Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат
История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.
таким характером в высшей степени способно положить среди себя креп-
кие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с
характером противоречивым ". С другой стороны, щедрая природа разви-
вает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к ис-
кусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества
мужчин. Но сред природы относительно не богатой, чувство изящного не
может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер на-
рода является более суровым, склонным более к полезному, чем к при-
ятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин,
что разумеется приводит к еще большей суровости нравов. Все сказан-
ное прилагается в известной мере к историческому различию в характе-
ре южного и северного народонаселения Руси.
Что касается быта славянских восточных племен, то начальный ле-
тописец оставил нам о нем следующее известие: " каждый жил своим ро-
дом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим " ( В.Н.
Татищев " История Российская ", т.2) . Славяне жили в деревянных из-
бах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто пере-
меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ
были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и
от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов. Вот почему
славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: " У них
недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих
они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые
вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя,
как разбойники " ( С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 "
Мысль ") .
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной сторо-
ны: при господстве физической силы человек слабый был существом са-
мым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом
сострадания. Религия восточный славян поразительно сходна с первона-
чальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физичес-
ким божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним
гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего ан-
тропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что
между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством
вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в
дружинной форме С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 "
Мысль ") .
Мы видим, что к концу IX века область России вследствие природ-
ного влияния разделилась главным образом на две части: племена,жив-
шие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племе-
ни, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-за-
паде, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводи-
телям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862
года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгна-
ли последних за море.
При изображении нравов и обычаев славян, замечено уже было, что
родовой быт условливал между ними вражду, на что указывает летопи-
сец: "как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то
не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не
было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было
власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого уста-
ва".
Итак, русская история открывается тем явлением, что несколько
племен, не видя возможности выхода из родового, особого быта, призы-
вают князя из чуждого рода, призывают единую общую власть, которая
соединяет роды в одно целое, сосредотачивает силы северных племен,
используется этими силами для сосредоточения остальных племен Сред-
ней и Южной России. До нашего начального летописца дошло очень мало
преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух
лет от призвания младшие братья - Синеус и Трувор умерли, и всю
власть принял один старший Рюрик; эта власть простиралась уже на
кривичей Западнодвинских, то есть полочан на юге на мерю и мурому на
Северо-Востоке.
В этой главе я постарался собрать одни из оставшихся моментов
начала Русской истории. Безусловно, события предшествовавшие периоду
Христианизации имеют большое значение для раскрытия его сути.
Глава II
Итак, продолжая мысль I главы, следует сказать о том, что Сла-
вяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии все усиливающегося об-
щественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный
союз распался на составлявшие его части (племена), племена разложи-
лись на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семей-
ные хозяйства, какими эти славяне стали жить днепровском новоселье.
Но здесь под действием новых условий завязался среди них обратный
процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом
в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного
родства, а экономический интерес, вызванный к действию свойствами
страны и высшими обстоятельствами. Южные реки и равнины и наложенное
со стороны иго втянуло восточных славян в оживленную внешнюю торгов-
лю. Эта торговля втянула разбросанные одинокие дворы в сельские тор-
говые средоточия, погосты, потом в большие торговые города с их об-
ластями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали новый ряд
переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных скла-
дочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их
торговые округа стали их государственными территориями, городовыми
областями; некоторые их этих областей сделались варяжскими княжест-
вами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество
Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь эконо-
мических и политических фактов в нашей истории:..."экономические ин-
тересы последовательно превращались в общественные связи, из которых
вырастали политические союзы" - сказал В.Ключевский (В.Ключевский
"Курс Русской истории", т.1,1937,ГСЭИ).
Итак, первой династией "русских" князей на Руси были Рюрикови-
чи. Обратимся к истории этого рода.
До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был
старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на мно-
гие народы:на кривичей, т.е. полочан на юге, на мерю и мурому. О
войнах есть известия, что призванные князья начали воевать повсюду.
Судя по тем правительственным мерам, которые проводил Рюрик, можно
судить о том, что именно с него началась важная деятельность русских
князей - построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохра-
нилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу пришел к
Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут
княжить. Это место летописи прямо показывает, что собственный Новго-
род был основан Рюриком; и так как он остался жить и после него
здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объяс-
няется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни на-
зывался (С.М.Соловьев,Сочинения, кн.1, Мысль,1988).
Середина IX века. Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Кие-
ве, сделал его своим стольным городом, как свидетельствует летопи-
сец. Первым делом Олега в Украине было построение городов,острожков,
для утверждения своей власти в новых областях и для защиты со сто-
роны степей. Построив города и установив дани у северных племен,
Олег, по преданию, начинает подчинить себе другие славянские племе-
на, жившие к востоку и западу от Днепра.
Олег правил государством еще в то время, когда его приемник
Игорь уже был достаточно взрослым. Приученный с детства к повинове-
нию, Игорь не осмеливался требовать своего наследия от правителя
властолюбивого, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храб-
рыми товарищами, которые считали его власть законной, так как он
"умел его возвеличить государство". В 903 году Олег выбрал супругу
для Игоря, Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пско-
ва, - так пишет Нестор. В других исторических книгах было сказано,
что она варяжского простого рода жила в веси, именуемой Выбушской,
около Пскова. Говорится так же, что юный Игорь приехав из Киева и
приметил Ольгу. Он предпочел ее скромность и разум всем другим не-
вестам.
Вот что пишет Н.М.Карамзин:"
времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супруги в самом
низком состоянии людей, что красота уважалась более знаменитого ро-
да... Имя свое Ольга приняла, кажется, от имени Олега, в знак дружбы
его к сей достойной княгине и в знак Игоревой к нему любви" (Н.М.Ка-
рамзин, "Предание веков", Правда,1988).
Вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом не пре-
рывалось со времен Аскольда и Дира; вероятно, что греческие цари и
патриархи старались умножить число христиан и в Киеве и "вывести са-
мого князя из тьмы идолопоклонничества". Но Олег, принимая дары от
императора и приглашая священников и патриархов верил больше мечу и
довольствовался мирным союзом с греками и терпимостью христианства.
Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, хотя в Новгород
он пришел с Рюриком.
Игорь в зрелом возрасте принял власть. Он спешил доказать, что
в его руке меч Олегов, смирил древлян и прибавил им дани. Но скоро
появился сильный враг - печенеги. О них упоминается в русских, ви-
зантийский и венгерских летописцах от X до XII веков. Игорь заключил