Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы можем узнать, что слово в древнейших формах народного творчества неотделимо. Оно воспринимается как часть действия. На основе древних мифов-движений, их сочетание, возникают сплошные повествования - мифы-танцы. В зависимости от назначения, ритуальные танцы делились на : охотничьи танцы, очистные танцы, эротические танцы, траурные танцы, военные танцы, имитационные танцы. Они могли выполняться в форме круга или эллипса. Календарно-обрядовая творчество - это драматично-поэтическая система обрядов и ритуалов магическое значение, что сопровождаются соответствующими поэтическими текстами сакрального смысла, которая тесно связана с цикличностью природы.

Содержание работы

Введение

Раздел 1. Особенности и история возникновения календарно – обрядового творчества украинцев

1.1 История возникновения и развития календарно – обрядового творчества украинцев

1.2 Символичность календарно – обрядового творчества украинцев

Раздел 2. Тематическое и жанровое многообразие зимнего цикла календарной обрядовости

2.1 Жанровое и тематическое многообразие колядок

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

Выводы

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft WordКалендарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Иисус милый, мы не богаты,

Глянь глазом искренним, о Сын Божий,

Золота, даров не можем дать,

На нашу землю, на Украину,

И дар ценнее несем от мира,

Сошли ему с неба дар великому,

Это вера сердца и любовь искренна.

Чтобы тебя славила во веки веков.

Некоторые из этих колядок можно назвать величальными: у них превозносится Имя Господне, Иисус Христос, который пришел в мир, как обычный человек, чтобы благословить человечество; говорится о славе, которую поют Божьему Сыну ангелы и херувимы на небесах. Но встречаются и грустные мотивы, поскольку в этих произведениях уже упоминается о нелегкой судьбе Христа, о том, что Он пришел в мир, чтобы умереть мученической смертью за грехи человечества:

Среди этих произведений наивысшее И.Франко оценил «предвечный Бог»: «Лучшей из них и лучшей из всех наших песен церковных я считаю вестную коляду «предвечный Бог». Это истинная перла между нашими церковными песнями, и когда где, так именно в той песне автор мог подняться до того чистого и высокого религиозного настроения, которым отмечается рассказ евангелиста Луки о рождестве Христовом - высокий религиозный дух той песни проявляется именно в теплой любви ко всем людям».

Подобные колядки создавались  не только в далеком прошлом, а  я в 20 веке, особенно во время освободительных  соревнований украинских повстанческих  армий, о чем свидетельствуют имеющиеся в них мольбу о Божьей помощи в получении Украиной независимости, о ее процветании.

Выше охарактеризованы группы колядок перечислены в  порядке их возникновения и становления в определенных исторически-общественных условий. По критериям изменения тематики, отмирание старых и появления новых элементов, отчетливо прослеживается развитие жанра колядки. [8.c.87]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Жанровое и тематическое многообразие щедривок

 

Очень распространенным жанром календарно-обрядовой лирики зимнего цикла является щедривки. Ряд исследователей устного народного творчества (в том числе М.Грушевский, Ф.Колесса, С.Килимник) не выделяют щедровки как отдельный жанр, объединяя ее с колядкой. Это обусловлено тем, что в процессе длительного исторического развития колядки и щедривки выполнялись рядом как часть сопровождения зимних обрядов. Теряя первоначальное языческое значение, приобретая нового христианского звучания, они потеряли дифференциальные признаки.

Но, изучая мифологическую основу возникновения обоих жанров, отдельные из этих элементов можно воспроизвести, что дает возможность провести границу между ними, выявить некоторые особенности щедривки, выделить ее в отдельный жанр.

В отличие от колядок, которые первоначально сопровождали магическое языческое действо, связанное с рождением Вселенной и божества солнца Колядки, щедривки есть словесно-песенным частью другого праздника - Нового года, связанного с величанием месяца. Месяц занимал важное место в культовой системе праславян, которые, приметив его связь с водой, видели его незаурядную роль в выращивании урожая. Поэтому праздник, целью которого было упросить духов неба и земли содействовать в хозяйстве, получило название Щедрого вечера. Отсюда и происходит название произведений, которые выполнялись в настоящее время - щедривки.

Щедрый вечер для  наших предков тоже был сакрально-мистической  мистерией, что часто называлась Маланкой. По словам Ю.Федьковича, Маланка была дочерью богини Лады и воплощением плодородной влаги, необходимой для урожая. В этом проявлялась ее связь с луной. Мистические процессии, которые осуществлялись в этот день, значительно отличались от Рождественских. Они назывались «вождения Маланки». Главную роль исполняла, как правило, самая красивая девушка, которую водили от дома к дому, желая благополучия и удачи в хозяйстве и на поле. Среди одетых персонажей обязательными были Маланка, украшенная цветами, с зарей на лбу, что шла в сопровождении нескольких девушек с деревцем; Месяц (Василий), одетый в одежду селянина-пахаря с серпом в руке (знак месяца); король, одетый как Охотник, в окружении парней-плугатарей, которые имели вола, запряженного в плуг; дед Змей с длинной зеленой или белой бородой, опоясанный гадюками и др. Эта мистерия отражала мифологические верования, представления древних славян в зиму, скорое наступления весны.[9. c.27]

Соответственно, элементы этого действа отразились в щедривках, которыми они сопровождались. Постоянным и самым выразительным элементом этих произведений является обязательный рефрен типа: «Щедрый вечер, добрый вечер», «Щедрый вечер, добрый вечер на этот вечер», «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на этот вечер» и подобные, которые повторяется как магическое заговоры. В образной системе этого жанра наиболее распространенными являются образ Луны и Звезды, которые величаются в этот день:

Шел, перешел Месяц по небу, Или:

И встретился с ясной Зарей.

Ой ходил, ходил Месяц по небу,

- Ой Звезда, Звезда, где в бога была,

- Ой искал, искал ясной Заре:

- Где у бога была, где должен стать?

- Ой Звезда, Звезда, моя зарница,

- Где имею стать? у господина Ивана,

Ой пошли мы искать бога,

У господина Ивана на его дворе,

Бога искать, людей спасать...

И на его дворе и в его доме.

Языческим богом, о котором поется в этой щедривке, считался Дед, который осуществлялся в плетеном идоле - Дидухе (дух Деда, умерший предок). Люди верили, что в этот день он спускается на землю, чтобы осмотреть все хозяйство, поэтому может услышать их просьбы о будущем урожае.

В щедривках часто встречается образ Василия, который олицетворяет месяц:

Ой в лесу у дороги -

А первая - к батеньке,

Рефрен, что повторяется:

А другая - к матушке,

Щедрый вечер, добрый вечер!

А третья - к девушке.

Там Вася сено косит,

К батеньке - по шапочку.

Сено косит, коню носит.

К матушке - по рубашку,

- Ой ешь, коню, то сено, -

- К девушке - по платочек.

Будет тебе три пути.

Щедрый вечер, добрый вечер!

Подобные  щедривки пелись молодым парням, что стояли перед жизненным выбором. Мотивам развилки, волшебного коня и его необычной кормления такие произведения перекликаются с колядками княжеского периода и сказочно-героическим эпосом. А по используемому имени, то Г.Ткач отмечает: «Неслучайным для общего контекста щедривки есть имя Вася. По- мировоззренческим пониманием наших предков» Щедрый вечер в 12-дневном цикле мироздания, является праздником рождения нового месяца. Молодой месяц - молодой человек. А свет луны является отраженным светом. И весь видимый мир считался также эхом, следствием действия внутренних невидимых сил... Итак, рождение луны Василия является рождением видимой вселенной. Не потому ли женские варианты этого имени - Василиса, Уселина, Уселена, Силена, лежат в котором фонетическом ключе с ... греческим Селена - богиня, что выражает месяц», а отсюда и «вселенная». Подобные женские имена встречаются не только в сказочном эпосе (Василиса Прекрасная), но и в щедривках, что является свидетельством их давнего периода созидания, когда луна считался женским началом - женой солнца:

Праздник Василия тесто месила,

Пироги пекла.

еще одним распространенным образом щедривок является Маланка:

Наша Маланка махонькая,

В проруби ложки, тарелки мыла,

Как конопелька тоненькая.

Шелковый фартук замочила.

Неотъемлемым элементом  произведений про Маланку является ее связь с водой. В этих произведениях она изображается возле реки, озера, колодца, куда идет набирать воду, мыть посуду.

Часто воспевается брак Маланки и Василия (воды с луной), который праздновался в такой  день. Закономерными были и эротические  мотивы, цель которых «накликать» скорый приход весны - время языческих оргий. Среди юношеских произведений этого типа неотъемлемыми элементами являются образы реки, золотого челнока,  стеклянного моста через реку и др.

После возвеличивания Маланки, которое происходило в каждом дворе, величались члены семьи - хозяин, хозяйка, их взрослые или дети. При этом выполнялись отдельные щедривки для каждого. Ими превозносили труд, желали благополучия всей семье. Среди величальных щедривок можно выделить такие же тематические группы, как и среди колядок.

