Исскуство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".

Содержание работы

1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 71.96 Кб (Скачать файл)

Единицы ходят в музеи, на концерты классической музыки, а на шоу-представления рок-музыкантов - десятки тысяч. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия.

Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог XX века X. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной  и массовой культур. Еще в средние  века, когда общество было разделено  на два социальных слоя - знатных  и плебеев, - существовало благородное  искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. "Новое  искусство, - считает Ортега-и-Гассет, - разделяет публику на два класса-тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются".

Другой  современный мыслитель Г.-Г. Гадамер  размышляет о происхождении кича, "безвкусицы в искусстве", относящейся  к самым нижним пластам массовой культуры: "Человек в состоянии  слышать только то, что он когда-то уже слышал. Он не желает слушать  ничего другого и переживает встречу  с искусством не как потрясение, а как бесцветное повторение. Это  равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает  искусство". Этимология слова "кич" восходит к английскому "for the kitchen" -для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала XX века "Kitch" - халтура. Законы "кичевого" искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания. Голландский культуролог И. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные  моменты. Развлекая, доставляя чувственное  удовольствие, она дает человеку возможность  забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют  приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

 

 
9. Как искусство взаимодействует  с другими сферами культуры?

 

Культура - целостная система, элементы которой  не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства  и политики может рассматриваться  в нескольких аспектах.

Во-первых, это политика государства в отношении  искусства и его творцов: возможное  ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств  из государственного бюджета на развитие художественных институтов.

Во-вторых, это проведение идеологических установок  через искусство с определенными  целями. Примером может служить метод  социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов  пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства.

И в-третьих, - отношение творцов искусства  к политическим событиям в стране.

Взаимодействие  искусства и философии имеет  свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать  самосознанием культуры: это как  бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или  типа культуры. Известный философ  М. Мамардашвили считал, что благодаря  искусству происходит накопление и  передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления  о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды  кризисов. Именно с этой позиции  следует рассматривать соотношение философии и искусства.

Художественным  зеркалом XX века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ  О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель), охарактеризовав разлад, крушение целостности  человеческого бытия, конфликтность  отношения человека к природе  и другим людям, механизацию и  утрату творческого начала в искусстве  как "закат" европейской культуры; голландский культуролог И. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной  культуре тенденцию "дегуманизации  искусства"; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере  модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационалъного или идеалистического, типа культуры... Пессимизм и тяжелые  предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А Шенберга и К. Пен-дерецкого, в  кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском  искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер.

Существует  ли связь этих художественных явлений  с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда и  М. Хайдеггера? Безусловно. В любом  справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой  модернизма являются иррационализм, психоанализ  и экзистенциализм. Однако взаимосвязь  философии и искусства значительно  глубже: культура современной эпохи  такова, что вместиться в рамки  реалистического искусства она  не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.

Иногда  элементы культуры, взаимодействуя между  собой, порождают самостоятельные  феномены, каким, например, является религиозное  искусство. Существуют целые периоды  в истории культуры, когда можно  говорить о полном подчинении искусства  религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство до-классического  периода VIII -VI веков до н.э. и др. В  этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно  приближает верующего к Богу, и  правильнее говорить не о дихотомии  искусство-религия, а о религиозном  искусстве. У религиозного искусства  свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными  канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших  стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем  лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов. Отечественный философ А.Ф. Лосев  отмечал, что символ - это, с одной  стороны, знак, заменитель предмета, а  с другой - образ, несущий определенный смысл, содержание. Религиозное искусство  отличается особой символичностью. В  буддийской культуре символом Будды  могут быть цветок лотоса (легенда  повествует: как только принц Гаутама  сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон - воплощения Будды в других жизнях.

В мусульманской архитектуре купол  мечети - символ божественной красоты, башня минарета - символ божественного величия, письмена на стенах мечети-символ божественного имени Аллаха. 
В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля - Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".

Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных  символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы - волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни - все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы "Рождества Христова" изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизировало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, - символ печали.

И религия и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху  Возрождения именно через религиозные  сюжеты утверждались гуманистические  идеалы. Проблема соотношения отдельных  элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого  мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки  и искусства.

В XX веке человек, оснащенный новейшими  компьютерными технологиями и современной  техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство". Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с  одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера  другому, а наука и искусство  имеют свои определенные методы и  принципы построения. Но наука опирается  на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости  мышления не нуждается.

Цель  науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение  действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки  характерны: непротиворечивое, строгое  мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные  образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности  его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу  и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его  духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и  искусством, отечественный философ  П.П. Гай-денко писала: "Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода -к  геометрии... Подобно тому, как перспектива  становится методом для изображения  природы, геометрия становится методом  познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические  идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей).

Противопоставление  этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.

XX век называют веком техники  и интеграции. В этой связи  актуализируется проблема соотношения  искусства и техники. Именно  в современную эпоху появляются  художественная фотография, кино, телевидение,  эстрада, светомузыка. Благодаря  технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства.  Театр - это уже не только  игра актера и мастерство режиссера,  но и световое, музыкальное оформление  спектакля. Иногда в театральных  постановках используются лазеры, слайды, кино, топография (Пражский  театр "Латерна Магика"). В  музыке появляется новый способ  звукоизвлечения - электронный. "Интонационный  словарь эпохи" (выражение русского  композитора и музыкального критика  Б. Асафьева) пополняется за счет  утверждения в музыке шумового  элемента и появления сферы  урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и  технологии, а также использование  компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных  синтезаторов. Возникновение "электронной  музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних  компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип  перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов  американский композитор Д. Берман в  своих сочинениях использует видеосинтезатор  для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

Еще один "синтетический" вид творчества-мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного  творчества была предпринята на Международной  выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе".

  Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства  - архитектура (специально построенный  павильон по проекции греческого  архитектора Ксенакиса), цветовые  проекции (разработанные французским  архитектором Ле Корбюзье, ему  же принадлежит и общий замысел)  и электронная музыка (написанная  американским композитором, экспериментатором  в области электронной музыки  Варезом) - оставаясь самостоятельными  и действуя параллельно, объединились  в единое целое. В мульти-медиа  искусство может сливаться с  окружающей средой, природой, музыка  наполняется шумами повседневной  жизни, в "исполнении" используются  различные средства - звуки, картины,  запахи, краски.

Таким образом, взаимодействие искусства  и техники, приводящее к появлению  новых синтетических жанров и  видов, способствует расширению рамок  традиционной художественной культуры.

 
 
10. Какова динамика художественной  культуры?

 

Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как  происходят изменения в художественной культуре. Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить о прогрессе  искусства? Будет ли справедливым считать, например, искусство барокко лучше  готики, искусство феодального общества совершеннее искусства рабовладельческого, а искусство XX века - высочайшим художественным достижением мировой культуры?

Вопрос  об изменениях в художественной культуре не может быть решен однозначно. В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические  преобразования способствовали бурному  расцвету всех искусств. Так было в "золотой век" русского Просвещения  при императрице Екатерине II (вторая половина XVIII в.), когда формировалась  национальная школа в русской  литературе, театральном, изобразительном  искусстве, музыке (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, художник Ф.С. Рокотов, актер Ф. Волков, архитектор В.И. Баженов творили в это время). Но эта зависимость может быть и обратной: в периоды глубочайших  социально-культурных и экономических  кризисов мы наблюдаем усиление экспериментального и поискового начала в искусстве, появление новых стилей, жанров и  направлений (рубеж XIX - XX вв. в России - это и художники "Мира искусств", и символизм А. Блока, А. Белого, и  музыка А.Н. Скрябина, и рождение нового "языка живописи" у В. Кандинского  и К. Малевича, и театральные искания  К. С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда).

Информация о работе Исскуство в системе культуры