Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы можем узнать, что слово в древнейших формах народного творчества неотделимо. Оно воспринимается как часть действия. На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на : охотничьи танцы, очистные танцы, эротические танцы, траурные танцы, военные танцы, имитационные танцы. Они могли выполняться в форме круга или эллипса. Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы.

Содержание работы

Введение

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

1.1 История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев

Раздел 2. Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

Выводы

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft WordКалендарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В княжеских колядках воспевается и идеализируется красота  героя, его богатые одежды, вышитые  драгоценными камнями, золотом и  серебром, оружие, возвеличивается  его героизм и отвага. Князь в этих произведениях часто возникает победителем в битвах с дикими зверями. Он побеждает черного тура, дикого кабана, оленя с семьюдесятью рогами, свирепую змею. Его противники предстают как мифические существа с золотыми или серебряными рогами (клыками, копытами), с необычными возможностями, или обладателями сокровищ, они разговаривают с героем человеческим языком. Нередко, видя свое близкое поражение, они предлагают князю за дарованную им жизнь свои услуги и помощь «достать славную девушку». Такие же мотивы звучат в произведениях о княжеской охоте:

Стоит мы стоит зеленый явор,

На том яворе сокол сидит...

...Поступил красный молодец, премудрый стрелец.

Золотым луком потрясая, ясное шабельков вивідаючи.

В некоторых колядках птицы, в которых целится рыцарь, оказываются родными героя: сокол - отцом или матерью, голубка – милой. Сам князь часто называется седым соколом, ястребом, голубем и т.д. В этом проявляется тесная связь такого типа колядок с верой в перевоплощение людей в предков-животных, следовательно с животным народным эпосом.

Значительное количество колядок княжеского периода имеет  общие элементы с былинами и волшебными сказками. По тематике это картины  походов и побед главного героя  в битвах с врагами, в исполнении необычных задач, в завоевании или похищении невесты. Выполняя данные ему поручения, князь должен пройти целый ряд испытаний, побороть разные стихии (огонь, воду, ветер, мороз и др. часто помогают ему). Например, он должен на ужин своему хозяину поймать в Дунае необычную рыбу.

Необычная рыба приобретает  сакрально-магическое значение, поскольку, как обязательное блюдо, должна стать  жертвенной едой на праздники. В других случаях князь ловит странную рыбу, из кости которой делает необычную  стрелу, и сокола, перьями которого эту стрелу украшает.

В княжеских колядках есть ряд мотивов, что тоже встречаются  в геройском (в частности былинном) и сказочном эпосе. Например, мотив Дороги, развилка. Среди общих образов самым распространенным является образ обаятельного магического коня, который спасает героя из всех опасностей и Стихий, выносит из тридевять земель:

- А у того коня серебряные копыта,

Серебряные копыта камень бьют,

А у того коня шелковый хвостик,

Серебро-золото, рассыпают

- А у того коня золотая грива -

Шелковый хвостик след заметает.

Золотая грива коня покрыла.

Мотив волшебного дерева связан с  образом родового дерева или райского деревца. В колядках карпатского  региона ним часто выступает  виноград, что здесь одновременно предстает символом свадебной веточки. В этих произведениях мотив взращивания девушкой винограда или виноградника, яблони или сада означает хранения для себя милого. При описании этих деревьев используется много сказочных элементов - золотая кора, серебряная роса, на ветвях - райские птенчики. Частый мотив обтряхивание девушкой из дерева золотой рясы себе на свадебный убор. В этом ей помогают странные птицы или буйный ветер.

В колядках этого типа образ девушки  идеализируется, воспеваются ее внешние черты и хороший нрав, значительное внимание обращается на детальное описание ее дорогого, много обставленного наряда. На ней - дорога лисья или соболева шуба, одежда расшитая золотом, украшенный жемчугом и самоцветами, золотые сапожки, венец с павлинных перьев, на руке ценный перстень. Эти элементы тоже являются признакам княжеской эпохи. Соответственно, в величанниях парня главный герой колядок изображен не менее колоритно. У него «золотой лучок, серебряное весельце, золотой мост, серебряная лавка».

Колядки княжеского периода  органически связаны с развитием  свадебного обряда. Поэтому впоследствии образа князя и его жены входят в обряд свадьбы: жених - князь, невеста - княгиня, друзья жениха, гостиная - княжий пир. Таким образом, ритуал свадьбы становится инсценировкой жизни княжеского двора. Поэтому свадебные обрядовые песни часто перекликаются с колядками этой группы. Таким, в частности, есть мотив для выкупа молодца, которому выводят лошадей, дорогого оружия, красивой барышни.

Следующую тематическую группу колядок можно обозначить как историко-героические. Это - произведения, которые зафиксировали отдельные исторические факты и имена своей эпохи - периода поздней княжеской эпохи. Центральным образом этих колядок есть главный герой, который, как правило, называется по имени:

Ой, славен, для всех красный Владимир.

А чем же ты и прославился?

Что с вечера оседлал коня,

А уже к миру под Царьград ст

В них часто находим  указания на конкретные территории, города или поселения. Впоследствии в этих колядках рядом с возвеличиванием отдельных князей и их героических походов появляются описания конкретных исторических событий - нападений степных кочевников, печенегов, половцев, турецко-татарских завоевателей: «Ой, вставай, господин, ибо наступает Плохая вера, турки и татары». В этих произведениях описаны отвага и доблесть князя и дружины (господина и его слуг), Победное возвращение героев из походов, воспета павших воинов - защитников родного края: «Коляды этого типа проникнуты чрезвычайной динамикой, патриотизмом, любовью к своему народу, жертвенностью во имя отечества... Молодежь тех времен характеризуется в коляде как заядлая, воодушевленная воинственным духом, жаждая рыцарства».

Часто произведения этого  типа сочетают новую образность со старой символикой и поэтикой. Так, в давней колядке семьсот молодцов подменяются образом семи-ста казаков:

ехал Павел через густой лесок, Сокол ясный, пану красный, Павел!

Встретил его семьсот казаков... Спрашивают его, есть ли у него батенька...

- У меня батенька - конек вороной. Спрашивают его, есть ли у него матушка.

- У меня матушка - острая сабелька. Спрашивают его, есть ли у него братик.

- У меня братик - золотой лучок... Спрашивают его, есть ли у него сестрица.

- У меня сестрица - ясная звезда... Спрашивают его, есть ли у него миленькая.

- У меня миленькая - постель беленькая.

В исторически-героических колядках наряду с образами отважных воинов встречаются и женские образы, которые тоже поднимаются и поэтизируются. Это - мать, которая отправляет сына в армию защищать родной край от нападавших, сестра-сестрица, что «вышла - оружие вынесла, платочек дала...».

Последней группой этих колядок есть произведения периода  освободительной борьбы и тяжелой  судьбы Украины во время ее порабощения. У них появляются мотивы освобождения родного края с ига, призывы к независимости. Но есть и отдельные произведения, мотивы судеб отдельных людей:

У этого хозяина были две дочери

Мы пришли колядовать,

их дома не выдать - наверное, в тюрьме...

Или:

Печальный Святой вечер в сорок третьем году, По всей нашей Украине плач на каждом шагу.

Сели к ужину иметь с детишками,

Вместо имели ужинать - облились слезами.

«Мама, где наш папа?» - дети не спрашивают.

«Почему с нами не садятся, почему не ужинают»...

... Папа в Сибири там за детьми плачут:

«Трех сыновей имел как соколов, больше никогда не увижу».

Исторически-героические  коляды тематикой, мотивами, образностью  и поэтикой соотносятся с героическим  песенным эпосом - думами, историческими  песнями, балладами, которые формировались  или на их основе, впитывая указанные элементы, или параллельно с ними, под влиянием тех же исторических условий и факторов.

Апокрифические и библейские коляды тоже связаны с историческим прошлым древне-украинских земель, в частности с приходом на эти территории и принятием христианства. Будучи произведениями языческими, колядки очень медленно усваивали библейски-христианские элементы, которые на протяжении долгого времени вкрапливались в древние тексты. Впоследствии названия языческих божеств и других реалий стали подменяться христианскими. Например, «Ой, дай Бог» или «Дай же, Боже»; а «Славен ты, славен ты, славнее солнышко на небе» стал выполняться как «Славен ты, славен ты, славен Господь-Бог на небе». Под влиянием таких наслоений коляды, как и другие жанры периода двоеверия, стали отражением тогдашнего языческо–христианского мировоззрения. В них элементы анимизма соединились с христианскими:

Первый гость - ясное солнышко,

Ясное солнышко - сам Господь-Христос!

Второй гость - ясная звезда,

Зарница - Пресвятая Дева!

Третий гость - ясен красен месяц.

Ясен красен месяц - то святой Петр-Павел...

С утверждением христианства церковь, борясь против идолопоклонства, пыталась искоренить языческие праздники  календарной обрядности, поэтому  христиане решили в противовес языческим  оргиям праздновать христианские торжества в те самые дни. Зимний цикл стал величанием рождения Иисуса Христа. Поэтому со временем коляды пополнились апокрифическим мотивам о Христе, Деве Марии, Петра и Павла. Довольно долгое время после принятия христианства на наших землях  Библия была малодоступна простым неграмотным людям, народ составлял произведения, в которых отражал свое видение библейских образов и мотивов, что нередко сохраняло языческие представления с текстами Священного Писания, а то и полностью противоречило им. Такова апокрифическая коляда об Иисусе Христе после его рождения. Здесь, чтобы найти Христа, вырубают лес, выкашивают траву, бьют скалы, спускают воды. Сюжетами, образами и тематикой апокрифические коляды приближенные к народным апокрифическим легендам, которые широко бытовали в ранний период христианства и время двоеверие. Такой, в частности, является коляда «Добрый вечер тебе пане господарю», где дохристианская поэтика и образность, например, мотивы гостевания у хозяина; образы хлебов, зерна, святого стола соединились с отдельными христианскими вкраплениями, упоминания о церковных праздниках - с языческими праздниками:

Добрый вечер тебе, пане господарю.

Рефрен: Радуйся, ой радуйся, земле, Сын Божий родился!

Накрывайте столы и все коврами, (Рефрен)

И кладите калачи из яровой пшеницы, (Рефрен)

Ибо придут к тебе три праздники в гости. (Рефрен)

А тот первый праздник - Рождество Христово (Рефрен)

А тот, второй праздник - святого Василия, (Рефрен)

А то третий праздник - святое Крещение! (Рефрен)

В среде образованных людей, которые знали библейские тексты, зарождаются и распространяются библейские коляды. В обозначении этого жанрового разнообразия отображается значительное изменение в отношении к указанным произведениям устного народного творчества зимнего цикла. Их назначения уже не возвеличивания объектов идольских культов или сопровождение ритуально-магических маскарадов, а возвеличивания рождения Иисуса Христа, воспевание событий, связанных с этим; - а также - сопровождение вертепной драмы.

Несмотря на христианско-библейскую направленность, коляды данной группы (как и другие обряды, связанные с зимними праздниками) сохраняют местами элементы древних верований. К группе библейских колядок принадлежит значительное количество церковных духовных песен. Это - поэтические произведения, которые вошли в народный обиход из репертуара христианских общин, поэтому их тематика и поэтика значительно отличаются от колядок, созданных непосредственно в простонародной среде. Они лишены языческих элементов, а также постоянных художественно-поэтических средств и приемов. По тематике эти произведения являются сугубо библейскими, с отдельными вкраплениями апокрифических мотивов или образов. Как указывает. Франко, там, «где колядка наша черпала содержание непосредственно из евангельского рассказа, а форму с народной песни и где слишком правдиво Религиозное настроение и глубокое чувство автора могли перетопить те Далекие от себя элементы в одну органическую целостность, там только песни, действительно образцовые произведения высокой поэтической ценности, которых не стыдилась бы ни одна литература на свете... произведения, которые справедливо и заслуженно снискали себе среди народа такую широкую популярность и не казнят ее до тех пор, пока среди народа будет продолжаться теплое религиозное и привязанность к своим хорошим и поэтическим обычаям и обрядам. Таковы общеизвестные произведения «Предвечный Бог», «Нова радость стала»,  «Небо и земля сейчас торжествуют» и другие. Основными мотивами этих произведения является рождение Сына Божия, Спасителя мира Иисуса Христа, который пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти:

Предвечный Бог родился,

В Бетлееме родился:

Пришел днесь с небес,

Мессия, Христос наш

Чтобы спасти свой народ весь,

И Господин наш для всех нас

И утешил вся... Нам родился.

В этих произведениях  все мотивы - библейские, взятые из Новозаветных Евангелий: предвидение небесными ангелами про эту новость Бетлеемскими пастухами, которые идут убедиться в правильности этих слов и видят Спасителя в яслях; принесение царями Востока даров Младенцу; предвидение ангелами мира на земле:

Ангелы поют,

Славу и честь отдают,

Перед тем Младенцем

На небесах и на земле

На коленца приходятся,

Мир проповедают.

Христа-Бога славят...

Значительная часть  таких рождественских произведений носит отчетливый молитвенный характер. В них есть слова обращения к Иисусу с просьбой даровать здоровье, мир, счастье и благополучие на следующий год отдельной семье или всей Украине:

Информация о работе Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости