История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат

Описание работы

История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.

Файлы: 1 файл

История Религии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

     таким характером в высшей степени способно положить среди себя креп-

     кие основы государственного быта, подчинить  своему влиянию племена с

     характером  противоречивым ". С другой стороны, щедрая природа разви-

     вает  в народе чувство красоты, здесь  господствует стремление к ис-

     кусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества

     мужчин. Но сред природы относительно не богатой, чувство изящного не

     может развиваться с успехом; при таких  обстоятельствах характер на-

     рода  является более суровым, склонным более  к полезному, чем к при-

     ятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин,

     что разумеется приводит к еще большей  суровости нравов. Все сказан-

     ное прилагается в известной мере к историческому различию в характе-

     ре  южного и северного народонаселения  Руси.

     Что касается быта славянских восточных племен, то начальный ле-

     тописец оставил нам о нем следующее  известие: " каждый жил своим ро-

     дом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим " ( В.Н.

     Татищев " История Российская ", т.2) . Славяне  жили в деревянных из-

     бах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто пере-

     меняли  место жительства. Такая непрочность  и частая перемена жилищ

     были  следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и

     от  своих родовых усобиц, и от нашествия  чуждых народов. Вот почему

     славяне вели тот образ жизни, о котором  говорит Маврикий: " У них

     недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих

     они устраивают многие выходы, на всякий опасный  случай; необходимые

     вещи  скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя,

     как разбойники " ( С.М. Соловьев Сочинения  книга I, том 1 (c) 1988 "

     Мысль ") .

     Язычники  смотрели на жизнь человека с чисто  материальной сторо-

     ны: при господстве физической силы человек  слабый был существом са-

     мым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом

     сострадания. Религия восточный славян поразительно сходна с первона-

     чальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физичес-

     ким божествам, явлениям природы и душам  усопших, родовым домашним

     гениям. Но следов героического элемента, так  сильно развивающего ан-

     тропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это  может означать, что

     между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством

     вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в

     дружинной форме С.М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 "

     Мысль ") .

     Мы  видим, что к концу IX века область  России вследствие природ-

     ного  влияния разделилась главным  образом на две части: племена,жив-

     шие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племе-

     ни, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-за-

     паде, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводи-

     телям европейских дружин, вышедшим с берегов  Скандинавии. Около 862

     года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгна-

     ли  последних за море.

     При изображении нравов и обычаев  славян, замечено уже было, что

     родовой быт условливал между ними вражду, на что указывает летопи-

     сец: "как скоро, говорит он, племена  начали владеть сами собою, то

     не  стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не

     было  у них устава, который бы все  согласились исполнять, не было

     власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого уста-

     ва".

     Итак, русская история открывается тем явлением, что несколько

     племен, не видя возможности выхода из родового, особого быта, призы-

     вают  князя из чуждого рода, призывают  единую общую власть, которая

     соединяет роды в одно целое, сосредотачивает  силы северных племен,

     используется  этими силами для сосредоточения остальных племен Сред-

     ней и Южной России. До нашего начального летописца дошло очень мало

     преданий  о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух

     лет от призвания младшие братья - Синеус и Трувор умерли, и всю

     власть принял один старший Рюрик; эта власть простиралась уже на

     кривичей  Западнодвинских, то есть полочан на юге на мерю и мурому на

     Северо-Востоке.

     В этой главе я постарался собрать  одни из оставшихся моментов

     начала  Русской истории. Безусловно, события  предшествовавшие периоду

     Христианизации  имеют большое значение для раскрытия  его сути.

     Глава II

     Итак, продолжая мысль I главы, следует  сказать о том, что Сла-

     вяне  в VII и VIII в.в. находились в состоянии  все усиливающегося об-

     щественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный

     союз  распался на составлявшие его части (племена), племена разложи-

     лись  на роды, даже роды начали дробиться  на мелкие дворы или семей-

     ные хозяйства, какими эти славяне стали  жить днепровском новоселье.

     Но  здесь под действием новых условий завязался среди них обратный

     процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом

     в новых общественных построениях  служило уже не чувство кровного

     родства, а экономический интерес, вызванный  к действию свойствами

     страны  и высшими обстоятельствами. Южные  реки и равнины и наложенное

     со  стороны иго втянуло восточных  славян в оживленную внешнюю торгов-

     лю. Эта торговля втянула разбросанные одинокие дворы в сельские тор-

     говые средоточия, погосты, потом в большие  торговые города с их об-

     ластями. Новые внешние опасности с  начала IX в. вызвали новый ряд

     переворотов. Торговые города вооружились, тогда  они из главных скла-

     дочных  пунктов торговли превратились в  политические центры, а их

     торговые  округа стали их государственными территориями, городовыми

     областями; некоторые их этих областей сделались варяжскими княжест-

     вами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество

     Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь эконо-

     мических  и политических фактов в нашей  истории:..."экономические ин-

     тересы  последовательно превращались в общественные связи, из которых

     вырастали политические союзы" - сказал В.Ключевский (В.Ключевский

     "Курс  Русской истории", т.1,1937,ГСЭИ).

     Итак, первой династией "русских" князей на Руси были Рюрикови-

     чи. Обратимся к истории этого рода.

     До  нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был

     старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на мно-

     гие народы:на кривичей, т.е. полочан на юге, на мерю и мурому. О

     войнах  есть известия, что призванные князья начали воевать повсюду.

     Судя  по тем правительственным мерам, которые проводил Рюрик, можно

     судить  о том, что именно с него началась важная деятельность русских

     князей - построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохра-

     нилось  предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу пришел к

     Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут

     княжить. Это место летописи прямо показывает, что собственный Новго-

     род был основан Рюриком; и так  как он остался жить и после  него

     здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объяс-

     няется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни на-

     зывался (С.М.Соловьев,Сочинения, кн.1, Мысль,1988).

     Середина IX века. Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Кие-

     ве, сделал его своим стольным городом, как свидетельствует летопи-

     сец. Первым делом Олега в Украине  было построение городов,острожков,

     для утверждения своей власти в новых  областях и для защиты со сто-

     роны  степей. Построив города и установив  дани у северных племен,

     Олег, по преданию, начинает подчинить себе другие славянские племе-

     на, жившие к востоку и западу от Днепра.

     Олег  правил государством еще в то время, когда его приемник

     Игорь уже был достаточно взрослым. Приученный с детства к повинове-

     нию, Игорь не осмеливался требовать своего наследия от правителя

     властолюбивого, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храб-

     рыми  товарищами, которые считали его  власть законной, так как он

     "умел  его возвеличить государство". В 903 году Олег выбрал супругу

     для Игоря, Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пско-

     ва, - так пишет Нестор. В других исторических книгах было сказано,

     что она варяжского простого рода жила в веси, именуемой Выбушской,

     около Пскова. Говорится так же, что  юный Игорь приехав из Киева и

     приметил  Ольгу. Он предпочел ее скромность и разум всем другим не-

     вестам. Вот что пишет Н.М.Карамзин:"Обыкновения  и нравы тогдашних

     времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супруги в самом

     низком  состоянии людей, что красота  уважалась более знаменитого  ро-

     да... Имя свое Ольга приняла, кажется, от имени Олега, в знак дружбы

     его к сей достойной княгине и  в знак Игоревой к нему любви" (Н.М.Ка-

     рамзин, "Предание веков", Правда,1988).

     Вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом не пре-

     рывалось  со времен Аскольда и Дира; вероятно, что греческие цари и

     патриархи старались умножить число христиан и в Киеве и "вывести са-

     мого  князя из тьмы идолопоклонничества". Но Олег, принимая дары от

     императора  и приглашая священников и  патриархов верил больше мечу и

     довольствовался мирным союзом с греками и терпимостью  христианства.

     Олег  княжил 33 года, умер в глубокой старости, хотя в Новгород

     он  пришел с Рюриком.

     Игорь в зрелом возрасте принял власть. Он спешил доказать, что

     в его руке меч Олегов, смирил древлян  и прибавил им дани. Но скоро

     появился  сильный враг - печенеги. О них  упоминается в русских, ви-

     зантийский  и венгерских летописцах от X до XII веков. Игорь заключил

Информация о работе История религии