Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курса Снежаны.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Но для перехода библиотек на новый уровень, соответствующий  целям и задачам информационного общества, должны быть решены такие вопросы, как создание и накопление электронных массивов информации, в том числе полнотекстовых; создание и поддержка централизованных либо распределенных информационных ресурсов общего пользования; реализация процедур взаимодействия библиотек между собой и с другими субъектами информационного пространства.

Поэтому в настоящее время создаются ЭБ, которые являются областью научных исследований и практических разработок, направленных на развитие теории и практики накоплении, обработки, хранения, анализа, поиска и распространения данных в цифровой форме. При их создании и использовании требуется решать различные научные, технологические, методологические, экономические, правовые и другие вопросы.

Потому что  формирование электронного информационного пространства происходит практически стихийно, что порождает большое количество проблем, таких, как повсеместное нарушение авторских прав; отсутствие гарантии стабильности и сохранности электронных документов целых коллекций, разнообразные технические решения в представлении документов, существенные расхождения в источниках, описании, качестве, многократное дублировании при оцифровывании идентичных материалов. Поэтому все ЭБ должны соблюдать эти нормы и правила.

Оказывается, каждая библиотека имеет свое информационное пространство со свойственными ей особенностями, свойствами и признаками. Библиотекари выступают субъектами информационного пространства, в котором каждый из них выполняет свои обязанности, применяя профессиональные знания и опыт работы, используя различные библиотечные технологии.

Одной из важнейших  составляющих объекта информационного  пространства библиотеки является ее фонд, т.к. фонд является тем основным ресурсом библиотеки, без которого функционирование ее информационного пространства невозможно, потому что с исчезновением этого элемента нарушаются связи «пользователь – информация», в результате чего роль библиотек как социального института общества утрачивается. Сохранность же библиотечного фонда во временном и пространственном соотношениях гарантирует стабильность информационного пространства библиотеки.

Также в информационное пространство библиотеки входит система внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах, библиотечные каталоги и картотеки также относятся к важным составляющим объекта информационного пространства библиотеки, являясь средствами раскрытия содержания документального фонда и инструментами поиска информации / документа создаваемой и используемой субъектами информационного пространства библиотеки.

Но Интернет в библиотечном пространстве используется как источник информации в двух видах своей информационной деятельности: для поиска партнера, располагающего необходимыми информационными ресурсами, получения их и для предоставления собственных информационных ресурсов.

 Также можно сделать вывод, что пространство библиотеки состоит из  нескольких видов пространств: вербального и документального, индивидуальных пространств пользователей и персонала, а также пространств авторов текстов документов, хранящихся в библиотеке. Каждое из них – часть пространства библиотеки. Однако внутри пространства библиотеки исходными являются отношения между документом и потребителем, а библиотечный персонал выступает в качестве конструктора пространства библиотеки, потому что библиотекарь – главный субъект библиотечной деятельности и он управляет всеми элементами пространства: от вербального до инфраструктурного компонентов.

Но библиотечное пространство не может существовать без информации, т.к. информация является связью между человеком и пространством, как средой его обитания, так и используется как инструмент для достижения целей самых разных видов деятельности. Для этого человек осуществлял освоение информационного пространства через последовательное преодоление противоречий, возникающих между ним и источниками информации, через формирование соответствий с ними, стремился к тождественности своего сознания и информации, существующей вне его. Чтобы преодолеть эти  информационные барьеры человек производил некие действия, которые постепенно, при их постоянном повторении, сформировались в определенные технологии, которые с течением времени все время развиваются и усложняются.

 

 

 

Список  использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 231 ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». – [Эл. ресурс]. – Режим доступа : http : // www.fips.ru/npdok/law/fzgk.htm.
    2. Арский, Ю. М. Информационное пространство новых независимых государств / Ю. М. Юрский, Р. С. Гиляревский, Н. Т. Клещев и др. – М. : ВИНИТИ, 1996. – 293 с.
    3. Берестова, Т. Ф. Законы формирования структуры информационного пространства и функции информации / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2009. - № 5. – С. 32-47.
    4. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки : науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с.
    5. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: понятие и структура / Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2007. − № 4. – С. 38−43.
    6. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: понятие и структура / Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2007. - № 5. – С. 46-49.
    7. Берестова, Т. Ф. Кумуляция библиотекой функций различных учреждений системы документальных коммуникаций / Т. Ф. Берестова // Культура – Искусство – Образование: материалы 33 науч.-теорет. конф. преподавателей : в 2 ч. / ЧГАКИ. – Челябинск, 2002. – Ч. 1. – С. 38-43.
    8. Берестова, Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты : монография / Т.Ф. Берестова ; МГУКИ, ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – 462 с.
    9. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2005. – 285 с.
    10. Берестова, Т. Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития / Т. Ф. Берестова // Научные и технические библиотеки. – 2005.− № 3. – С. 12–18.
    11. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил.
    12. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие /           Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
    13. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход  / М. Я. Дворкина. – М. : Профиздат, 2001. – 111 с.
    14. Дзялошинский, И. М. Информационное пространство библиотеки: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И. М. Дзялошинский ; Моск. центр Карнеги. – М., 2001. – 30 с.
    15. Дрешер, Ю. Н. Информационное обеспечение

Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями