Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:45, реферат
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения. Предмет культурологии
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Основные школы культурологии
Общественно-историческая школа
Главными особенностями
Расово-антропологическая школа
Основная идея этой школы — показать
решающее влияние расового фактора
на историческое и культурное развитие.
По мнению представителей данной школы,
расы не равны между собой, что
обуславливает неравенство
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, Питирим Сорокин, Альфред Вебер.
Символическая школа
Самая молодая и одна из самых
влиятельных современных школ. Все
процессы, происходящие в культуре,
рассматриваются
Концепции Культурологии
Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920)
Вебер предложил свою
концепцию "идеальных типов",
в основе которой идеальный
тип власти (легальный, традиционный
и харизматический). 1-й тип власти
- рациональный - основан на убеждении
в легитимности существующих
законов и на подчинении им;
2-ой - традиционный - в основе которого
святость традиций и право
управлять тех, кто приобрел
эту власть в соответствии
с традицией; и 3-й тип власти
- харизматический, основанный
Ценность культурологических
воззрений Вебера заключается
не только в разработке им
концепции "идеальных типов".
Значительным вкладом в
У Вебера культура
выступает основным фактором, обусловливающим
все многообразие явлений
Таким образом, Реформация,
стала главным фактором
Протестантские идеи
стимулировали рационализацию
Таким образом, вклад
Макса Вебера в развитие
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Данилевский был последователем
"органической теории", суть
которой - в перенесении законов
развития природы на
По мнению Данилевского,
единой истории человечества, однолинейного
культурного развития не
Главная идея
Перечисленные цивилизации
выступают у Данилевского как
"положительные деятели в
Зарождение и развитие
культурно-исторических типов,
1) наличие у племени или народа
близкого по фонетической
2) политическая независимость,
3) выработка каждым культурно-
4) разнообразие элементов,
5) процесс развития культурно-
Культурно-исторические
типы могут иметь различные
основания в соответствии с
направленностью культурной
Таковы в самой
краткой форме основные
Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
Философ выдвигает
идею множественности
Концепция культуры трактуется им следующим образом. Культура возникает тогда, "когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". Шпенглер рассматривает культуру как систему, характеризующуюся определенным внутренним единством форм мышления и стилистики, выражающей себя в формах экономической, политической, религиозной, технической, художественной жизни.
Культура для Шпенглера запечатляет себя в только ей присущих символах, определенных образах. Символы культур не имеют никакой преемственности, они никак не связаны между собой.