Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:20, реферат
История православной церкви в России остается до сих пор одной
из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак-
терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис-
тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви-
димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто-
рических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье
к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989).
История Русской православной церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест-
венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин
в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором
смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков
к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В
его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем
исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева и других историков.
между Русью и Византией в конце 80-х годов { в. Для борьбы с очеред-
ным мятежником Вардой Фокой, пославшим сесть на императорский трон и
обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю
Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важ-
ным условием договора, по которому был послан в распоряжение импера-
тора шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского
христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов"
Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной
христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г.г.
После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и
отдать сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться
выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и
взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсо-
нес) с епископской кафедрой. "Повесть временных лет" говорит о том,
что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и
потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном
случае и Константинополю. Однако, этому противоречат свидетельства
"Памяти и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади-
мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко-
торое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это ука-
зывает, следовательно, на 987-988г.г., что подтверждается и ссылкой
на то, что на третий год после крещения (т.е. в 989/90) он взял Кор-
сунь.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь
патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре-
щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его
времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновыва-
ют и более ранние и более поздние даты, в частности 990г. (О.М.Рапов
"О
дате принятия христианства
"повести временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по
"Житию
Владимира" - в притоке Днепра
реке Погайне. После
Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и кон-
стантинопольских священников.
Смена
религиозных культов
ний некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны
княжеских слуг, построением церквей на местах,где стояли языческие
идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была
воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Нов-
городом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена цер-
ковь Рождества. По сообщению "Повести временных лет", Владимир начал
строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали
приводить к крещению по всем городам и селам".
По словам историка Я.Н.Щапова:"распространение христианства
проводилось
княжеской властью и
насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев
населения" (Я.Н.Щапов "Церковь в древней Руси", политиздат 1989г.).
Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (В.Н.Татищев, "Исто-
рия Российская", Москва 1962г.),который исследуя летописные рассказы
о крещении, приводит такие факты:метрополит Илларион Киевский приз-
навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:"Никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если
не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его ре-
лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион-
ного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох-
ранилась легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор-
сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята
крестил мечем, а Добрыня - огнем".
Христианство при Владимире было распространено преимущественно
по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в
Киев; к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове,
несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест,христианство
распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в
992
г. князь Владимир с
и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере-
вянную церковь Богородицы.
Вскоре после официального христианства на Руси была создана
первоначальная
организация Русской
рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит,
присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафед-
ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме метрополита из Царьграда бы-
ли присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни-
ков из Корсуля и Анна привезла с собой своих священников. Но всего
этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве
и других местах, есть известие о том, что священослужители были
призваны из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были
болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не
могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число
русских священников, а это не могло произойти иначе,чем через специ-
альное обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод-
ного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по
приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали
учиться к священникам при церквях.
Из летописи можно узнать так же и о том, какое сильное влияние
духовенство стало иметь на общественный строй. Владимир советовался
с епископами не только о том какими средствами ускорить распростра-
нение христианства, но и о том, как наказывать преступников, вместе
со старцами епископы предлагают князю куда употреблять виры - и он
соглашается с ними.
Параллельно с этими событиями идет формирование церковной орга-
низации. Время учреждения Киевской митрополии определяется косвенным
путем, поскольку об этом говорят, главным образом, иностранные ис-
точники. Можно предположить, что она была основана между 995/997
г.г.Вероятно, Софийский собор первоначально был деревянным, а в 1037
- начале 1940-х годов был построен храм, который сохранялся до сих
пор.
Церковное управление на местах, в важных политических и адми-
нистративных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными метро-
политу.
Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества
Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде,
Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время
христианизации и включения в орбиту церковной власти основной терри-
тории государства, населенной древнерусской народностью. Все еписко-
пии были созданы в важнейших центрах феодализирующегося государства.
Список литературы
1.С.М.Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.
2.В.Ключевский, 2Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г.
3.Н.М.Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г.
4.Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "По-
литиздат", 1989 г.
5.В.Н.Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г.
6.О.М.Ранов, "О дате принятия христианства князем Влалимиром и
киевлянами", "Вопросы истории", 1984,N6