Исскуство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".

Содержание работы

1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 71.96 Кб (Скачать файл)

Воспринимая художественные произведения, мы живем  вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских  лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные  персонажи (Иван-царевич), носители доброго  начала (Зорро, супермэн). Позднее все  нереализованные возможности и  скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я - следователь, я - президент, я - суперполицейский, я - балерина и т.д.). Кроме того, при  включенности в мир художественных образов, происходит своеобразная компенсация  нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь  более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) - механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В культуре существует некая сфера "эстетического" (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся  к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного  и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта  сфера - проекция эстетических явлений  в природе: открывая для себя искусство, человек видел и бездонное  небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся  стихии. Русский философ В. Соловьев подметил, что "красота, разлитая в  природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою", а эстетическая связь искусства и природы "состоит  не в повторении, а в продолжении  того художественного дела, которое начато природой".

Для обозначения эстетического воздействия  искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис" (греч. katharsis -очищение). В рамках пифагорейской  школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал  под катарсисом очищение через страх  и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное  с удовольствием. В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека.

Л.С. Выгодский считал, что катарсис может  рассматриваться как завершающая  фаза сложного психофизиологического  процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов. Мы обращаемся к искусству и для  того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского  или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от "приятных для глаза" картин Ильи Глазунова или "закодированных" произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства  к духовным ценностям может рассматриваться  как чисто условное, необходимое  для анализа. В реальной жизни  этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской  Богоматери, и "Подсолнухи" В. Ван  Гога, без сомнения, тяготея к  духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно  выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло  идеологические задачи тоталитарной власти.

Подлинное искусство, считал немецкий философ  И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство  свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта  и т.д.). Для истинного художника "заказ" - широкое поле для творчества, выражение своего "Я" (помните у А.С. Пушкина: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"). Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева? Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное иконописное искусство.

И наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, "лепит" нашу нравственность. Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

 

 

 

 
5. Что является критерием художественности?

 

В чем же заключается тайна искусства, что является критерием художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека, - самый главный  и самый интересный предмет искусства.

Магическая  притягательность искусства исходит  от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние  художественного восприятия не раз  давало основание утверждать слитность  в художественном образе рационального  и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон. Немецкий философ И. Кант считал, что эстетическое переживание - это удовольствие, которое "свободно от всякого интереса".

Емкую характеристику специфики художественного  образа дал отечественный философ  А.Ф. Лосев: "Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто  живое, из глубины чего бьет неугомонный  источник и чего мы не можем сразу  охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда  нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что  как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как  только мы воспринимаем этот образ". Вот где ключ к разгадке тайны  искусства. Если псевдоискусство подражает  ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое  прочтение, "ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность  самостоятельного построения образа - через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно  обеспечивает общение".

 
6. Как понималась красота в  различных культурах и культурных  эпохах? 

Принято считать, что сутью, сердцевиной  искусства является красота. В разные культурные эпохи в понимании  красоты немаловажную роль играли этнические особенности. Наши представления о  красоте имеют европоцентристский характер и опираются на эстетические идеалы античности.

Для характеристики прекрасного употреблялись  такие понятия как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность. В античности Платон утверждал, что  прекрасное-это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту  и пользу. В эпоху Средневековья  Ульрих Страсбургский видел "единственный истинный свет" в Боге, который "не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме  того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты"'.

  Итальянский ученый, архитектор, теоретик  искусства эпохи Возрождения  Л.Б. Альберта писал, что "красота  есть строгая соразмеренная гармония  всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже". И в дальнейшем общественные ценности отождествлялись с красотой: для Гете красота - это любовь, для Гегеля - «чувственная видимость идей", Чернышевский утверждал, что "прекрасное есть жизнь", у М. Горького прекрасное - реализованная способность к творчеству.

У немецких романтиков (Шлегель, Шеллинг, Новалис) красота и жизнь объединялись в искусстве; вся действительность рассматривалась как эстетический феномен, искусство провозглашалось  первоосновой мира, отображая сокровенную  сущность его и одновременно являясь  ее самым совершенным и прекрасным воплощением.

Русский философ В. Соловьев утверждал в  работе "Общий смысл искусства": "Совершенное воплощение ... духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского  духовного организма есть высшая задача искусства". Г.-Г. Гадамер назвал одну из своих последних работ "Актуальность прекрасного".

Но  эти взгляды и высказывания принадлежат  европейцам. Специфичны представления  о красоте, назначении искусства, его  эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты.

Непривычность, необычность того или иного искусства  не могут считаться аргументом в  пользу того, чтобы считать будто "искусство, которым мы обладаем, есть все искусство, настоящее, единственное искусство, а между тем не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки живут и  умирают, не зная этого единственного  высшего искусства, но мало этого, в  нашем христианском обществе едва ли сотая доля всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством".

Начиная с античности, именно европейское  искусство провозглашалось "единственным", "настоящим" искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения исследование Лессинга "Лаокоон. О границах живописи и поэзии" утвердило в качестве цели живописи и скульптуры изображение "прекрасных тел". Поэтому столь  непривычны для европейского взгляда  художественные образы других культур, например, мусульманской, где изображение  запрещено, а декоративность является ведущим принципом искусства. Каждая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о  красоте.

 
7. Какова специфика двух различных  способов отражения действительности  в искусстве?

 

В искусстве существуют два способа  образного отражения мира: 
реалистический и условный. Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Первобытные художники были прекрасными мастерами реалистического изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе. В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим.

  Американский социолог П. Сорокин  связывал символическое искусство  с идеационалъным типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мироощущение, то  есть на Бога. Другими словами,  религиозное искусство всегда  символично. Так, в европейской  культуре искусство Средневековья  было в большей степени условным, символическим: живописные и скульптурные  образы, далекие от правдоподобия,  служили религиозным идеям, торжеству  духа над телесностью. Именно  поэтому скульптуры готических  соборов столь условны, фигуры скрыты за складками одежды.

В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство  существуют параллельно: в театральном  искусстве - направление, идущее от К. С. Станиславского, стремившегося к  правдоподобному воплощению на сцене "жизни человеческого духа", и направление, представленное сторонниками "условного театра", "монтажа  аттракционов", созданное В.Э. Мейерхольдом; в кино - фильмы реалистические (как  мы говорим "жизненные") и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой режиссером символики (А.Тарковский, Ф. Феллини).

В литературе и живописи на рубеже XIX - XX веков появляется новое художественное направление - символизм (П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, М. Чюрленис и др.). Однако в широком  смысле вся живопись модернизма (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др.) может рассматриваться  как символическое воссоздание  отношений человек - мир в наш  противоречивый век с сенсационными  научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности.

 
8. Что такое массовая культура?

 

Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с  экономикой, но и саму проблему художественности. В XX веке в искусстве используются несуществующие ранее источники  звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря  телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом  Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и  театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыке, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры?

Стандартизация  вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Достаточно часто не талант создает имидж  той или иной звезды, а наличие  хорошего продюсера, рекламы. Искусство  начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса.

Информация о работе Исскуство в системе культуры