Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы можем узнать, что слово в древнейших формах народного творчества неотделимо. Оно воспринимается как часть действия. На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на : охотничьи танцы, очистные танцы, эротические танцы, траурные танцы, военные танцы, имитационные танцы. Они могли выполняться в форме круга или эллипса. Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы.

Содержание работы

Введение

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

1.1 История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев

Раздел 2. Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

Выводы

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft WordКалендарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Этот обычай колоритно  описал М. Коцюбинский в повести  «Тени забытых предков»: «На святой вечер Иван был всегда в странном настроении. Словно переполненный было таинственным и священным, он все делал серьезно, как будто литургию служил. Клав... живой огонь для ужина, стелил сено на столе и под столом и с полной верой рычал при том, как корова и ржал лошадью, чтобы велся скот. Окуривал ладаном дом и кошары, чтобы отогнать зверя и ведьм... Первое, чем заседать за стол, нес тайную вечерю скоту... Но это было не все. Еще должно было закликать на тайную вечерю все вражеские силы, перед которыми берегся через целую жизнь. Брал в одну руку с блюдом миску, а во вторую топор, и выходил на двор... Иван, поднял руку в всю скованную зимой безлюдность и звал на тайную вечерю к себе всех чернокнижников, мольфаров (карпатских магов), лесных волков и медведей. Он звал бурю, чтобы была ласковая, прийти к нему на сите блюда, на ужин святой, - но они не были добры и никто не приходил, хотя Иван закликал трижды. Тогда он заклинал их, чтобы не появлялись никогда...». Обряд, воспроизведен писателем, отражает древние языческие верования, в которых соединились элементы анимизма и тотемизма.

Другим событием, которое  сохранилось в меньшей степени, есть мистерия хождение плугом, которая происходила в щедрый вечер и была магической имитацией вспашки и посева. Здесь культ Плуга (созвездие Ориона) сочетался с верой, что сакральные действия помогают сближению весны и приготовлению земли до ее возделывания. На многих территориях элементы этого обряда остались в форме символического засевания. Несколько другое значение приобретает ритуал сеяние на праздник Маланки или Василия (Новый год). О.Знойко объясняет этимологию названия праздника от Уатсиля - другого имени божества Месяца, который имеет тесную связь с Маланкой, что олицетворяет воду. В данном случае обряд засевания утром после щедрого вечера является имитацией мелкого дождика, что сходит на посевы и предвещает хороший урожай. Поскольку древние славяне верили, что все, начатое с рождением человека, будет иметь успех, то многие действа касались не только начала труда на поле, но и помолвки холостой молодежи, что тоже фрагментарно сохранилось до наших дней. [ 4. c.12]

Праздник Крещения (водосвятие) было связано с культом воды и  поклонения. С утверждением христианства оно приобрело новый смысл и по созвучию названия начало ассоциироваться с крещением Иисуса в реке Иордан. В первоначальном виде это праздник проходил вблизи водоемов в форме магических ритуалов, целью которых было чествование воды, заговоры и задабривания водных духов. По словам С.Килимника «Праздник Иордана происходит обязательно ночью, и именно освящение воды должно закончиться до восхода солнца... потому что злые силы господствуют преимущественно ночью и их надо заворожить, отвлечь от воды, от весны».

М.Грушевский указывал на распространение на Полтавщине ритуала умывания. В этот день парни умывают девушек, а девушки парней. Они верили, что вода сводная, и если пара омоют друг друга, то обязательно поженятся.

Зимние действа также сопровождались ритуальной пищей: круглыми хлебами ли калачами (знак солнца), варениками (знак месяца), рыбой (символ воды), орехами и плодами (символ дерева мира), кашей или кутьей (символ земли, что имел связь с культом предков). [5. c.47]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.  Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

 

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

 

Единого мнения относительно происхождения  слова «коляда» нет. Многие исследователи  склонны считать, что оно происходит от латинского слова «Calenda», что означает праздник нового года. M. Грушевский обращает внимание на связь украинского названия с новогреческим «колянта», болгарским «коленде» или «коляда», которое использовалось на определенный вечер перед Рождеством на Балканах. Как отмечает В.Знойно, «Несомненным является факт, что слово «коляда» связано с именем языческого божества Коляды, что олицетворяло рождения Солнца в созвездии Водолея».

Соответственно, колядками называются поэтически-народные песенные произведения, которые выполняются во время и по случаю празднования Коляды, которыми сопровождаются магически-ритуальные рождественские действа. Поскольку колядка как жанр прошла долгий период становления и бытования, то на ее тематическую структуру, поэтику наложили отпечаток разные исторические эпохи и мировоззренческие системы. За это время она значительно преобразилась от ритмично-речитативных заговоров к песням  сюжетного характера. Традиционно композиция колядок проста. Они состоят из запева, собственно колядки, припева.

