Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.
Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39
Можно сделать вывод, что пространство библиотеки состоит из нескольких видов пространств: вербального и документального, индивидуальных пространств пользователей и персонала, а также пространств авторов текстов документов, хранящихся в библиотеке. Каждое из них – часть пространства библиотеки. Однако внутри пространства библиотеки исходными являются отношения между документом и потребителем, а библиотечный персонал выступает в качестве конструктора пространства библиотеки, потому что библиотекарь – главный субъект библиотечной деятельности и он управляет всеми элементами пространства: от вербального до инфраструктурного компонентов.
3. Восприятие
пользователями
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации
В современном обществе в качестве
социальных институтов, помогающих восприятию
информации, выступают семья, учебные
заведения, учреждения культуры, средства
массовой коммуникации, учреждения, входящие
в структуру документальных коммуникаций:
книжные издательства и книжная торговля,
библиотеки, информационно-
Восприятие информации личностью объединяет задачи мировоззренческого характера, основная цель – довести до сознания личности следующий комплекс знаний:
Наиболее эффективно влияние на формирование мировоззрения личности осуществляется в условиях учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов) и восприятия информации, а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи при самостоятельной работе с источниками информации.
После этого формируется информационный стиль мышления личности и культуры производства и потребления информации.
Формирование информационного стиля мышления личности – важная задача на современном этапе развития общества. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений, а также ее внутреннего, духовного мира. Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует осознанию значимости данной проблемы. Формирование информационного стиля мышления как компонента информационной культуры личности подразумевает практическое овладение методами аналитико-синтетической обработки информации, развитие умения связывать факты, понятия в единую систему, мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать.
Основы формирования восприятия личности закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры является семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.
А также очень важна проблема формирования культуры производства и потребления информации. Данная проблема рассматривается в морально-этическом плане, поскольку информация несет в себе мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность «как во благо, так и во вред».
Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитания критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность.
С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки навыков психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для защиты от информационного шума.
В следующую проблему входят задачи технологического характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Их решением занимаются учреждения, входящие в структуру документальных коммуникаций: книгоиздательские и книготорговые учреждения, библиотеки, органы научно-технической информации и т. д.
В современных условиях необходимы комплексный подход к решению данной проблемы, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в ее реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать (с учетом возрастных, социальных и профессиональных особенностей) гармонично развитую в информационном пространстве личность [15, с. 58].
В отличие от обучения библиотечно-библиографическим знаниям и культуре чтения, которым традиционно занимались и занимаются библиотеки, обучение основам компьютерной грамотности, как формирование общеучебных знаний и умений – прерогатива образовательных учреждений. В настоящее время подход к обучению компьютерной грамотности характеризуется сменой приоритетов. Вместо лозунга «программирование – вторая грамотность» приходит осознание, что культура общения с ЭВМ, персональным компьютером становится частью общечеловеческой культуры.
Современные условия диктуют необходимость подготовки широких слоев населения, знающих возможности современной компьютерной техники и имеющих навыки ее практического применения.
При таком подходе основное внимание уделяется возможностям компьютера. При этом сама информации, ее виды и соответствующие им особенности остаются на втором плане. Следовательно, компьютерная грамотность современного человека не способствует в должной мере приобретению знаний и умений по работе с информацией, в то время как все более актуальным становятся прикладной аспект компьютерной грамотности – обеспечение практической реализации конкретных информационных задач [12, с. 22].
Оказывается, наиболее эффективно влияние на формирование мировоззрения личности осуществляется в условиях учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов) и восприятия информации, а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи при самостоятельной работе с источниками информации.
После этого формируется информационный стиль мышления личности и культуры производства и потребления информации. Поэтому в современных условиях необходимы комплексный подход к решению данной проблемы, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в ее реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать (с учетом возрастных, социальных и профессиональных особенностей) гармонично развитую в информационном пространстве личность.
В социуме человек при рождении и социализации получает часть знаний, уже накопленных человеком, и ту или иную организацию общества как данность. И индивид, чаще всего, вынужден жить в этой данности. Человек не может не быть связанным с природой и обществом, поскольку он – их часть, при этом информация – способ (инструмент) связи между ними. Информация – это средство преодоления объективных противоречий между человеком, социумом и природой, это – инструмент адаптации человека к окружающему миру. Используя информацию как одно из средств, способствующих удовлетворению своих базовых, в конечном счете, физиологических потребностей. Отражательную сущность информации как первородного явления рассматривали Н. Винер, Н.Б. Зиновьева, О.П. Коршунов, Р.С. Мотульский, А.В. Нестеров, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров и др. отражательная и посредническая сущность информации, позволяет определить ее как метод связи человека с окружающей средой.
Информация как связь между человеком и пространством как средой его обитания используется как инструмент для достижения целей самых разных видов деятельности. При этом человек создает информационные модели выборочно, соотнося их с той или иной деятельностью, отражая только те явления, которые для него имеют ценность.
Человек, когда освоив механизм создания информации при отражении окружающей среды в своем сознании, согласно с законом наименьших усилий использует этот же механизм и при взаимодействии с информацией как с самостоятельным феноменом, он отражает созданную кем-то информацию в своем сознании. Для обеспечения взаимодействия между элементами «информация – пользователь» он создает информацию об информации. Так возникает новый посредник – вторичная информация, и это работает на охват информацией всех сфер жизни. Вторичная информация возникает как инструмент освоения информационного пространства социума, в которое пользователь входит при рождении; как инструмент создания собственного информационного пространства [3].
Для этого пользователь, потребляющий информацию, непременно взаимодействует, вступает в отношения с объектами и другими объектами, находящимися в этом пространстве. Поэтому возникает система информация – пользователь. О.П. Коршунов для этой системы называет три группы отношений. Это – отношения противоречия (относительно информационного пространства в крайнем проявлении это могут быть даже те отношения противоположности, несовместимости, что может привести к выведению субъекта или объекта за рамки информационного пространства); затем при преодолении противоречий возникают отношения соответствия между компонентами информация – пользователь, и далее возможны отношения тождества между ними. Человек осуществлял освоение информационного пространства через последовательное преодоление противоречий, возникающих между ним и источниками информации, через формирование соответствий с ними, стремился к тождественности своего сознания и информации, существующей вне его. Такое тождество, которое конечно, может быть только относительным, наступало после потребления (прочтения) и усвоения информации, после освоения индивидом семантики (смысла), заключенного в документе [21, с. 119].
Воспроизведя зарождение и развитие информационного пространства видно, что библиотека и библиотечная деятельность возникли как средство преодоления информационных барьеров. Информационные барьеры могут проявляться в полной невозможности получения информации или в появлении трудностей в ее получении, т.е. в дискомфорте индивида при поиске, получении, потреблении информации. В значительной степени дискомфорт, возникающий у потребителя информации, имеет объективные причины. Они связаны с непростой системой отношений между информацией и пользователем. В настоящее время всегда существовавшая сложность отношений между информацией и пользователем усугубляется за счет возрастающей много компетентности информационного пространства, усложнения его организационной структуры. Уже в первородном состоянии древнего документального института для обеспечения комфортности, удобства потребителя информации создается служба, которая специализируется на предоставлении услуг. Так, в конечном счете, формируется сфера документального обслуживания или сервис.
Для преодоления информационных барьеров человек производил некие действия, которые постепенно, при их постоянном повторении, сформировались в определенные технологии. Технологии – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств исходных составляющих в процессе производства конечной продукции. Разные способы преодоления информационных барьеров накапливались постепенно. Шли отбор и создание специальных технологий, которые приводили к уничтожению или минимизации информационного барьера, т.е. способствовали возникновению соответствий между информацией и пользователем и в конечном счете обеспечивали контакт между ними. Сначала это были простые технологии. Со временем они усложнялись и вместе со структурированием информационного пространства становились все более специфичными для вербальных и документальных его сегментов. Технологии и технические средства, их обеспечивающие, позволили значительно расширить арсенал средств инфопроцесса. А начало заключалось в формировании семантических образов посредством функционирования органов чувств человека. И в настоящее время развиваются мультимедиа технологии, результаты которых со временем, по-видимому, будут восприниматься всеми органами чувств. Качественные и количественные характеристики субъектов и объектов информационно процесса влияли на возникновение специфической технологии, характерной для того или иного сегменте информационного пространства. Поэтому библиотечные технологии и услуги становятся формой реализации социальных функций библиотеки, позволяющей индивиду или социуму расширять, уплотнять информационное пространство [4, с.119.].
Информация является связью между человеком и пространством как средой его обитания, так и используется как инструмент для достижения целей самых разных видов деятельности. Для этого человек осуществлял освоение информационного пространства через последовательное преодоление противоречий, возникающих между ним и источниками информации, через формирование соответствий с ними, стремился к тождественности своего сознания и информации, существующей вне его. Чтобы преодолеть эти информационные барьеры человек производил некие действия, которые постепенно, при их постоянном повторении, сформировались в определенные технологии, которые с течением времени все время развиваются и усложняются.
Заключение
Итак, информационное пространство – это искусственно созданная человеком среда для осуществления информационной деятельности, которая включает: поиск, отбор, обработку, создание и восприятие информации, ее передачу и хранение. А информационное пространство библиотеки – это не только информационное пространство авторов документов, но и информационное пространство пользователей.
Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями