Исскуство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".

Содержание работы

1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 71.96 Кб (Скачать файл)

В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались  те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая  архитектура, живопись Возрождения, тем  самым подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а  остальные существовали под их влиянием.

Современные представления о мире все более  усложняются, что позволяет, вслед  за М. Бахтиным, говорить о "полифоничности" современной художественной культуры. Полифоничность художественной культуры - это и ее "романизация" (выражение  М. Бахтина), и "музыкализация", и "видеолизация", и зрелищность. Отдельные виды художественного  творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических  жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративности художественного  мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цвето-музы-кальные  фильмы, эстетический феномен моды, художественного конструирования, компьютерной графики). В искусстве  естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и  находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются  границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее  прогрессивным. И это важнейшая  особенность искусства как феномена культуры.

Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений  всей культуры. Выяснение закономерностей  динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной  культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем  всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный "Кастальский ключ", оно дарует художникам "волны вдохновенья", радуя нас своей непредсказуемостью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. – Т. 1 – СПб., 1998. – С.  
2.Слово «непосредственность» по отношению к театру взято в кавычки, потому что в любом художественном взаимодействии есть посредник: актер общается со зрителем при помощи своего персонажа, если только не предусмотрено личное общение актера со зрителем, когда он во время спектакля «выходит» из роли. 
3. Толковый словарь русского языка. – Л.: Просвещение, 1981. – С. 376. 
4. Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1990. – С. 363. 
5. Рыклин М. Искусство как препятствие. – М.: Изд-во «AdMarginem», 1997.  

 

Основные понятия

Гармония - (греч.) - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

 

Генезис - (греч.) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

 

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи события (информации, знаний).

 

Искусство - неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей.

 

Идеал - (греч. -идея, понятие, представление)-совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

 

Игра - это форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (И. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т. Д.

 

Канон - (греч. - норма, правило) - система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

 

Мимезис - (греч.-подражание)-способ художественного творчества преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида люди и предметов. М.- основа натурализма в искусстве. (Термин введен Аристотелем.)

 

Наука - сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний, действительности.

 

Прогресс - (лат.-движение вперед)-переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

 

Символ - (греч.) 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

 

Язык - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т. е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

 

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разно

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных норм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов. Образные ассоциации.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

Античность (от лат. antiquus - древний) в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении - греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).

 

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

 

Архети́п (от др.-греч. — архэ, начало, принцип и  — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

 

Библия (от греч. — книги) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.

 

Возрождение , эпоха в идейном и культурном  развитии  рядастран Западной  и Центральной,  а также Восточной Европы.

   

Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

 

Виртуальная реальность, ВР, искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности (от лат. virtus — потенциальный, возможный и лат. realis — действительный, существующий; англ. virtual reality, VR) — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку (посетителю этого мира) через его ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени.

 

 

Золотое сечение (золотая пропорция деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винч.

 

Инновация культурная - механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие.

 

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

 

Ислам (араб. الإسلام‎‎ англ. Islam) — монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.

С точки  зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

 

Катарсис (греч. kátharsis — очищение), термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.

 

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение, которое отрицает ценности традиционной культуры.

 

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

Ма́гия (волшебство) — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.

 

Ма́ндала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

 

Маргинальность (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.

 

Мента́льность (от лат. mens, mentis, «разум, ум, интеллект») — обозначение понятия (напр. англ. mind), не имеющего точного аналога в русском языке.

Ментальность — это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида.

Метаязык — „сверх“язык; язык, предназначенный для описания языка.

 

Миф (от греч. mytos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях.

 

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «интропосфера», «социосфера», «биотехносфера»).

 

Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

 

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

 

Це́нность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.

 

Эзотерический [от греч. esoterikos внутренний] - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.

 

Экзоте́рика (экзотери́зм, экзотери́ческое уче́ние; от др.-греч. exoterikos — внешний) —религиозное или философское учение, не представляющее собой тайны, предназначенное для непосвящённых (профанов). Противоположно эзотерике (эзотеризму) — тайному учению. Экзотерическое учение не имеет глубокого смысла и понятно всем (общедоступно).

 

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность…

 

Этос (греч. ἦθος) — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.

 

Глобальные проблемы современности  — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Информация о работе Исскуство в системе культуры