Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа
В этой работе мы можем узнать, что слово в древнейших формах народного творчества неотделимо. Оно воспринимается как часть действия. На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на : охотничьи танцы, очистные танцы, эротические танцы, траурные танцы, военные танцы, имитационные танцы. Они могли выполняться в форме круга или эллипса. Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы.
Введение
Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев
1.1 История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев
1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев
Раздел 2. Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости
2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок
2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок
Выводы
Литература
В княжеских колядках воспевается и идеализируется красота героя, его богатые одежды, вышитые драгоценными камнями, золотом и серебром, оружие, возвеличивается его героизм и отвага. Князь в этих произведениях часто возникает победителем в битвах с дикими зверями. Он побеждает черного тура, дикого кабана, оленя с семьюдесятью рогами, свирепую змею. Его противники предстают как мифические существа с золотыми или серебряными рогами (клыками, копытами), с необычными возможностями, или обладателями сокровищ, они разговаривают с героем человеческим языком. Нередко, видя свое близкое поражение, они предлагают князю за дарованную им жизнь свои услуги и помощь «достать славную девушку». Такие же мотивы звучат в произведениях о княжеской охоте:
Стоит мы стоит зеленый явор,
На том яворе сокол сидит...
...Поступил красный молодец, премудрый стрелец.
Золотым луком потрясая, ясное шабельков вивідаючи.
В некоторых колядках птицы, в которых целится рыцарь, оказываются родными героя: сокол - отцом или матерью, голубка – милой. Сам князь часто называется седым соколом, ястребом, голубем и т.д. В этом проявляется тесная связь такого типа колядок с верой в перевоплощение людей в предков-животных, следовательно с животным народным эпосом.
Значительное количество колядок княжеского периода имеет общие элементы с былинами и волшебными сказками. По тематике это картины походов и побед главного героя в битвах с врагами, в исполнении необычных задач, в завоевании или похищении невесты. Выполняя данные ему поручения, князь должен пройти целый ряд испытаний, побороть разные стихии (огонь, воду, ветер, мороз и др. часто помогают ему). Например, он должен на ужин своему хозяину поймать в Дунае необычную рыбу.
Необычная рыба приобретает сакрально-магическое значение, поскольку, как обязательное блюдо, должна стать жертвенной едой на праздники. В других случаях князь ловит странную рыбу, из кости которой делает необычную стрелу, и сокола, перьями которого эту стрелу украшает.
В княжеских колядках есть ряд мотивов, что тоже встречаются в геройском (в частности былинном) и сказочном эпосе. Например, мотив Дороги, развилка. Среди общих образов самым распространенным является образ обаятельного магического коня, который спасает героя из всех опасностей и Стихий, выносит из тридевять земель:
- А у того коня серебряные копыта,
Серебряные копыта камень бьют,
А у того коня шелковый хвостик,
Серебро-золото, рассыпают
- А у того коня золотая грива -
Шелковый хвостик след заметает.
Золотая грива коня покрыла.
Мотив волшебного дерева связан с образом родового дерева или райского деревца. В колядках карпатского региона ним часто выступает виноград, что здесь одновременно предстает символом свадебной веточки. В этих произведениях мотив взращивания девушкой винограда или виноградника, яблони или сада означает хранения для себя милого. При описании этих деревьев используется много сказочных элементов - золотая кора, серебряная роса, на ветвях - райские птенчики. Частый мотив обтряхивание девушкой из дерева золотой рясы себе на свадебный убор. В этом ей помогают странные птицы или буйный ветер.
В колядках этого типа образ девушки идеализируется, воспеваются ее внешние черты и хороший нрав, значительное внимание обращается на детальное описание ее дорогого, много обставленного наряда. На ней - дорога лисья или соболева шуба, одежда расшитая золотом, украшенный жемчугом и самоцветами, золотые сапожки, венец с павлинных перьев, на руке ценный перстень. Эти элементы тоже являются признакам княжеской эпохи. Соответственно, в величанниях парня главный герой колядок изображен не менее колоритно. У него «золотой лучок, серебряное весельце, золотой мост, серебряная лавка».
Колядки княжеского периода
органически связаны с
Следующую тематическую группу колядок можно обозначить как историко-героические. Это - произведения, которые зафиксировали отдельные исторические факты и имена своей эпохи - периода поздней княжеской эпохи. Центральным образом этих колядок есть главный герой, который, как правило, называется по имени:
Ой, славен, для всех красный Владимир.
А чем же ты и прославился?
Что с вечера оседлал коня,
А уже к миру под Царьград ст
В них часто находим указания на конкретные территории, города или поселения. Впоследствии в этих колядках рядом с возвеличиванием отдельных князей и их героических походов появляются описания конкретных исторических событий - нападений степных кочевников, печенегов, половцев, турецко-татарских завоевателей: «Ой, вставай, господин, ибо наступает Плохая вера, турки и татары». В этих произведениях описаны отвага и доблесть князя и дружины (господина и его слуг), Победное возвращение героев из походов, воспета павших воинов - защитников родного края: «Коляды этого типа проникнуты чрезвычайной динамикой, патриотизмом, любовью к своему народу, жертвенностью во имя отечества... Молодежь тех времен характеризуется в коляде как заядлая, воодушевленная воинственным духом, жаждая рыцарства».
Часто произведения этого типа сочетают новую образность со старой символикой и поэтикой. Так, в давней колядке семьсот молодцов подменяются образом семи-ста казаков:
ехал Павел через густой лесок, Сокол ясный, пану красный, Павел!
Встретил его семьсот казаков... Спрашивают его, есть ли у него батенька...
- У меня батенька - конек вороной. Спрашивают его, есть ли у него матушка.
- У меня матушка - острая сабелька. Спрашивают его, есть ли у него братик.
- У меня братик - золотой лучок... Спрашивают его, есть ли у него сестрица.
- У меня сестрица - ясная звезда... Спрашивают его, есть ли у него миленькая.
- У меня миленькая - постель беленькая.
В исторически-героических колядках наряду с образами отважных воинов встречаются и женские образы, которые тоже поднимаются и поэтизируются. Это - мать, которая отправляет сына в армию защищать родной край от нападавших, сестра-сестрица, что «вышла - оружие вынесла, платочек дала...».
Последней группой этих колядок есть произведения периода освободительной борьбы и тяжелой судьбы Украины во время ее порабощения. У них появляются мотивы освобождения родного края с ига, призывы к независимости. Но есть и отдельные произведения, мотивы судеб отдельных людей:
У этого хозяина были две дочери
Мы пришли колядовать,
их дома не выдать - наверное, в тюрьме...
Или:
Печальный Святой вечер в сорок третьем году, По всей нашей Украине плач на каждом шагу.
Сели к ужину иметь с детишками,
Вместо имели ужинать - облились слезами.
«Мама, где наш папа?» - дети не спрашивают.
«Почему с нами не садятся, почему не ужинают»...
... Папа в Сибири там за детьми плачут:
«Трех сыновей имел как соколов, больше никогда не увижу».
Исторически-героические коляды тематикой, мотивами, образностью и поэтикой соотносятся с героическим песенным эпосом - думами, историческими песнями, балладами, которые формировались или на их основе, впитывая указанные элементы, или параллельно с ними, под влиянием тех же исторических условий и факторов.
Апокрифические и библейские коляды тоже связаны с историческим прошлым древне-украинских земель, в частности с приходом на эти территории и принятием христианства. Будучи произведениями языческими, колядки очень медленно усваивали библейски-христианские элементы, которые на протяжении долгого времени вкрапливались в древние тексты. Впоследствии названия языческих божеств и других реалий стали подменяться христианскими. Например, «Ой, дай Бог» или «Дай же, Боже»; а «Славен ты, славен ты, славнее солнышко на небе» стал выполняться как «Славен ты, славен ты, славен Господь-Бог на небе». Под влиянием таких наслоений коляды, как и другие жанры периода двоеверия, стали отражением тогдашнего языческо–христианского мировоззрения. В них элементы анимизма соединились с христианскими:
Первый гость - ясное солнышко,
Ясное солнышко - сам Господь-Христос!
Второй гость - ясная звезда,
Зарница - Пресвятая Дева!
Третий гость - ясен красен месяц.
Ясен красен месяц - то святой Петр-Павел...
С утверждением христианства церковь, борясь против идолопоклонства, пыталась искоренить языческие праздники календарной обрядности, поэтому христиане решили в противовес языческим оргиям праздновать христианские торжества в те самые дни. Зимний цикл стал величанием рождения Иисуса Христа. Поэтому со временем коляды пополнились апокрифическим мотивам о Христе, Деве Марии, Петра и Павла. Довольно долгое время после принятия христианства на наших землях Библия была малодоступна простым неграмотным людям, народ составлял произведения, в которых отражал свое видение библейских образов и мотивов, что нередко сохраняло языческие представления с текстами Священного Писания, а то и полностью противоречило им. Такова апокрифическая коляда об Иисусе Христе после его рождения. Здесь, чтобы найти Христа, вырубают лес, выкашивают траву, бьют скалы, спускают воды. Сюжетами, образами и тематикой апокрифические коляды приближенные к народным апокрифическим легендам, которые широко бытовали в ранний период христианства и время двоеверие. Такой, в частности, является коляда «Добрый вечер тебе пане господарю», где дохристианская поэтика и образность, например, мотивы гостевания у хозяина; образы хлебов, зерна, святого стола соединились с отдельными христианскими вкраплениями, упоминания о церковных праздниках - с языческими праздниками:
Добрый вечер тебе, пане господарю.
Рефрен: Радуйся, ой радуйся, земле, Сын Божий родился!
Накрывайте столы и все коврами, (Рефрен)
И кладите калачи из яровой пшеницы, (Рефрен)
Ибо придут к тебе три праздники в гости. (Рефрен)
А тот первый праздник - Рождество Христово (Рефрен)
А тот, второй праздник - святого Василия, (Рефрен)
А то третий праздник - святое Крещение! (Рефрен)
В среде образованных людей, которые знали библейские тексты, зарождаются и распространяются библейские коляды. В обозначении этого жанрового разнообразия отображается значительное изменение в отношении к указанным произведениям устного народного творчества зимнего цикла. Их назначения уже не возвеличивания объектов идольских культов или сопровождение ритуально-магических маскарадов, а возвеличивания рождения Иисуса Христа, воспевание событий, связанных с этим; - а также - сопровождение вертепной драмы.
Несмотря на христианско-библейскую направленность, коляды данной группы (как и другие обряды, связанные с зимними праздниками) сохраняют местами элементы древних верований. К группе библейских колядок принадлежит значительное количество церковных духовных песен. Это - поэтические произведения, которые вошли в народный обиход из репертуара христианских общин, поэтому их тематика и поэтика значительно отличаются от колядок, созданных непосредственно в простонародной среде. Они лишены языческих элементов, а также постоянных художественно-поэтических средств и приемов. По тематике эти произведения являются сугубо библейскими, с отдельными вкраплениями апокрифических мотивов или образов. Как указывает. Франко, там, «где колядка наша черпала содержание непосредственно из евангельского рассказа, а форму с народной песни и где слишком правдиво Религиозное настроение и глубокое чувство автора могли перетопить те Далекие от себя элементы в одну органическую целостность, там только песни, действительно образцовые произведения высокой поэтической ценности, которых не стыдилась бы ни одна литература на свете... произведения, которые справедливо и заслуженно снискали себе среди народа такую широкую популярность и не казнят ее до тех пор, пока среди народа будет продолжаться теплое религиозное и привязанность к своим хорошим и поэтическим обычаям и обрядам. Таковы общеизвестные произведения «Предвечный Бог», «Нова радость стала», «Небо и земля сейчас торжествуют» и другие. Основными мотивами этих произведения является рождение Сына Божия, Спасителя мира Иисуса Христа, который пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти:
Предвечный Бог родился,
В Бетлееме родился:
Пришел днесь с небес,
Мессия, Христос наш
Чтобы спасти свой народ весь,
И Господин наш для всех нас
И утешил вся... Нам родился.
В этих произведениях все мотивы - библейские, взятые из Новозаветных Евангелий: предвидение небесными ангелами про эту новость Бетлеемскими пастухами, которые идут убедиться в правильности этих слов и видят Спасителя в яслях; принесение царями Востока даров Младенцу; предвидение ангелами мира на земле:
Ангелы поют,
Славу и честь отдают,
Перед тем Младенцем
На небесах и на земле
На коленца приходятся,
Мир проповедают.
Христа-Бога славят...
Значительная часть таких рождественских произведений носит отчетливый молитвенный характер. В них есть слова обращения к Иисусу с просьбой даровать здоровье, мир, счастье и благополучие на следующий год отдельной семье или всей Украине: