Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат
История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.
Введение.
История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой,
изобиловала внутренними
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.
Я.Н. Щапов в работе " Церковь древней Руси ( до конца XIII в. )
" говорит о том, что введение христианства на Руси было закономерным
явлением по той причине, что в VIII - IX вв. начинает возникать
классовый раннефеодальный строй. Формирование местных княжений и
создания на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в
Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централи-
зованной ренты - даней, полюдья, требовало изменений в идеологичес-
кой области, т.е. в религии.
Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду
того, что сейчас,на мой взгляд, проходит эпоха "Второго Крещения Ру-
си". Для того, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в
далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос
о том, что ныне происходит с Российской церковью. Эту тему можно
рассматривать,
как зеркало последующих
XX веке, эта проблема становится все более актуальной с каждым го-
дом.
Быть может, проведением параллели между древней Русью, с ее
язычеством и крещением, и Россией ХХ века, с ее идолопоклонничеством
и "вторичным крещением", будет выглядеть неубедительно, но, на мой
взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как
история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток на
своем пути по спирали.
Казалось бы: прошло всего 1 000 лет, а Россия уже была готова
вновь принять христианство, хотя, на мой взгляд,дело не в возвраще-
нии религии как таковой, а в той атмосфере серьезных перемен, воца-
рившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко,
как бы не изменяло, по-видимому, народный строй и образ, суть ре-
зультат предшествовавшего развития народной жизни.
"
В нашей исторической
взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом
исследовании о древнерусских летописях, составленном членом русской
Академии наук XVIII в., знаменитым ученым немцем Шлецером, на немец-
ком языке и изданном в начале прошлого века. Вот основные черты Шле-
церова взгляда, которого держались Карамзин, Погодин, Соловьев. До
половины IX в., т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все
было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правле-
ния, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную
пустыню, заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами
и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришель-
цами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная карти-
на нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о
начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь
читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили " зве-
ринским образом, скотски " в лесах, как все звери, убивали друг дру-
га, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными
один другому родами: " живяху кождо с своим родом и на своих местех,
владеюще кождо родом своим ". Итак, нашу историю следует начинать не
раньше половины IX в. Изображением тех первичных исторических про-
цессов, которыми везде начиналась человеческое общежитие, картиной
выхода из первобытного дикого состояния. Другой взгляд а начало на-
шей истории прямо противоположен первому. Он начал распространяться
в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX в. Наи-
более полное выражение его можно найти в сочинениях профессор Мос-
ковского университета Беляева и г.Забелина, в первом томе его " Ис-
тории русской жизни с древнейших времен ". Вот основные черты их
взгляда. Восточные славяне искони обитали там, где знает их наше На-
чальная летопись; здесь в пределах русской равнины, они поселились,
может быть, еще за несколько веков до р.х. Обозначив так свою исход-
ную точку, ученые этого направления изображают долгий и сложный ис-
торический процесс, которым из первобытных мелких родовых союзов вы-
растали у восточных славян целые племена, среди племен возникали го-
рода, и среди этих городов поднимались главные или старшие города,
составлявшие с младшими городами или пригородами племенные полити-
ческие союзы полян, древлян, северян и других племен, и, наконец,
главные города разных племен приблизительно около эпохи призвания
князей начали соединяться в один общерусский союз. При схематической
ясности и последовательности эта теория несколько затрудняет изучаю-
щего тем, что такой сложный исторический процесс развивается ею вне
времени и исторических условий: не видно, к какому хронологическому
пункту можно было бы приурочить начало и дальнейший момент этого
процесса и как, в какой исторической обстановке он развивался. Сле-
дую этому взгляду, мы должны начинать нашу историю задолго до р.х.,
едва ли не со времен Геродота, во всяком случае, за много веков до
призвания князей, ибо уже до их прихода у восточных славян успел ус-
тановиться довольно сложный и выработанный общественный строй, от-
лившийся в твердые политические формы " ( проф. В. Ключевский " Курс
русской истории " часть 1. Москва, (c) Соцэкгиз 1937 ).
Я буду придерживаться первого взгляда на начало русской исто-
рии.
Глава I.
Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зо-
вут " отцом истории ", посетил северные берега Черного моря; верным
взглядом посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и запи-
сал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни,
какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз
племена сменялись одно другим, образовалось могущественное государс-
тво, но явление замеченное Геродотом остается в силе: ход событий
постоянно
подчиняется природным
"
По четырем главным речным
системам Русская земля
древности на четыре главные части: первую составляла озерная область
Новгородская, вторую - область западной Двины, т.е. область Кривская
или Полоцкая, третью - область Днепра, т.е. область древней, собст-
венно, Руси, четвертую - область верхней Волги, т.е. область Ростов-
ская "(0 С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль").
Более полное описание племен, обитавших на территории древней
Руси, можно найти у Н.М. Карамзина ( Н.М. Карамзин " Предания веков
" (c) 1988 " Правда ") ; он пишет: " Многие славяне, единоплеменные
с лехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевс-
кой губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие
исчезло в древней России, но сделалось общим именем лехов, основате-
лей государства польского. От сего же племени славян были два брата,
Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жили-
ще на берегах Сожа в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калуж-
ской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной зем-
ли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бу-
гу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и
Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях
гор карпатских; северяне, соседы полян, на берегах Десны, семи и су-
лы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской,
между Припятью и Двиною западною, дреговичи; в Витебской, Псковской,
Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а
на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними поло-
чане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне,
которые после рождества Христова основали Новгород."
Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию,
какое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С.М. Со-
ловьев ( С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ")
в своих сочинениях. Он считал, что " Природа роскошная с лихвою воз-
награждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последне-
го, как телесную, так и умственную... Природа более скудная на свои
дары... держит человека всегда в возбужденном состоянии: его дея-
тельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом,
неуклонно стремится он к своей цели; понятно, что народонаселение с