Относительно особенностей бытования, произведения этого жанра исполнялись  группой колядовщиков, одетых в маски животных или духов, которые с танцами и пением обходили все дворы. Среди них был проводник, который играл главную роль и выполнял основную часть произведений; казначей, который собирал дары, остальные люди поддерживали действие своим пением. По словам М.Грушевского, именно в этом обряде оказываются заимствования из балкано-романских сатурналий и новогодних праздников и мистических маскарадов с переодеваниями, которые проводились по их случаю.[6. c.81]

Классификация колядок. Колядки, что дошли до нас, являются разнородными по своей тематике и  отраженным в них мировоззрением. Ф.Колесса, подавая классификацию колядок, выделяет 5 групп:

1) с хлеборобскими мотивами;

2) с военными мотивами;

3) с фантастическими и сказочными мотивами;

4) любовного содержания;

5) с библейскими мотивами.

С.Килимник, подавая классификацию колядок, выделяет в ней 10 групп:

1) философских (о происхождении мира);

2) мировозренческие,  (в которых отразилась вера в сверхъестественные силы, мифология и вера в эти силы);

3) рыцарско-дружинные (период племенной жизни);

4) исторические (дружинно-княжеская ранняя эпоха, в которых отображается тема походов и добродетелей князей);

5) поздней княжеской  эпохи; 

6) истоков христианства;

7) периода двоеверия;

8) апокрифические;

9) библейские;

10) религиозно-национальные  хозяйственные и с политической  окраской.

Значительным недостатком  этой классификации является то, что исследователь не разграничивает понятия «колядка» и «колядка», считая их единственным жанром. Кроме того, он выделяет группы по разным принципам, поэтому произведения 3 группы (рыцарско-дружинные) и 5 (поздней княжеской эпохи) тоже можно отнести к историческим. 6 и 7 группы - начала христианства и период двоверия накладываются друг на друга, пересекаясь в тематике (это касается 8 и 9 групп - апокрифические и библейские колядки). По тематически - временному принципу можно выделить следующие основные группы колядок: мифологически-культовые, семейно-хозяйственные (величальные); исторические (рыцарско-дружинные); библейски-апокрифические. [7. c.39]

В мифологически-культовых колядках отразились древние взгляды праукраинцев, сохранились элементы древних мифов и культов. К этой группе относятся колядки о создании мира, в которых сочетаются элементы анимизма, тотемизма, фетишизма с образами прежних верований - солнца, луны, звезд, птиц, мирового дерева, воды, земли.

Например:

В леске, в леске, а в желтом песке

В корень глубокий, в листок широкий.

Растет деревце, тонкое, высокое,

В листок широкое, в цветок багровое,

Тонкое, высокое, в корень глубокое.

В цветок багровое, в верху кудрявое...

По старинке заговоры в колядках обращались к силам природы, веря в магию слова, отвечали от имени солнца, луны, дождя, земли, поэтому иногда они приобретают диалогической формы. Своей тематике и образностью они перекликаются с подобными песенными произведениями других народов. К мифологически-культовых колядок причисляем и те, в которых находим величание языческих божеств (как правило, рождение Солнца, Коляды). В произведениях такого типа часто рефрен «Ой Коляда, Коляда» или обращения к другим божествам или животным. Отдельные отрывки таких древних колядок, что дошли до нас, являются свидетельствами их связи с магией и гаданиями, которые они сопровождали. По мнению С.Килимника, «развитие философически космического мотива в колядках развивается и доходит вплоть до наших времен. Но дальнейшее развитие этого типа колядок уже частично отходит от космически-мирового дерева и приближается с силой магии в хозяйственный двор...».

Семейно-хозяйственные  колядки происходят от культово-мифологических, и является произведением более позднего периода. Об их истоках свидетельствуют образы небесных светил, сил природы, языческих божеств. Но здесь они не просто превозносятся, а призваны для того, чтобы принести пользу в хозяйстве. Поэтому появляется мотив пребывания солнца, луны, звезды, дождя в доме отдельной семьи, в которой поется колядка:

Господин-хозяин, вставай с постели,

Славен ты, славен экю, славное солнышко на небе!

Вставай с постели, убирай столы,

То утешатся мне дети маленькие.

Потому что у тебя будет трое гостей, -

Первый гость - ясное солнышко

Второй гость, светлый месяц, -

Третий гость - мелкий

Небесные силы возникают  товарищами хозяина, который угощает  их лучшими блюдами со своего стола (жертвенная пища). За хорошие угощения они обещают свою помощь. Для этой группы тоже характерны коляды в форме диалога с элементами заговоров для задабривания природных стихий, чтобы они не наносили ущерба в хозяйстве. Распространенным является мотив мирового дерева, что растет на дворе у хозяина, все внимание сосредотачивается вокруг дома и семейной жизни отдельной семьи:

Пане господарю!

Стояла яблоня посреди двора.

На твоем дворе ива стояла.

На той яблони золотая кора.

Тонкая, высокая, письмом широкая.

На той иве троица горела.

А что почечка - его дочь,

Три росы упало, три моря стало

А что веточки - его дети,

А что сучочки - его сынишки...

В этой древней коляде имеем отзвук не только культа деревьев, а и мифа о создании моря с огня (взаимосвязь сил вселенной).

Среди семейно-хозяйственных  колядок значительную часть составляют колядки - пожелания здоровья, успеха и процветания семье, удачи на поле, на огороде, в различных видах труда, богатого приплода скота. Здесь сохранено обращения к божествам и сил природы, которые этот благосостояние должны обеспечить.

Эти колядки, как заметил  О.Потебня, тяготеют к заговорам. Те описания богатства, жизни, красоты, мудрости хозяина, которые они содержат, это не простые поэтические украшения-преувеличения: это магические заклятия на счастье, устремленные на вере в чудодейственную способность слова приводить то, что им сказанное.

В семейно-хозяйственных  колядках, в отличие от предыдущих групп, центральными являются образы членов семьи. Часто они описываются как небесные светила, сравниваются с ними: хозяин - красное солнце, хозяйка - ясный месяц, дети - мелкие звезды. Если коляда обращена к молодым супругам, в ней есть пожелания плодовитости на поле и в семье.

Приветствуя хозяев дома, в колядках этого цикла воспевается порядок в семье и хозяйстве, хвастаются двор, дом, овин, печь, загоны, амбары, кошары (все эти элементы играли определенную роль в древних представлениях, имели свое магическое значение); а также - быки, лошади, коровы, овцы, куры, пчелы, идеализируется труд людей. Хозяина славили за богатство и достаток:

У тебя овцы горы покрыли,

У тебя лошади все турецкие,

У тебя скота без рахуби,

У тебя стрельбы все стрелецкие,

У тебя сундуки все кованные,

У тебя волы, как овин,

У них червонцы несчитаны.

Величальными чертами  вырисовывается образ хорошей хозяйки  в обращенных к ней колядках. В  них превозносится ее красота, трудолюбие, щедрость, любовь к мужа и детей, кроткий нрав:

По двору  ходит - как солнце всходит,

А в избу войдет - как заря взойдет,

Как заговорит - как колокол зазвонит,

Как засмеется - сад-виноград вьется,

Как пошутит - коня дарит.

В девичьих колядках воспевается красота дочери хозяина: «Красивая, отборная калина, И еще красивее у отца дочь...» Девушка становится доброй, работящей, веселой. В ее образе воплощаются самые лучшие человеческие черты. Поэтому почти во всех колядках, которые предназначены для девушки составным элементом является обещания вознаграждения за ее труд, добрыми характер. Колядники призывают силы природы наделить дочь красотой, богатством, счастливой судьбой, часто обещают ей дорогие подарки - золотой перстень, зеркальце, ленты, платок и др., каждый из которых имеет свое символическое значение.

Особое звучание приобретают  колядки, которые поются девушке на выдане, ее образ здесь достигает наивысшего уровня поэтизации. В этих песенных произведениях, кроме подарков, колядники желают девушке ее осуществления заветных желаний, предвещают ожидаемых гостей-сватов:

Стань, девушка, под утро,

Умой личико беленькое.

Будешь иметь гостей:

Что в новой светлице - самая молодая.

Одни гости за ворота,

Будь же здорова, красная панна...

Другие гости лошадьми под сени,

Третьих гости в новой светлицей.

Среди величальных колядок  есть и такие, которые предназначаются  для молодого человека - хозяина  сына. В них воспевается его  красота, отвага, мужество, благоразумие. В зависимости от времени создания и особенностей территории, на которой  возникали колядки, у них были пожелания успехов на охоте, в работе на поле или в определенном ремесле, в семейной жизни. Были и специальные колядки, что выполнялись для взрослого парня с пожеланиями счастливой женитьбы. В них встречаются призывы собираться в дорогу, чтобы найти для себя жену, просьба сил природы охранять его на пути от всякой беды и несчастья.

Информация о работе Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости