История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат

Описание работы

История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.

Файлы: 1 файл

История Религии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

     между Русью и Византией в конце 80-х  годов { в. Для борьбы с очеред-

     ным мятежником Вардой Фокой, пославшим  сесть на императорский трон и

     обладавшим  большими силами, император Василий II обратился к князю

     Владимиру за великой помощью, не скупясь при  этом на обещания. Важ-

     ным условием договора, по которому был  послан в распоряжение импера-

     тора  шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского

     христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов"

     Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной

     христианства. Это соглашение могло быть заключено  зимой 987/88 г.г.

     После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и

     отдать  сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться

     выполнения  условия договора, князю Владимиру  пришлось осадить и

     взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму  город Корсунь (Херсо-

     нес) с епископской кафедрой. "Повесть  временных лет" говорит о том,

     что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и

     потребовал  выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном

     случае  и Константинополю. Однако, этому  противоречат свидетельства

     "Памяти  и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади-

     мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко-

     торое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это ука-

     зывает, следовательно, на 987-988г.г., что подтверждается и ссылкой

     на  то, что на третий год после крещения (т.е. в 989/90) он взял Кор-

     сунь.

     При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь

     патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре-

     щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его

     времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи  обосновыва-

     ют  и более ранние и более поздние  даты, в частности 990г. (О.М.Рапов

     "О  дате принятия христианства князем  Владимиром и киевлянами"). По

     "повести  временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по

     "Житию  Владимира" - в притоке Днепра  реке Погайне. После возвращения

     Владимира из Корсуня в Киеве появилось  очень много корсунских и кон-

     стантинопольских  священников.

     Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображе-

     ний некогда почитаемых богов, их публичным  поруганием со стороны

     княжеских слуг, построением церквей на местах,где  стояли языческие

     идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была

     воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию  Великому. Под Нов-

     городом, В Перыне, где находился языческий  храм, была построена цер-

     ковь  Рождества. По сообщению "Повести  временных лет", Владимир начал

     строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали

     приводить к крещению по всем городам и селам".

     По  словам историка Я.Н.Щапова:"распространение  христианства

     проводилось княжеской властью и формирующейся  церковной организацией

     насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев

     населения" (Я.Н.Щапов "Церковь в древней  Руси", политиздат 1989г.).

     Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (В.Н.Татищев, "Исто-

     рия Российская", Москва 1962г.),который  исследуя летописные рассказы

     о крещении, приводит такие факты:метрополит Илларион Киевский приз-

     навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:"Никто не

     сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и  крестились если

     не  по собственной воле, то из страха перед  приказавшими, ибо его ре-

     лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион-

     ного  культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох-

     ранилась  легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор-

     сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята

     крестил мечем, а Добрыня - огнем".

     Христианство  при Владимире было распространено преимущественно

     по  узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в

     Киев; к востоку от Днепра, по Оке и  Верхней Волге, даже в Ростове,

     несмотря  на то, что проповедь доходила до этих мест,христианство

     распространялось  очень слабо. В летописях есть известие о том, что в

     992 г. князь Владимир с епископами  на юго-запад, учил, крестил людей

     и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере-

     вянную  церковь Богородицы.

     Вскоре  после официального христианства на Руси была создана

     первоначальная  организация Русской православной церкви в форме мет-

     рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит,

     присылавшийся из Константинополя и имевший  свою резиденцию в кафед-

     ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме  метрополита из Царьграда бы-

     ли  присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни-

     ков из Корсуля и Анна привезла с собой  своих священников. Но всего

     этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве

     и других местах, есть известие о том, что священослужители были

     призваны  из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были

     болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не

     могло удовлетворить потребности в  них, надо было увеличить число

     русских священников, а это не могло произойти иначе,чем через специ-

     альное  обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод-

     ного  крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству  летописца, по

     приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали

     учиться к священникам при церквях.

     Из  летописи можно узнать так же и  о том, какое сильное влияние

     духовенство стало иметь на общественный строй. Владимир советовался

     с епископами не только о том какими средствами ускорить распростра-

     нение христианства, но и о том, как наказывать преступников, вместе

     со  старцами епископы предлагают князю  куда употреблять виры - и он

     соглашается с ними.

     Параллельно с этими событиями идет формирование церковной орга-

     низации. Время учреждения Киевской митрополии определяется косвенным

     путем, поскольку об этом говорят, главным  образом, иностранные ис-

     точники. Можно предположить, что она была основана между 995/997

     г.г.Вероятно, Софийский собор первоначально  был деревянным, а в 1037

     - начале 1940-х годов был построен  храм, который сохранялся до сих

     пор.

     Церковное управление на местах, в важных политических и адми-

     нистративных  центрах, осуществлялось епископами, подчиненными метро-

     политу.

     Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества

     Ярослава  можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде,

     Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых  других городах. Это - время

     христианизации  и включения в орбиту церковной  власти основной терри-

     тории государства, населенной древнерусской  народностью. Все еписко-

     пии были созданы в важнейших центрах феодализирующегося государства.

     Список  литературы

     1.С.М.Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.

     2.В.Ключевский, 2Курс Русской истории", часть  1, "Москва", 1937г.

     3.Н.М.Каразин  "Предания Веков", "Правда", 1988г.

     4.Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "По-

     литиздат", 1989 г.

     5.В.Н.Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г.

     6.О.М.Ранов, "О дате принятия христианства  князем Влалимиром и

     киевлянами", "Вопросы истории", 1984,N6


Информация о работе История религии