Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:50, контрольная работа
Важность изучения экономической истории обусловлена ее особым положением в системе экономических наук. В связи с этим анализ трудов выдающихся учёных-экономистов прошлого имеет огромное значение понимания сути экономики вообще. Йозеф Шумпетер внес значимый вклад в экономическую науку, так же он известен в сфере социологии. Шумпетер развивал свои учения для разных моделей экономики, рассматривал введение частной собственности, новые формы производства – все это важно и применимо для современного развития экономики.
Введение…………………………………………………………………..3
Йозеф Шумпетер, экономические взгляды :
1.«Теория экономического развития»: ………………………………....4
а) теория полезности;…………………………………………………….5
б) деньги и капитал;……………………………………………………..10
в) методология…………………………………………………………...13
2. «Экономические циклы» ………………………………………...15
3. «Капитализм, социализм и демократия»………………………..17
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………...21
Поскольку, далее, производимый новатором продукт уникален, то каждый новатор является одновременно и монополистом (обратное неверно: можно быть монополистом, не будучи новатором). Монополию, обеспечивающую временную сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Шумпетер называет эффективной. Сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике. Для получения новой сверхприбыли необходимы новые инновации, и так далее до бесконечности. Каждая эффективная монополия преследует свои частные интересы, но результатом, как и при совершенной конкуренции, является выигрыш всего общества.
Б) Деньги и капитал
Для создания нового необходимы кредиты и коммерческие банки, а не просто наличные деньги. Между кредитом и наличными деньгами имеется существенное различие. Наличные деньги можно рассматривать как: 1) свидетельство о завершенном производстве и вызванном им увеличении совокупного продукта и 2) ордер на получение части этого продукта. Напротив, у кредитных средств платежа отсутствует первое свойство.«Они не представляют собой свидетельства завершения производства... Это происходит лишь после удачного осуществления соответствующих новых комбинаций». Следовательно, банкир является и сопроизводителем нового товара. Поэтому неверно, что деньги представляют собой только средство обращения товаров и услуг и не могут самостоятельно порождать никаких важных явлений. Напротив, они воздействуют на весь экономический процесс.
С учетом этих функций денег и кредита получается, что без кредита нельзя понять сам феномен экономического развития.
Шумпетер рассматривал кредит
как важнейшее условие
Шумпетер отдает себе отчет
в том, что увеличение денег в
обращении благодаря
Шумпетер признает лишь денежную форму капитала. Капитал — это платежные средства, которые, находясь в руках предпринимателя, изменяют структуру производства. Авансированный капитал, превратившийся в средства производства, это уже не капитал, а имущество. Подлинный капитал существует лить в денежной форме, и денежный рынок рождается для кредитования новых предприятий. «Капитал есть... рычаг, позволяющий предпринимателю получить в своё полное распоряжение нужные ему конкретные блага, средство, дающее предпринимателю возможность использовать эти блага для достижения новых целей, а так же ориентировать производство в новом направлений. Это единственная функция капитала»3. Рынком капитала является денежный рынок.
В экономике, где отсутствует развитие, денежного рынка в полном смысле этого слова быть не может. Имеется только бухгалтерия централизованных расчетов: выплаты заработной платы, уплата налогов и другое обслуживание хозяйственного оборота. В условиях развития к ним присоединяется использование временно свободной покупательной силы и появляется денежный (финансовый) рынок в подлинном смысле слова, на котором деньги продаются и покупаются. «На денежном рынке, в сущности, противостоят друг другу, с одной стороны—предприниматели, предъявляющие спрос на деньги, с другой— производители (и одновременно торговцы) покупательной силы — банкиры, формирующие предложение денег».
Такой денежный рынок является весьма чувствительным. «С одной стороны, на него влияют все планы и прогнозы, какие только существуют в народном хозяйстве, с другой — вся совокупность условий жизни народа, все события, происходящие в экономике, политике и природе». Нет такой новости, которая не влияла бы на принятие предпринимательского решения об осуществлении новой комбинации, не меняла бы ситуацию на рынке и не воздействовала бы на взгляды и намерения руководителей.
В) Методология
Выдвигаемые на первый план важнейшие категории отличаются от концептуальных положений неоклассиков. Инновации, нововведения, предпринимательство в теории Й. Шумпетера играют не менее важную роль, чем цена или свободная конкуренция в «Экономиксе» А. Маршалла.
Й. Шумпетер считает, что его «теория экономического развития» лучше объясняет законы и динамику развития товарно-капиталистического хозяйства, чем аналитический аппарат А. Маршалла. Он проводит четкое различие между статическим равновесием системы и ее динамическим развитием, преобразующим структуру, взаимосвязи между «новым» и «старым» производством.
Исходное положение
Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, по терминологии Й. Шумпетера – «новатор». Это не обязательно собственник, но человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Им может быть директор, администратор, учредитель, менеджер. Предприниматель – тот, кто способен внедрять новое в практику, в производство. Его основные качества – постоянный поиск, использование нововведений в хозяйственной деятельности.
Стимулом для
Согласно утверждению Й. Шумпетера, предпринимательская функция неразрывно связана с новшествами. Осуществление новых комбинаций – «дело сложное и доступное лишь людям, обладающим определенными качествами».
«Основной импульс, который
приводит капиталистический механизм
в движение и поддерживает его
на ходу, исходит из новых потребительских
благ, новых методов производства
и транспортировки товаров, новых
рынков и новых форм экономической
организации, которые создают
С новаторской деятельностью Шумпетер связывает и циклическую форму развития экономики. Исследованию этой проблемы он посвящает работу «Экономические циклы» (1939 г.) Выделив и установив связь между тремя типами циклов (длительных, классических и коротких), Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Последние осуществляются рывками, когда одно изобретение «тянет» за собой гроздь нововведений.
Почему экономика развивается не плавно, а рывками, почему за поступательным движением следует возвратное и лишь после него вновь возобновляется поступательное движение? Ответ на этот вопрос Шумпетер находит в существовании прямой взаимной связи между отдельными предпринимателями. «Появление одного или нескольких предпринимателей облегчает появление других, а возникновение последних облегчает и тем самым способствует появлению следующих и все более многочисленных».
Массовое появление новых комбинаций объясняет, почему рост капиталовложений является самым первым симптомом начинающегося экономического подъема, почему наибольшее оживление начинается прежде всего в отраслях, производящих средства производства, почему затем следует рост цен, увеличение заработной платы, повышение уровня процента, рост грузооборота, напряженность банковских балансов.
Подъём изменяет условия, в каких функционирует экономика. Отчасти проблема состоит в том, что «отдельный предприниматель, планируя деятельность только своего предприятия, не учитывает последующего массового появления других предпринимателей и в результате этого попадает в затруднительное положение». Массовое действие делает ошибочным то, что правильно для отдельного предпринимателя.
Но главное состоит в другом. Во-первых, в период подъёма спрос предпринимателей на средства производства взвинчивает цены на них. Во-вторых, через несколько лет на рынке появляются новые товары и в результате конкуренции вытесняют старые, сокращая доход сначала старых предприятий, а затем всех. В-третьих, планомерно достигаемый успех новых предприятий порождает кредитную инфляцию.
В итоге для каждого предприятия изменилась типичная ситуация. Появляются новые конкуренты, уже нет старых клиентов и поставщиков необходимо приспособиться к новым методам хозяйствования, в любой момент может произойти неожиданный отказ в кредите. Перед «просто-напросто хозяином» стоят необычные новые задачи, которые ему не по плечу. В этой обстановке он делает ошибки, которые впоследствии станут важной вторичной причиной дальнейших неудач.
Невозможность сбыта произведенных и производимых товаров по ценам, покрывающим издержки, приводит к нехватке денег. Сокращение спроса на средства производства и уменьшение денежных доходов вызывает в конечном счете сокращение спроса и на все другие товары, порождая общий экономический спад. Экономический подъём, таким образом, сам порождает последующий спад, и следующую за подъёмом депрессию следует расценивать как предпосылку для перехода экономики в новое состояние равновесия.
Экономическая эволюция, которую Шумпетер связывает с деловыми циклами, имеет две фазы. В первой фазе она уходит от исходного состояния равновесия благодаря массовому применению инноваций предпринимателями. Во второй фазе экономика движется к новому равновесию, соответствующему новым условиям ее функционирования. Это новое равновесие сохранится до тех пор, пока не будет внедрено достаточно большое число новых инноваций. Затем весь процесс повторится. Поэтому депрессия нормальна, аномален лишь сильный экономический кризис.
Депрессия, таким образом, имеет два положительных момента. Во-первых, она ведет к состоянию нового равновесия. Во-вторых, «депрессия осуществляет то, что обещал подъём».
«Экономическая сущность процесса депрессии состоит в распространении — через механизм стремления к равновесию — технических достижений на все народное хозяйство».
Причину же экономических кризисов Шумпетер видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.
В работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.) капитализм, как и в ранней работе, понимается как система предпринимателей-новаторов, преобразующих экономику с помощью денежного капитала. Вновь подчеркивается, что такая система не может быть стационарной. Однако теперь Шумпетер подчеркивает, что крупные корпорации и государственное вмешательство в экономику разрушают систему свободного капиталистического предпринимательства.
НТП становится уделом организованных специалистов, вытесняющих предпринимателя-новатора. Новаторство превращается в рутину. «Технологический прогресс все больше становится делом коллективов высококвалифицированных специалистов, которые выдают то, что требуется, заставляя его работать предсказуемым образом. Многое из того, что прежде могло дать лишь гениальное озарение, сегодня можно получить в результате строгих расчетов».4
На смену личности приходят бюро и комиссии. Поэтому Шумпетер отрицательно отвечает на вопрос: может ли капитализм (как система предпринимательства, основанная на индивидуальном творчестве) выжить? Он просто рассыплется под грузом собственных успехов, а также в результате отделения функции управления капиталом от индивидуализированной частной собственности. Независимо от того, является ли бизнесмен-управляющий держателем акций или нет, «его воля к борьбе и выживанию уже не та, да и не может быть такой, какой обладал человек, знакомый с тем, что такое собственность и личная ответственность в первозданном смысле этих слов».