Изобразительное искусство Европы и США второй половины XIX – начала XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:57, реферат

Описание работы

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими»1. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнаным».
Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают «самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры». Одни авторы считают, что искусство — способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи — что этомимесис или представление. Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации между людьми. Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое учение о том, что искусство выражает эмоции, и следовательно, его сущность имеет место лишь в замысле своего создателя. Теория искусства как формы имеет корни в философии Иммануила Канта и развивалась в начале XX века Роджером Фраем и Кливом Беллом. Взгляд на искусство как мимесис или представление восходит к философии Аристотеля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Импрессионизм во Франции.……………………………………………………..5
Клод Моне………………………………………………………………………...5
Камиль Писсаро…………………………………………………………………7
Эдуар Мане………………………………………………………………………..8
Эдгар Дега………………………………………………………………………..11
Огюст Ренуар……………………………………………………………………13
Постимпрессионизм………….………………………………………………………16
Поль Сезанн…………………...………………………………………………..16
Поль Гоген………………………………….…………………………………….18
Винсент Ван Гог……………………….…………………………..…………..19
Братство прерафаэлитов……………………………………………………………20
История братства……………………………………………………………..20
Искусство братства………………….……………………………………….24
Дюссельдорфская школа..…………………………………………………………27
Адольф фон Менцель…….………………………………………………..27
Вильгельм Лейбль……………………………………………………………29
Кете Кольвиц……………………………………………………………………30
Школа мусорного ящика….……………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………35

Файлы: 1 файл

Реферат Искусство.docx

— 130.45 Кб (Скачать файл)

    Ренуар  всегда чуждался литературности. Тем  не менее, продолжая сопоставления  с литературой, хочется и в  данном случае вспомнить имя писателя, близко стоявшего по своему творческому  методу к импрессионистам. Это Мопассан. Как это ни парадоксально, самих  импрессионистов Мопассан явно недооценивал (факт непонимания живописи французских  художников-новаторов XIX века со стороны  писателей - явление очень распространенное). Однако достаточно перелистать страницы романов и новелл Мопассана, чтобы  почувствовать удивительное созвучие, близость поэтического видения женщины  писателем и художником! Вот Жорж Дюруа, главный герой романа Мопассапа "Милый друг", взглянул на спою возлюбленную, госпожу де Марель: "Она была все так же изящна, красива, и все такие же бойкие, живые были у нее глаза". А вот герой "Нашего сердца" впервые увидел госпожу де Бюрн: "…ясное лицо слегка рыжеватой блондинки, с непокорными завитками на висках, пылавшими, как горящий хворост. Тонкий вздернутый нос, живая улыбка, рот с четко очерченными губами, глубокие ямочки на щеках, чуть выдающийся раздвоенный подбородок… Глаза были голубые, блекло-голубые, словно синева их выгорела, стерлась, слиняла, а посредине сверкали черные, круглые, расширенные зрачки". Подобно Ренуару, Мопассан кладет один "мазок" за другим, уточняя и одновременно делая зыбким, неопределенным увиденное: глаза у мадам де Бюрн голубые, нет - блекло-голубые, не просто блекло-голубые, а синева их как будто выгорела. 
Раздумывая о современных ему художниках, писатель заметил: "Чтобы судить об искусстве, об исканиях, характерных для сегодняшнего дня, нужны прежде всего утонченность и чувствительность зрения…". В этих словах словно бы совет всякому, кто захочет насладиться живописью Ренуара: смотрите, воспринимайте движение каждого мазка, который искрится и светится, ощущайте звучание красочных аккордов, образующих на холсте сияющие комбинации, радуйтесь живым выражениям веселых и ясных лиц! 
Рейтерсверд в книге "Импрессионисты перед публикой и критикой" собрал высказывания критиков о "Портрете Жанны Самари". Картину ругали (П. Манц, Р. Баллю, П. Вероп, Л. Леруа), называя её безобразным беглым наброском, далеким от истинного портрета. Исполнение ее называли небрежным и примитивным. В то же время среди писавших об этой работе критиков были и тонкие ценители вроде Ф. Бюрти, заметившего, как в портретах Ренуара оживает образ очаровательной субретки XVIII века, нежной, грациозной и кокетливой.

    Увлечение французским искусством XVIII столетия проявилось еще в годы Второй империи. Братья Гонкуры, например, начав с  изучения французского общества эпохи  Великой французской революции, все глубже и глубже погружались  в историю и культуру минувшего  века. Их восприятие искусства XVIII столетия было во многом окрашено ностальгией, печальной меланхолией, характерными для неудовлетворенного современностью интеллигента. Художники, напротив, старались, погрузившись в атмосферу XVIII века, обрести легкость, бездумность, которые при поверхностном взгляде кажутся характерными для нее.

    Мужские портреты Ренуара уступают женским. Мужественные, сильные и сложные характеры не привлекали художника. Удачнее других портреты Виктора Шоке, скромного служащего таможенного управления, ставшего горячим приверженцем импрессионистов. В созданных Ренуаром в 1870-е годы двух его портретах (США, Кембридж, музей Фогг; Винтертур, частное собрание) передана тонкая и артистичная натура.

    Как у Мане и Дега, пастель со временем стала играть заметную роль в живописи Ренуара. Художник тонко чувствовал и умело использовал её возможности. Особенно хороши выполненные пастелью детские портреты. Ренуара интересует ребенок любого возраста: и когда он еще являет собою просто подвижный кусочек материи, и когда растет. Ренуар улавливает в юном портретируемом черты формирующейся натуры. В последнем случае художник предпочитает изображать девочек, в образах которых уже чувствуется пробуждающаяся женственность.

    Ренуар  изображает детей с игрушками, с  домашними животными, с музыкальными инструментами, одних или со взрослыми, в интерьере или на природе, почти всегда в активном общении с окружающим миром. Нежные, переливчатые сочетания цветов в одежде и фоне, гладкая, как будто фарфоровая кожа, мягкость и шелковистость волос, широко открытый ясный взгляд - все превращается под кистью Ренуара в настоящий гимн человеческой весне.

    Запечатлел  художник детские образы и в рисунках. Портрет дочери Берты Моризо, вошедший в искусствоведческую литературу под названием "Девочка с кошкой" (1887, Париж, частное собрание), убеждает в том, что Ренуар был не только превосходным живописцем, но и великолепным рисовальщиком. Чистая линия, уверенная и плавная, заставляет вспомнить рисунки итальянских ренессансных мастеров.

  1. Постимпрессионизм

Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван ГогПоль ГогенПоль СезаннТулуз-Лотрек.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов, и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы  и техники, повлиявшие на последующее  развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

      1. Поль Сезанн

    Поль  Сезанн родился 19 января по новому или 30 января по старому календарю 1839 года. Отец Поля был состоятельным аристократом, что позволило Полю Сезанну не заботиться о своем финансовом обеспечении  до глубокой зрелости. Жила семья Сезанна  в городе Aix-en-Provence, на юге Франции, - родине известного многим Ромена Гари.

    Отец  Поля, видел в сыне своего наследника, того, кто продолжит дело его жизни. Луи-Огюст Сезанн, отец Поля занимался  производством и продажей шляп, - столь популярных в то время. Отец Поля преуспел в этом деле, но был  несколько скуп и давал деньги просящим только под ссуду. И в  данном деле отец Поля Сезанна преуспел и к 45-му году девятнадцатого века обосновал  один из крупнейших банков во всем регионе.

    К этому времени, семья Поля перебралась  в поместье Жа-де-Буффан, расположенное на месте поместья Людовига четырнадцатого. Будущий мастер жил в данном поместье с четырех лет, он настолько был привязан к этому месту, что даже в зрелом возрасте много работал в данном поместье.

    Немного повзрослев, отец отдает Поля в одну из лучших школ окрестности, где тот  получает великолепное образование. Окончив  в ней несколько классов, отец переводит своего сына в популярную в то время школу Святого Жозефа, которую Поль с успехом оканчивает в двенадцатилетнем возрасте. В тринадцатилетнем возрасте будущий мастер едет на учебу  в коллеж Бурбон, где ему даются великолепные знания по общим наукам. Данное образование позволило ему на протяжении жизни писать стихи на различных языках и без особых забот поддерживать дискуссии на самые различные тематики, но каких-либо знаний в живописи выше средних он не получал. Что способствовало тому, что он по своей инициативе в пятнадцатилетнем возрасте начинает посещать Академию искусства. В Академии ежегодно разыгрывались награды за лучший рисунок года. Поль Сезанн не один год старательно пытался добиться вручения ему данной премии, но все попытки были тщетны. Во время учебы в Академии Поль Сезанн копировал картины эжена делакруа, но премию ему так и не дали, зато ее получил его друг жизни Эмиль Золя.

    Окончив коллеж Бурбон, Поль по наставлению  отца решает поступить на юридический  факультет университета Экса. Отец радовался выбору сына, но самому Полю Сезанну юриспруденция была не по душе и окончив два курса, он бросает университет Экса в пользу живописи. В течение двух лет Поль Сезанн воевал с отцом, который видел в сыне будущего юриста. Отец, понимая увлечение сына, организовал ему личную мастерскую живописи в своем поместье, что только подстегивало интерес Поля к живописи. В 61 году девятнадцатого столетия отец Поля, устав бороться с ним, уступает ему в его увлечениях и отправляет на учебу в Париж. В течение года молодой Сезанн трудиться у художников Ателье Сюисс, - готовиться к поступлению в главное училище живописи Парижа - Эколь-де-Базар. Но год жизни в Париже, разуверил молодого Сезанна в правильности его пути и он снова возвращается на обучение в университет Экс. И только через полгода, он берет нарисованные собой портреты отца, автопортрет и отправляется в Эколь-де-Базар для сдачи вступительных экзаменов.

    Картины Поля, экзаменатору показались довольно дерзкими для его времени, и в  зачислении ему было отказано. Но Поль, не особо огорчившись, возвращается работать в Ателье Сюисс, где создает свои первые выставочные работы. Первые выставки в 74-м и 77-м годах девятнадцатого столетия, оказываются не совсем удачными для Сезанна, - он получает жесткую критику коллег и порвав с ними все отношения уезжает из Парижа.

    Поль  Сезанн приезжает в Прованс, где  в течение нескольких лет работает под руководством Камиля Писарро, знаменитого в то время художника. Поль копирует его картины, учится новым методикам передачи красок - перенимает его мастерство. Писарро знакомит Поля с продавцом картин, который длительное время выкупает у него картины, что только подстегивало его интерес к живописи.

    В течение восьмидесятых годов  Поль, увлекшись натюрмортом, представляет на критику порядка пятидесяти работ, после чего жанр натюрморта будет  неотрывно связан с творчеством  мастера. Хотя в свое время, посещая  крупнейшие выставки в Париже, Поля Сезанна заинтересовывали картины веласкеса, - одного из представителей испанского Золотого века.

    Признание к Сезанну приходит только в семьдесят  лет, когда лучшие его картины  были представлены на парижской всемирной  выставке картин.

    С конца 80-х девятнадцатого столетия, после смерти отца, Сезанн работал  Aix-en-Provence, откуда и был родом. В это время он изобразил много пейзажей Прованса, горы Сент-Виктуар.

    Скончался Поль Сезанн 22 октября по новому календарю  или 1 декабря по старому календарю 1906 года. Смерть наступила в связи  с тяжелой пневмонией, которую  он получил во время работы над  очередной картиной. Похоронен Поль Сезанн в родном городе на кладбище Сен-Пьер.

      1. Поль Гоген
 

 Французский художник Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848. В 1865 он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие на остров Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известных бретонских работ - "Видение после проповеди" (1888) художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина "Желтый Христос" (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества.

    В эти годы Гоген становится лидером  нового направления - синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.

    В конце 1888 Гоген провел несколько  месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.

    В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во французской колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В своих картинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение земного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода его творчества - "Манао Тупапау - Следящий Дух мертвого" (1892) и "Таитянские пасторали" (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Информация о работе Изобразительное искусство Европы и США второй половины XIX – начала XX в.