КУРСОВАЯ
РАБОТА
Студентки группы Э93с/2ч
Кадуриной
Дарьи Евгеньевны
«Искусство делового
общения.»
Проверил
_____________
Дата _____________
Оценка ______________
Санкт
- Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение…………..………………………………………….…….……...........…...3
- Деловое общение: закономерности и тактика………...................................5
- 2. Общение и его функции………………………………………………............9
- 2.1. Виды межличностных отношений…………………………….….…….11
- 2.2. Средства общения………………………………………………………..13
- 3. Деловая беседа как основная форма делового общения…………………..15
- 3.1. Психологические приемы влияния на партнера………………………..19
- 3.2. Запрещенные приемы во время деловой беседы…………………….....22
- 4. Деловой этикет…………………………………………………………...…..24
- 4.1. Современные взгляды на место этики в деловом общении…………....25
- 4.2. Правила этикета……………………………………………..…………....26
Заключение……………………………………………………….........................29
Список литературы………………………………………………………............30
Введение
Важным видом отношений людей друг
с другом и необходимой частью человеческой
жизни, является деловое общение.
Регулятором этих отношений выступают
этические нормы, в которых выражены наши представления
о добре и зле, справедливости и несправедливости,
правильности и неправильности поступков людей.
И общаясь в деловом сотрудничестве со своим начальником, подчиненными
или коллегами, каждый из нас так или иначе, сознательно
или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости
от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание
в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в
общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать
его более эффективным, помочь в решении поставленных задач
и достижении целей, так и затруднить это общение или
даже сделать его невозможным.
Характерной
особенностью делового общения
является то, что его содержание
и цели, как правило, направлены
на решение текущих и перспективных
задач коммерческой деятельности
фирм. Однако деловое общение – это сложный
и многогранный процесс, который может
выступать одновременно и как процесс
взаимодействия индивидов, и как информационный
процесс, и как отношение партнеров друг
к другу, и как процесс взаимовлияния друг
на друга, и как процесс сопереживания
и взаимного понимания друг друга. Если
в деловом общении не возникает взаимопонимания,
то коммуникацию нельзя считать состоявшейся.
Знания личности позволяют определить,
насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Но для обеспечения высокого
уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями
общения, основанными на психологических
знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения
между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже
конфликтная ситуация, например, из-за
неуважения к чувству собственного достоинства.
Или, также, неумелое пользование словом
может привести к значительным информационным
потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении
служебных обязанностей.
Этика делового общения основывается
на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые
в конечном счете способствуют развитию сотрудничества,
т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений.
Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия,
постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях,
исключение обмана и дезориентация партнера.
Практика делового общения разработала немало кодексов
чести предпринимателя, профессиональных
кодексов банкиров и т.п.
1. Деловое общение:
закономерности и тактика.
Менеджмент – это та сфера
человеческой деятельности, где общение имеет определяющую роль.
От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания
с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность
работников своим трудом, морально-психологический
климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или
иным образом связаны с общением – процессом передачи идей,
мыслей, чувств, доведения их до понимания
другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения
в среднем 80% своего времени.
Понимание
процессов передачи информации,
закономерностей, существующих в
этих процессах, выработка навыков эффективного
взаимодействия с людьми необходимы менеджеру
любого уровня. Сегодня опытный руководитель
тратит большую часть времени не на решение
финансовых, технических или организационных
проблем, а на решение психологических
задач, возникающих в процессе общения
с подчиненными, коллегами и начальством.
Знание и умение в области общения необходимы
не только менеджерам, но и любому из нас,
ибо через общение человек организует
и оптимизирует свою производственную,
научную, коммерческую, учебную и любую
иную деятельность. Общение позволяет
решать не только вопросы организации,
но и проблемы ее сотрудников.
К закономерностям, которые определяют
процессы межличностных взаимоотношений,
можно отнести следующее:
1. Зависимость общения от восприятия партнера.
Под восприятием понимается образ
другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего
вида и поведения.
Все люди разные,
они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному
опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают
ошибки неравенства, получившие название
факторов превосходства, привлекательности
и отношения к нам.
При встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем
его несколько более положительно, чем было бы,
если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого
мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем
превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а
переоценка (или недооценка) происходит
по многим параметрам. Это схема восприятия начинает работать
не при всяком, а только при действительно важном,
значимом для нас неравенстве.
Действие фактора привлекательности
при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются
или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том,
что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно
склонны считать его более умным, интересным и т.д.,
т.е. переоценивать многие его личностные
характеристики.
Если же человек непривлекателен,
то и остальные его качества недооцениваются.
Фактор отношения к нам действует
таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются
выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному,
тем выше оценка высказавшего это мнение человека.
Люди неадекватно «отображают»
друг друга. На это есть серьезные причины:
- человек слишком сложен.
Ларошфуко принадлежат слова: «…Легче
познать людей вообще,
чем одного человека»;
- человек осознанно или неосознанно
защищается от попыток раскрыть его
особенности и возможности;
- человек нередко не может
дать о себе информацию просто потому, что не
знает себя.
2. Неадекватность
самооценки. Она может быть сильно завышена или
занижена, в зависимости от психологических
особенностей личности.
3. Обусловленность
процесса понимания друг друга процессом рефлексия.
Рефлексия – это осознание
индивидом того, как он воспринимает
партнером по общению. Это просто знание другого. Но знание того,
как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс
зеркального отражения друг друга.
4. Расщепление смысла передаваемой информации.
Причинами этого
выступают:
- различное толкование информации,
вызванное иносказательными
возможностями языка;
- различия в образовании, интеллектуальном
развитии, потребностях
общающихся.
5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную
состоятельность, собственное достоинство.
6. Компенсация.
Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно
компенсируется другими.
Все эти закономерности проявляются
в деловом общении. Для того чтобы
оно было конструктивным, необходимы:
- Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.
- Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.
- Способность ставить себя на место партнера по общению.
- Доверительность коммуникаций.
Что понимается под доверительностью?
- открытая демонстрация своих намерений;
- проявление доброжелательности по отношению
к партнеру;
- деловая компетентность;
- убедительные
манеры;
- устранение недопонимания.
Причинами недопонимания часто являются:
- склонность не говорить того, что действительно
думают и хотят;
- стремление говорить то,
что кажется целесообразным в данной ситуации,
а
не то, что в действительности
хотели бы сообщить;
- неуемное желание говорить самим, неумение
слушать других;
- стремление слушать других не с целью
услышать, а с целью оценить
говорящего.
Конструктивности делового общения
часто мешают разнообразные коммуникативные
барьеры. К ним относятся:
- социальные барьеры – политические, религиозные
и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность,
ведут к блокированию межличностного
общения;
- этнокультурные барьеры. Национально-культурные
особенности сильно влияют на восприятие
других народов. Свои традиции и привычки
воспринимаются как норма, их отсутствие
в других – как недостаток;
- психологические барьеры – индивидуальные особенности
личности (замкнутость, застенчивость,
назойливость, вздорность и др.); психологические
отношения общающихся (взаимная симпатия,
неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие
необходимых навыков общения.
2. Общение и его
функции
Общение является одним из
важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются
индивидуальные особенности всех участников этого процесса.
Общение имеет свои функции,
средства, виды и типы, каналы и фазы.
Исследование психологов и социологов
показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями
в устной форме в процессе делового взаимодействия.
Без преувеличения можно сказать, что характер
деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность
совместной деятельности, на успешность
проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций,
торгов и презентаций.
Общение – это чрезвычайно тонкий и
деликатный процесс. В нем говориться о прямом и косвенном общении,
непосредственном и опосредованном.
Под непосредственном общении
понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных
средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные
(расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»),
временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность
умения «читать» невербальную информацию.
Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски
голоса – все это средства передачи эмоционального состояния
человека, его отношения к передаваемому
сообщению.
Опосредованное общение может
рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств,
затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной
связи между участниками общения. Очевидно,
что появление различных технических коммуникативных устройств
значительно увеличило число источников человеческого опыта,
но и многократно усложнило систему человеческого общения.