Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа
Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".
1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21
Оглавление
1. Что
такое искусство? ------------------------------
2. Какие дисциплины изучают искусство?
------------------------------
3. Какие существуют гипотезы генезиса
искусства? ------------------------------
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?--------------------
5. Что является критерием художественности?
------------------------------
6. Как понималась красота в различных
культурах
и культурных эпохах? ------------------------------
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве?
------------------------------
9. Как искусство взаимодействует с другими
сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры?
------------------------------
11. Список использованной литературы--------------------
12. Основные понятия-----------------------
Искусство в системе культуры
Как бы хотелось начать главу
с четкого, стройного определения
того предмета, о котором пойдет
речь. Это, конечно, возможно; достаточно
открыть любой словарь – и
перед нами такое определение:
«Искусство – форма культуры, связанная
со способностью субъекта к эстетическому
освоению жизненного мира, его воспроизведению
в образно-символическом ключе при опоре
на ресурсы творческого воображения».
1. Что такое искусство?
Существует
множество определений
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).
Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную.
В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).
В-пятых,
искусство может
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон...
Искусство
- это совершенство античных статуй,
грандиозность средневековой
Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.
Искусство - то, что окружает нас
в повседневной жизни,
Если
попытаться лаконично определить, что
такое искусство, то можно сказать,
что это "образ" - образ мира
и человека, переработанный в сознании
художника и выраженный им в звуках,
красках, формах. В художественных образах
отражается не только действительность,
но и мироощущение, мировоззрение
культурных эпох. Исследователи, пытаясь
понять природу искусства, видели в
нем и реализацию инстинкта украшения
и подражания природе, и средство
общения между людьми и источник
познания мира, и своеобразное кодирование
информации об исторических периодах
и народах, рассматривали искусство
как текст и знаковую систему,
как игру, удовольствие, проявление
иррационального и
Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.
2. Какие дисциплины изучают искусство?
В повседневном употреблении понятия "искусство" и "художественная культура" тождественны. Однако понятие "художественная культура" гораздо объемнее, чем понятие "искусство ". Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей... Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.
Родоначальником истории
Однако первые эстетические
В социологии искусства
Специфика
культурологического анализа
3. Какие существуют гипотезы
генезиса искусства?
Самые
древние из известных нам художественных
произведений принадлежат к эпохе
позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс.
лет до н.э.). Стремление понять свое
место в окружающем мире прочитывается
в тех образах, что донесли
до нас гравированные и живописные
изображения на камне из Бурделя,
Эль Парналло, Истюрица, палеолитические
"венеры", живопись и петроглифы
(изображения, выбитые, выцарапанные или
высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры,
Нио, наскальное искусство Северной
Африки и Сахары. До открытия в 1879 г.
росписей в испанской пещере Альтамира
дворянином Марселино де Саутуолла
среди этнографов и археологов бытовало
мнение, что первобытный человек
был лишен всякой духовности и
занимался только поиском пищи. Некоторые
ученые до сих пор упрощенно подходят
к оценке образов первобытного художественного
творчества. Однако уже английский
исследователь первобытного искусства
Анри Брейль в начале века заговорил
о настоящей "цивилизации каменного
века", проследив эволюцию первобытного
искусства от простейших спиралей и
отпечатков рук на глине через
гравированные изображения
Говоря
о первобытном искусстве, необходимо
иметь в виду, что сознание первобытного
человека представляло неразрывный
синкретический (от греч. synkretismos - соединение)
комплекс, и все в дальнейшем развившиеся
в самостоятельные формы
Известный исследователь психологии искусства Л. С. Выгодский пришел к такому выводу: "Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела, и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа".
Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Еще Г. Спенсер утверждал, что искусство берет свое начало в тех же импульсах, которые побуждают к играм. Искусство в этом случае рассматривается как "незаинтересованная игра".
И. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже "играют"), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным). И. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. "Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры,- пишет в своей книге И. Хейзинг. - Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях... Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра"'. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.
Следующая
концепция, связанная с генезисом
искусства, носит название "имитативной
теории". В ней утверждается, что
в искусстве проявляется
Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). По-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.
Если
рассматривать данную проблему в
контексте генезиса культуры в целом,
то очевидно, что многие идеи и теории
можно экстраполировать в область
искусства. Так, в качестве импульсов
для возникновения искусства
могут выступать рефлексия, труд,
расово-антропологические
4. Каковы социокультурные смыслы
искусства?
Различные
подходы к пониманию искусства
и его возникновения
Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.
Искусство
может рассматриваться как