Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа
Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".
1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21
Единицы
ходят в музеи, на концерты классической
музыки, а на шоу-представления рок-
Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог XX века X. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя - знатных и плебеев, - существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное - реалистическое и сатирическое. "Новое искусство, - считает Ортега-и-Гассет, - разделяет публику на два класса-тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются".
Другой современный мыслитель Г.-Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, "безвкусицы в искусстве", относящейся к самым нижним пластам массовой культуры: "Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал. Он не желает слушать ничего другого и переживает встречу с искусством не как потрясение, а как бесцветное повторение. Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство". Этимология слова "кич" восходит к английскому "for the kitchen" -для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала XX века "Kitch" - халтура. Законы "кичевого" искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания. Голландский культуролог И. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.
Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.
9. Как искусство взаимодействует
с другими сферами культуры?
Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах.
Во-первых,
это политика государства в отношении
искусства и его творцов: возможное
ограничение свободы
Во-вторых,
это проведение идеологических установок
через искусство с
И в-третьих, - отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.
Взаимодействие
искусства и философии имеет
свои закономерности. Не случайно искусство,
как и философию, можно назвать
самосознанием культуры: это как
бы художественный взгляд "изнутри"
в рамках какой-либо эпохи или
типа культуры. Известный философ
М. Мамардашвили считал, что благодаря
искусству происходит накопление и
передача человеческой чувственности.
Но нельзя не учитывать и рациональные
моменты в художественном творчестве.
Любой художник, обдумывая и создавая
свои произведения, в той или иной
форме доносит до нас не только
свои чувства, но и свои представления
о мире, которые могут либо отражать
мировоззренческие взгляды
Художественным
зеркалом XX века считается модернизм.
О кризисе искусства заговорили
многие мыслители: немецкий философ
О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель),
охарактеризовав разлад, крушение целостности
человеческого бытия, конфликтность
отношения человека к природе
и другим людям, механизацию и
утрату творческого начала в искусстве
как "закат" европейской культуры;
голландский культуролог И. Хейзинга,
усмотревший в утрате игрового начала
современного искусства проявление
кризисных явлений; испанский культуролог
X. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной
культуре тенденцию "дегуманизации
искусства"; американский социолог
П. Сорокин, отстаивавший на примере
модернизма концепцию рождавшегося
нового, идеационалъного или
Существует
ли связь этих художественных явлений
с широким распространением идей
Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда и
М. Хайдеггера? Безусловно. В любом
справочном пособии можно прочитать,
что мировоззренческой основой
модернизма являются иррационализм, психоанализ
и экзистенциализм. Однако взаимосвязь
философии и искусства
Иногда
элементы культуры, взаимодействуя между
собой, порождают самостоятельные
феномены, каким, например, является религиозное
искусство. Существуют целые периоды
в истории культуры, когда можно
говорить о полном подчинении искусства
религиозному мировоззрению: это западноевропейское
искусство эпохи Средневековья,
буддийское и мусульманское искусство,
греческое искусство до-
В
мусульманской архитектуре
В православной культуре церковь, построенная
в виде продолговатого корабля - Ноев Ковчег,
который "ведет нас по морю жизни к тихой
пристани в Царстве Небесном"; в виде
многоугольника, как бы звезды, означает,
что "церковь, подобно путеводной звезде,
сияет в этом мире".
Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы - волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни - все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы "Рождества Христова" изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизировало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, - символ печали.
И
религия и искусство обращаются
к самым тонким струнам человеческой
души. Не случайно во время расцвета
художественной культуры в эпоху
Возрождения именно через религиозные
сюжеты утверждались гуманистические
идеалы. Проблема соотношения отдельных
элементов в системе культуры
затрагивает и особенности
В XX веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство". Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается.
Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гай-денко писала: "Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода -к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей).
Противопоставление этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.
XX
век называют веком техники
и интеграции. В этой связи
актуализируется проблема
Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.
Еще
один "синтетический" вид творчества-мульти-медиа-
Данная композиция получила
Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.
10. Какова динамика
Кризисные
явления в современном
Вопрос
об изменениях в художественной культуре
не может быть решен однозначно.
В истории культуры известны периоды,
когда крупные социально-