, что с точки зрения генетических и функциональных элементов библиотеки, она – часть информационного пространства. Библиотека объективно возникает на определенном этапе его развития, а, как известно, целое и часть являются единством противоположностей и могут переходить друг в друга и взаимодополнять друг друга [20, с. 243]. Понятие «пространство библиотеки» вводит в научный оборот В. П. Леонов в книге «Пространство библиотеки: библиотечная симфония», утверждая: «пространство библиотеки есть форма ее существования» [23, с. 78].
С точки зрения характеристики пространства, каковой, в первую очередь, является его протяженность, традиционная библиотека имеет территориальное ограничение в рамках занимаемой ею площади и радиуса обслуживания пользователей. Возможности расширения последнего фактически зависят от ряда условий: квалификация библиотечного персонала, уровня технической инфраструктуры библиотеки, в том числе оснащения ее средствами связи и транспорта.
Вместе с документом в библиотеку привносятся и свойства информации, они становятся родовыми (генетически наследуемыми) свойствами библиотеки. Это – изменения о времени, коммуникативность, модельность, организованность, упорядоченность, структурированность, вспомогательность (инструментальность), селективность (оценочность) и другие [8, с. 298]. Кроме документов, носителем информации и ее свойств являются также информационные тезаурусы пользователей библиотеки и библиотечного персонала.
Внутри пространства библиотеки исходными являются отношения между документом и потребителем. До определенного времени отбор информации осуществлял сам потребитель, но после появления в документохранилищах специальных работников функция первоначального отбора документов на хранение стала осуществляться ими. Так в результате структурирования информационного пространства, при установлении иерархических взаимосвязей между его субъектами, возникла библиотека как объективное и самостоятельное явление в развитии социума, образовалось информационное пространство библиотеки, которое является более частным, чем территориальное или ведомственное информационное пространство. Генеральным конструктором данного частного вида пространства является библиотекарь. Он имеет большие возможности, чем конструктор крупных территориальных или ведомственных (отраслевых, корпоративных) пространств, влиять на условия отбора документов и их предоставления потребителям информации, на состав оказываемых услуг. На основе сохраняемых документов библиотекарь осуществляет документально-информационное обслуживание.
Библиотека, в
силу своего генезиса и сущности, −
явление документально-
Цель функционирования
библиотеки подчиняется более общей,
глобальной цели информационного пространства
как особого материально-
Принцип типизации
действует в любом
Принцип согласования общих и частных критериев взаимосвязан с принципом максимума эффективности, который объясняет возможность достижения максимальной эффективности на более высоком уровне лишь при обязательном использовании результатов, полученных при решении аналогичной проблемы на более высоком уровне. Библиотека как информационное пространство будет эффективно функционировать, при условии, что проблемы формирования территориального или ведомственного (отраслевого, корпоративного) пространства, частью которого является библиотека будут решаться единовременно. Следование этому принципу обеспечивает получение максимальных результатов при минимальных затратах.
По существу, пространство библиотеки является синтезом нескольких видов пространств: вербального и документального, индивидуальных пространств пользователей и персонала, а также пространств авторов текстов документов, хранящихся в библиотеке. Каждое из них – часть пространства библиотеки.
Коротко охарактеризуем виды пространств, возникших до появления библиотеки и интегрированных ею в особую целостность. Пространство библиотеки может рассматриваться как предметное. Потребителю приходиться существовать в физическом пространстве библиотечного здания (помещения), в котором присутствуют документы, мебель, оборудование по транспортировке документов и их копированию, средства, обеспечивающие ориентировку в физическом пространстве библиотеки (разделители, плакаты, каталоги и т. д.). В этом предметном пространстве существует также библиотечный персонал, который организует его.
Успешная организация предметного пространства библиотеки повышает эффективность функционирования индивидуальных информационных тезаурусов пользователей и представителей библиотечного персонала, способствует их взаимной интеграции.
В процессе коммуникации в библиотеке происходит взаимодействие между пользователями и персоналом, чаще всего такие контакты осуществляются на вербальной основе с помощью естественного языка и речи. Берестова определяет «информационное пространство библиотеки» как совокупность индивидуальных информационных тезаурусов людей являющихся персоналом библиотеки. Пользователи библиотеки – субъекты информационного пространства − имеют свои информационные тезаурусы. Информационные тезаурусы персонала библиотеки и ее пользователей составляют часть информационного ресурса социума: и те, и другие могут взаимодействовать вербально, и документально. Развитие и согласование всех элементов вербального пространства библиотеки, в котором индивидуальные информационные тезаурусы персонала и пользователей преимущественно функционируют в виде устной речи, связаны с развитием общегосударственного языка, с владением библиотекарями национальными языками, которые в устной коммуникации применяют пользователи.
На вербальной основе в значительной степени происходит обмен информацией и между представителями библиотечного персонала отдельной библиотеки и разных библиотек, так формируется профессиональный библиотечный язык, иначе, терминосистема библиотечной сферы деятельности [10]. Исходя из существующих форм контактов между пользователями и библиотечным персоналом, можно констатировать, что вербальный уровень информационного пространства существует внутри информационного пространства библиотеки как его часть. В библиотеке осуществляется постоянное взаимопроникновение разных способов коммуникации.
Безусловно, пространство библиотеки может рассматриваться и в качестве формы взаимодействия документных ресурсов. По существу, это основной подход В. П. Леонова к рассмотрению проблемы: «пространство библиотеки». Он отмечает, что: «в широком смысле библиотека есть некоторое пространство, где собрано собрание всех текстов написанных человечеством в ходе его исторического развития» [23, с. 19].
Библиотека соединяет в себе документы, потребителей, ИПЯ, персонал, и они, выступая как взаимодополняющие друг друга компоненты, образуют ее информационное пространство.
Вместе с тем пространство библиотеки – это не только информационное пространство авторов документов, но и информационное пространство пользователей. Пользователь (абонент, читатель, потребитель), является самым динамичным, а также целеполагающим элементом библиотеки, так как она существует для удовлетворения его информационных потребностей [29]. Пользователь и его информационные потребности раньше других элементов отражают изменения, происходящие в социуме.
Библиотечный персонал выступает в качестве конструктора пространства библиотеки, потому что библиотекарь – главный субъект библиотечной деятельности. По мнению Ю. Н. Столярова, «Библиотекарь – функция механизма упорядочения системы, приведения ее в действие» [28, с. 182], он реализует сущностную и производные функции библиотеки. Библиотекарь может и расширить набор этих функций, выполняя обязанности издателя, книготорговца, информационного аналитика, формируя фонды не только печатными источниками но и архивными документами, музейными экспонатами [7].
Так, в одних библиотеках бывает более развита вербальная (непосредственная) коммуникация: работа клубов по интересам, проведение конференций и дискуссий, в других – документальная коммуникация (опосредованная через документ). В последнем случае больше внимания уделяется, например, библиографической работе.
Внутри пространства библиотеки действия библиотекаря направлены на управление развитием и согласованием всех элементов пространства: 1) вербального уровня (индивидуальные информационные тезаурусы персонала, их естественный язык, профессиональная терминосистема); 2) документального уровня (документные ресурсы библиотеки, ИПЯ); 3) частных видов, породивших пространство библиотеки (пространства пользователя, персонала, авторов текстов/ документов); 4) инфраструктурных (управленческие и вспомогательные (технические) компоненты). Только при достижении согласованности между элементами вербальной и документальной коммуникации, т. е. при условии их синтезирования, объединения в единое целое, пространство библиотеки будет удовлетворять принципу целостности и сможет функционировать достаточно эффективно [6].
Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями