Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат
История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.
с печенегами союз и, по свидетельству Нестору, пять лет они не при-
ходили на Русь.
Княжение Игоря не оставило в летописях глубокого следа ка-
ких-либо значительных происшествий до 941 года, когда Нестор описы-
вает согласно с византийскими историками, войну Игоря с греками. Это
был один из неудачных походов русского князя.
Второй поход Игоря на греков окончился более удачно, нежели
первый. Правитель, неуверенный в победе и желающий спасти империю от
бедствий войны отправил к Игорю послов. Встретив его у Дунайского
устья они предложили ему дань за то чтобы Игорь ушел с миром. Игорь
согласился на это и вернулся в Киев.
Игорь погиб от руки древлян,недовольный величиной той дани, ко-
торую наложил на них Игорь. Так началось время правления княгини
Ольги.
Древляне должны были ждать мести от родных Игоря, от Руси из
Киева; Игорь оставил сына - младенца и жену Ольгу. Воспитателем Свя-
тослава был Асмуд, воеводою - Свинельд. Ольга стала дожидаться со-
вершеннолетия сына и отомстила сама Древлянам, как требовал закон.
Месть ольги очень подробно описана в летописях Нестора:"о местях и
хитростях Ольгиных". Это был очень важный шаг для утверждения своей
власти для Ольги и авторитета. Мне кажется, что не стоит повторять
то, что каждый человек знает еще из истории школьной программы, об-
ратимся непосредственно к личности княгини, к ее нововведениям и ус-
тавам.
Характер Ольги, как он является в предании важен для нас и в
других отношениях: не только в одних именах можно найти сходство ве-
ликой княжны со знаменитым приемником Рюрика. Как Олег, так и Ольга
отличаются мудростью ( по преданию), то есть по тем понятиям хит-
ростью и ловкостью.
Ольга хитростью мстит древлянам и хитростью берет Коростель.
(Не
удивляемся жестокости
ников оправдывали неумолимую месть). НО не за одну эту хитрость Олег
прослыл вещим, Ольга - мудрейшею из людей. Олег установил дани,
строил города. Ольга объехала всю российскую землю, предание гово-
рит, что немедленно после мести древлянам, Ольга вместе с сыном и
дружиной пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на ее "стано-
вища" и "ловища", то есть на места, где она останавливалась и охоти-
лась, указывали еще во времени летописца (С.М.Соловьев, Сочинения,
кн.1). Уставом называлось определение, как что-нибудь делать, а уро-
ком - обязанность выполнять что-либо к определенному сроку.
Хотя
летописец упоминает о
лянской земле и в отдаленных пределах Новгородской области, однако,
как видно, путешествия ее с хозяйственной целью охватило все русские
владения и повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Учредив внут-
ренний
порядок государства,Ольга
Киев. "Здесь, по сказанию Нестера, оканчиваются дела ее государст-
венного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей цер-
ковной истории", - говорил Н.М.Карамзин (Н.М.Карамзин,"Предание ве-
ков").
Ольга была язычницей, но имя Бога Вседержателя уже славилось в
Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла
из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена
необыкновенным умом, увериться в святости их учения. "Как женщина
Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной дея-
тельности; как женщина она была способнее к принятию христианства",
- считает С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочинения, кн.1).
По счету летописца в 955 году Ольга отправилась в Константино-
поль и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и
Романе и патриархе Полиевке. При крещении Ольга была наречена именем
Елена. О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и
принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в извест-
ных списках нашей летописи ни в иностранных источниках. Могло быть
так,
что Ольга отправилась в Царь-
намеренья принять новую веру, была поражена в Константинополе вели-
чием
греческой религии и
Не
одна надежда корысти могла
ле, но и любопытство посмотреть чудеса образованного мира. Те кто
приезжал из Константинополя приводили с собой массу впечатлений и
рассказов, у других же разгоралось желание побывать там. После этого
было бы страшно, если бы Ольга, которая считалась мудрейшей из лю-
дей, не отправилась туда. Прежде всего в Константинополе ее внимание
привлекло то, что резче всего отмечало греков от Руси - религия.
Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христи-
анству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой рели-
гии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве,
но не исполнила своего намерения боясь язычников (В.Н.Татищев,"Исто-
рия Российская",т.II). Опасность от язычников не уменьшилась для
Ольги и в том случае когда она принимала крещение в Константинополе,
утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно. По возвраще-
нии, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианст-
ва, но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство
начали смеяться в Киеве,следовательно, хотя и не было явного пресле-
дования, однако, насмешки были уже знаком его начала и знаком усиле-
ния христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиной и след-
ствием. Можно заметить, что новая религия начала принимать видное
положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждеб-
ное внимание выразилось насмешками. "Борьба началась: славянское
язычество,принятое и руссами, могло противопоставить мало положи-
тельного и поэтому должно было скоро преклониться перед ним, но
христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству вст-
ретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог
принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к
древней религии", - писал С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочине-
ния,1988).
Святослав много воевал, начал он с вятичей, одолел казар. Далее
Святослав был с походом по Волге, а на обратном пути с востока Свя-
тослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С
этого времени начинаются подвиги Святослава, мало относящиеся к на-
шей истории.
После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Яропол-
ку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвова-
ли ее собственные князья. В то же время новгородцы прислали к князю
гонца с просьбой о том, чтобы Святослав дал им в правители своего
сына. Ярополк и Олег не захотели принять над ними власть, но у Свя-
тослава был еще третий сын, от Ольгиной ключницы Малуши, дочери Лю-
банича Малька. Так Владимиру была дана власть над Новгородом.
Позже,
Владимир с помощью хитрости,
ладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное
усердие к языческим богам. Он соорудил новый истукан Перуна и поста-
вил его около "теремного двора" на священном холме, вместе с другими
идолами.
Здесь часто приносились
другие обряды. Можно предположить, что Владимир таким образом хотел
вымолить прощение за братоубийство, так как сама языческая вера не
принимала таких злодеяний. Добрыня,посланный от своего племянника
управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхва, богатый идол
Перуна.
Мы видим, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось
торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло
быть
продолжительно:русское
что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших
место в Юго-Восточных областях Европы, тем более с христианством;
ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукра-
шенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять язычес-
тво, дать ему средства что-нибудь противопоставить другим религиям,
подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая рев-
ность и вела прямо к падению язычества, потому что лучше всего пока-
зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то
же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юли-
ане: ревность этого императора к язычеству более всего способствова-
ла окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все
средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умст-
венной и нравственной жизни человека, и тем самым резче всего выка-
залась его несостоятельность, его бедность по сравнению с христианс-
твом. так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни
целых обществ, как иногда самые страстные ревнители вдруг неожиданно
покидают предмет своего поклонения и переходят на вражескую сторону,
которую защищают с удвоенной ревностью, это происходит оттого, что в
их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.
Глава III.
Владимир пытался предотвратить распространение христианства на
Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе
с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодально-
го общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали:
разрушение созданного пантеона и официальная христианизация.
Это событие было ускорено ходом политическиё взаимоотношений