Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:27, доклад
В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.
II. Культура повседневности Западной Европы в XIX веке
Эволюция этикета в 19 веке.
В отличие от предшествующих
столетий этикет 19 века носил буржуазный
характер; общепринятые правила поведения,
приобретая интернациональный характер,
были распространены среди всех слоев
обществ. Требования к воспитанному
человеку были одинаковыми во всех
странах Европы и Америке.
Этикетные формы больше не были связаны
с поведением при дворе монарха, а касались
всех и были направлены на регламентирование
ежедневного бытового поведения каждого,
что происходит и в наши дни. Но по сравнению
с 20 веком, прошедшее столетие культивировало
гораздо более разветвленную систему
этикетных норм и установок, касающихся
самых мелких деталей личной и социальной
жизни человека, в результате чего влияние
этикета на частную жизнь индивида было
чрезвычайно велико.
И в более ранние эпохи правила поведения
третьего сословия отличались от этикета
аристократии, но в 19 веке средний класс
становится определяющим в обществе и,
отвергая аристократические церемонии,
создает свои представления о хороших
манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность
происхождения перестает быть столь важной,
а богатство еще не дает права на положение
в обществе — необходимо было соответствовать
некоему поведенческому стереотипу, который
лучше всего определяется словом «респектабельность».
Предполагалось, что мужчина должен всецело
стремиться к тому, чтобы собственным
трудолюбием и добропорядочным поведением
занять подобающее место в обществе, а
идеал женщины — стать возможно более
достойной женой и матерью, ограничивающей
свои интересы семейным кругом, строго
следящей за соблюдением своими домашними
принятых правил поведения, являя собой
пример их выполнения. Стало больше цениться
религиозное благочестие, выражавшееся
в ежедневных семейных молитвах перед
едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных
правил-предписаний дошло до поистине
тартюфовского показного благочестия.
В этот период появляется фраза «ножки
надо закрывать даже у рояля», так как
упоминание многих частей человеческого
тела было строго табуировано, как и упоминание
о беременности, рождении ребенка, некоторых
предметах туалета, самой невинной взаимной
склонности людей противоположного пола
и невероятном множестве других вещей,
принцип отбора которых обычно недоступен
для понимания современного человека.
Правила поведения женщин в 19 веке
Чрезвычайно усложнены были
правила поведения женщин и в
отношении женщин. Жизнь респектабельной
женщины 19 века была окружена системой
запретов, сопровождавших ее с младенчества.
Так, девушки до замужества не могли
есть в гостях, много говорить, демонстрировать
свои знания в какой-либо области, зато
от них требовалось «умение» легко
краснеть и падать в обморок (что,
правда, при существовавшей тогда
суровой моде на ношение корсетов
было нетрудно). Девушке нельзя было
выходить одной куда бы то ни было и
оставаться наедине с мужчиной в
течение хотя бы нескольких минут, даже
если этот мужчина был ее женихом.
Она должна была просто одеваться, никогда
громко не говорить, не смеяться. Ее родители
тщательно следили за кругом ее чтения,
знакомств и развлечений. Впрочем,
после замужества предписания этикета
для женщины становились
В этот период также усложняется система
нанесения взаимных визитов, которые четко
регламентировались по значению и времени.
Входят во всеобщее употребление визитные
карточки, причем многие страницы тогдашних
руководств по этикету заполнены правилами
оформления и послания карточек на случай
свадьбы, рождения ребенка, соболезнования,
приезда, отъезда, формального визита,
поздравления и т. п.
Также строго регламентировались правила
приема гостей, застольные манеры, одежда
для определенных случаев, ритуалы приветствия
и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение
всех этих правил давало человеку возможность
быть принятым в своем кругу, каким бы
этот круг ни был. Естественно, манеры
представителей высшего света и мелких
буржуа различались между собой, но только
непременное их соблюдение делало человека
«респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным
членом общества.
Жестикуляция
и обнажение головы
Испокон веков люди приветствовали друг
друга. С приветствия начинался любой
вид общения, и поэтому этот элемент этикета
существовал во все времена. Современные
формы приветствия восходят к ранним этикетным
нормам, порой измененным почти до неузнаваемости.
Во все времена люди обозначали узнавание
друг друга словами и жестами. Слова не
всегда были четко регламентированы (за
исключением торжественных церемоний,
ритуальных процедур и общения с вышестоящими
лицами) и являли собой, как правило, пожелания
здоровья и благополучия. Традиция приветственной
жестикуляции имеет давнюю историю и,
хотя она и изменялась во времени, корни
ее легко обнаружить. Так, средневековый
рыцарь, желая показать, что он находится
среди друзей и ему нечего опасаться, снимал
шлем или поднимал забрало. Впоследствии,
когда шлем уступил место другим головным
уборам, дворянин снимал или приподнимал
шляпу с той же целью — обозначить, что
он находится в кругу друзей. Еще позже
шляпу стали снимать перед вышестоящим
лицом, а приветствуя равного себе, к ней
лишь притрагивались. Женщин же всегда
приветствовали, снимая головной убор,
и в таком виде этот ритуал сохранился
и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий.
Даже абсолютные монархи Франции, не снимавшие
шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее
при появлении дамы.
Обычай рукопожатия имеет еще
более древнюю историю и
Поклон также имеет давнюю историю.
Изначально посредством поклона
обозначалось признание первенства
другого. Самые сложные церемонные
поклоны порой включали в себя
коленопреклонение или падение
ниц, совершавшееся перед монархом
или при отправлении
В разные времена в качестве одной
из форм приветствия в Европе получают
распространение поцелуи. Часто
так здоровались друг с другом
женщины, иногда приветственные поцелуи
распространялись более широко. Так,
например, в Англии в 16 веке гость, пришедший
в дом, целовал не только хозяина,
хозяйку и их детей, но даже и домашних
животных.
Каковы бы ни были формы приветствия
в разные эпохи, основополагающий принцип
всегда оставался одним: младший
по возрасту или рангу всегда приветствовал
первым. Проигнорировать приветствие
во все времена считалось
Ритуал прощания, тесно связанный
с приветствием, в зависимости
от обстоятельств включал в себя
поклон, поцелуй руки или прощальное
рукопожатие. Для выражения почтения
еще в средние века было принято
провожать уходящего, и зачастую в средневековом
этикете эти провожания становятся взаимными
и долгими. Буржуазный этикет постепенно
отвергает эту крайность.
Тесно связано с приветствием и
обращение, так как оно также
предполагает подчеркнутое узнавание
человека. Обращаясь к кому-либо,
всегда необходимо было четко помнить
и произносить его имя и
титул, так как ошибка в названии
титула могла быть чревата самыми
неприятными последствиями. Так, лорд
Честерфилд в 18 веке предостерегал
сына от невнимательности в названии
титула собеседника, поскольку ошибки,
равно как и краткие ответы
типа «да» и «нет», являлись оскорбительными,
обнаруживая непростительную
Отмена крепостного права, реформы
Александра II, рост промышленности, развитие
науки и литературы, привели к
усилению влияния в обществе людей
незнатного, а то и вовсе недворянского
происхождения. Если высшее купечество
стремилось подражать аристократии
хотя бы внешне, то среди служащих и
разночинной интеллигенции
Светская жизнь
Набор светских развлечений
к началу 19 века включал официальные
и семейные визиты, обязательно балы
в течение зимы — главное место
знакомств потенциальных невест
и женихов, поездки в театр (для
дам только ложи), гулянья в парках,
катания в праздники. Все эти
развлечения становятся все более
открытыми, в подражание парижским
появляются публичные балы и маскарады,
куда можно было просто купить билет.
Планировка столичных и провинциальных
городов включает бульвары — по
ним прогуливаются, сидят на скамейках
с книгой или рукоделием. Все больше
внимания уделяется спортивным занятиям
— охоте и верховой езде, как
и прежде, но особенно аристократичным
считается к концу века лаун-теннис.
Характер массового увлечения
В советский период само понятие «светской
жизни» отменяется. Дворян уничтожают,
их привычки и обычаи высмеивают и искажают.
Нарочитая грубость обращения считается
признаком пролетарского происхождения,
вместе с тем разного рода начальники
теперь неизмеримо больше дистанцируются
от подчиненных, чем прежде. Знание хороших
манер считается необходимым лишь для
дипломатов. Вместе с тем с упрочением
советского государства предпринимаются
попытки организации торжественных приемов,
балов в духе придворных, вводятся уроки
танцев в военных училищах и школах. Но
традиционной укоренившейся формой досуга
советских руководителей становятся торжественные
застолья и охота.