В народных произведениях, приуроченных к празднованию Щедрого  вечера, часто встречается образ  пирога, который считался жертвенным блюдом этого праздника, что символизировал новорожденный месяц. Он был обязательным выкупом для персонажей драматизированного действа, что четко зафиксировалось во многих текстах: «Рогозу, осоку! Вынесите по пирогу, А не дадите пирога, потянем дом за рога!»

Важной особенностью щедривок является то, что они, даже значительно видоизменившись и потеряв драматическое начало, как правило, выполняются только девушками и женщинами, реже - детьми, и почти никогда - мужчинами. В этом проявляется не только элементы матриархального устройства, но и ударение на женском начале этого праздника. Щедрый вечер был кануном другого праздника, связанного с культом плуга - Нового года. Мистерии, которые происходили в ночь накануне, завершались совместными гаданиями мужской и женской общин на эротические темы, со многими ночными действами и ритуалами, где не второстепенную роль играли вода, лепешки в форме месяца, ночные небесные светила. Считалось, что в эту ночь активизируется вся нечистая сила, а ведьмы летают на метлах до месяца. [10. c.62]

Праздник на следующий день начинался с самого утра (или еще с ночи) магически-символическим ритуалом засевания дворов или жилищ, который осуществлялся исключительно мужчинами или мальчиками. М.Ткач объясняет: «Такой порядок следовал тоже из древнего мировоззренческого понимания и его символического прочтения. Зерно - традиционно сеяли мужчины... Это правило подчинено пониманию функционального природного назначения каждого: мужскому полу - сеять, а женскому - рожать. А потому ритуальный хлеб вручать имеет девушка или женщина. Хлеб - символ плодородия, зерно - зачатие». Важным драматизированным действом ночью или раннего утра после Щедрого вечера был обряд «первой борозды», которую пропахивали плугом на каждом дворе, и этим завораживали будущий занял. Некоторые исследователи (в частности С.Килимник) связывает этот обряд с тем, что в прошлом предки-славяне праздновали приход нового года в марте, во время весеннего равноденствия. Эта традиция перенесена из весеннего периода на время зимних праздников. Эти же ученые считают это одним из возможных объяснений, почему в щедривках часто встречаются картины и образы весны: поля, цветов, прилет птиц и т.п.

Щедрик, щедрик, щедривочка,

Прилетела ластивочка,

Она стала щебетать,

Хозяина вызвать...

Другого мнения О. Знойко, который считает, что величание первой борозды связано с культом плуга (созвездие Ориона), который в настоящее время «падает на землю» как подарок от магического кузнеца, который научил людей пахать землю:

Завтра святочный день, праздник,

Потому что юноша то над юношами.

Большой  день.

Он то учил, наставлял,

Вот на земле уже девушки сошлись

Как плугом надо пахать,

В нищего старика,

Как белое сеять

Веют там цветы на плуг,

Этот ритуал тоже сопровождался  соответствующими поэтическими произведениями, которые носят название посевальные  песни. Древнейшая из них - «А мы просо  сеяли, сеяли, Ой Дед, Ладо, сеяли, сеяли», где фигурируют древние языческие божества, связанные с этим праздником. Существует ряд посевальных песен более позднего периода созидания, где встречаются элементы пышного стиля, воспевания плодородия земли:

Уродит нам, золотой колос,

Ой да господарь, спишь ли, слышишь ли..

Золотой колос, серебристое зерно,

На твоем поле сам плужок пашет,

Серебристое зерно, медный стебель...

Ой пашет, пашет, семена носит.

В них распространенные мотивы вспахивания животными (волками, медведями), реже - птицами, в частности орлами; часто встречаются образы-архетипы телеги, плуга, кнута и т.д. Эти тексты доносят отголоски языческих мифов о вспахивании земли животными и птицами, культов плуга (созвездие Плуга или Орана, Ориона), культа кузнеца, который выковал золотой плуг.

Некоторые песни, которыми сопровождался в прошлом обряд  пахоты, впоследствии перешли в разряд щедривок, приобретая христианские мотивы, участвующие в языческих:

Ой, в поле плужок пашет,

Святой Петр погоняет,

Рефрен: Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на этот вечер.

Матерь божья есть носит,

Есть носит, Сына просит:

За тем плужком Господь ходит,

«О, Сынок, в эту пашню,

И посеем пшеничку...»

Другие посевальные  песни со временем несколько видоизменившиеся и выполнялись лишь как поэтически-магические заговоры засевания (хотя, очевидно, первоначально они были словесными магическими формулами). Основной мотив - закликание плодородия на поле, в хозяйстве и в семье:

Информация о работе Календарно – обрядовое творчество украинцев на примере зимнего цикла календарной обрядовости