Концепции культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Файлы: 1 файл

Культурология!.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

Культурология

 

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения. Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического  и исторического подхода к  изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора  на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что  обуславливает неравенство создаваемых  ими ценностей. Всё поведение  людей детерминировано биологическим  происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится  само общество, его структура и  социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, Питирим Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых  влиятельных современных школ. Все  процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями  данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в  силу присущей только ему способности  к символизации, а через неё  — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

 

 

Концепции Культурологии

Концепция "идеальных  типов" Макса Вебера (1864-1920)

     Вебер предложил свою  концепцию "идеальных типов", в основе которой идеальный  тип власти (легальный, традиционный  и харизматический). 1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении  в легитимности существующих  законов и на подчинении им; 2-ой - традиционный - в основе которого  святость традиций и право  управлять тех, кто приобрел  эту власть в соответствии  с традицией; и 3-й тип власти - харизматический, основанный на  харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью. На основе этих "идеальных типов" Вебер разработал следующую типологию культур. Традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида; рациональное же общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни. Из веберовской концепции "идеальных типов" вытекает и третий тип общества -"харизматический", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью, веря в ее святость или сверхъестественные способности. К таким обществам, согласно веберовской концепции "идеальных типов", могут быть отнесены первые христианские общины, разного рода тоталитарные секты.

     Ценность культурологических  воззрений Вебера заключается  не только в разработке им  концепции "идеальных типов". Значительным вкладом в развитие  культурологической мысли стала  постановка и решение им проблемы  взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических  и, прежде всего, религиозных,  факторов.

     У Вебера культура  выступает основным фактором, обусловливающим  все многообразие явлений общественной  жизни - общественно-политические  отношения, экономические, нравственные, сферу морали. Иными словами, характер  социальной системы детерминируется  социокультурными факторами, среди которых важнейшим Вебер считает религию. Влияние религии на появление и развитие капитализма раскрыто им в знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма". Протестантизм сделал главный акцент на моральной практике, основу которой составило переосмысление роли труда. Если в католицизме труд выступает как наказание за первородный грех, то, согласно протестантским идеям, божественное предназначение человека состоит в мирском служении, реализуемом в рамках мирской профессии. Честный труд выступает в протестантизме как важнейшая цель нравственной жизни, как богоугодное дело (отсюда и успехи в труде, в том числе накопление богатства, являются свидетельством богоизбранности индивида). Протестантская этика сформировала и образ жизни человека, его менталитет, морально-нравственные ценности, которые стали специфическими для капитализма.

     Таким образом, Реформация, стала главным фактором возникновения  и развития капитализма, с точки  зрения Вебера.

     Протестантские идеи  стимулировали рационализацию всех  сторон жизни. Анализируя современное  ему общество, Вебер в качестве  основной его характеристики  выделяет рационализацию всех  сфер социальной жизни. Именно  эта растущая рационализация  обусловливает оскудение духовного  мира человека.

     Таким образом, вклад  Макса Вебера в развитие культурологической  мысли не ограничивается разработкой  теории "идеальных типов", безусловную  научную ценность и новизну  имела и веберовская идея о детерминированности характера социальной системы социокультурными факторами и, прежде всего, типом религии.

     Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)

     Данилевский был последователем "органической теории", суть  которой - в перенесении законов  развития природы на социальную  действительность. По аналогии с  биологической морфологией он  пришел к осмыслению культурно-исторического  типа. (Отсюда его понимание генезиса  цивилизации как периодов рождения, расцвета и упадка, уподобление  культур " многолетним одноплодным  растениям").

     По мнению Данилевского, единой истории человечества, однолинейного  культурного развития не существует, культуры носят обособленный  характер. ("Общечеловеческой цивилизации  не существует и не может  существовать, потому что это  была бы только невозможная  и вовсе нежелательная неполнота") *.

     Главная идея культурологической  концепции Данилевского - эта идея  о локальных культурно-исторических  типах, соответствующих типам  цивилизаций. Всю совокупность  прошлых и ныне существующих  культур он сводит к десяти  типам : 1). египетский, 2). китайский, 3). ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский, 4) индийский, 5). иранский, 6) еврейский, 7). греческий, 8) римский, 9) новосимитский или аравийский,10) германо-романский или европейский. К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки - мексиканский и перуанский.

     Перечисленные цивилизации  выступают у Данилевского как  "положительные деятели в истории  человечества" (заметим, не народ,  стало быть, субъект истории, а  созданная им развитая культура). Однако есть и "отрицательные деятели", оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации, ("…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество") *. Наряду с ними существуют племена, которые "потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам" являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы. Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.

     Зарождение и развитие  культурно-исторических типов, по  Данилевскому, подчиняется определенных  законам. Их пять:

1) наличие у племени или народа  близкого по фонетической основе  языка, 

2) политическая независимость, 

3) выработка каждым культурно-историческим  типом только ему присущих  черт, не передаваемых по наследству  и не воспринимаемых "в полной  мере" другими цивилизациями),

4) разнообразие элементов, составляющих  культурно-исторический тип, "когда  разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они,  не будучи поглощены одним  политическим целым, пользуясь  независимостью, составляют федерацию  или политическую систему государств" *,

5) процесс развития культурно-исторических  типов подобен "тем многолетним  одноплодным растениям, у которых  период роста бывает неопределенно  продолжителен, но период цветения  и плодоношения относительно  короток и истощает раз и  навсегда их жизненную силу" *. Иными словами, культурно-исторические  типы развиваются от "этнографического  состояния" через государственное к цивилизации.

     Культурно-исторические  типы могут иметь различные  основания в соответствии с  направленностью культурной деятельности  человека. Данилевский выделяет  первичные культуры (египетская, китайская,  вавилонская, индийская и иранская, которые полностью не реализовали  себя ни в одной из областей  культуры); одноосновные культуры (еврейская,  греческая и римская); еврейская  проявила себя в религиозной  сфере, греческая - в художественной, римская - в политической области;  двухосновная ( германо-романская или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер. Европейская культура, по мнению Данилевского, достаточно полно проявила себя в развитии науки и техники, но в меньшей степени, чем греческая, в искусстве. Незначительны, считает ученый, успехи этой культуры в экономических отношениях, носящих, по его словам, "феодальный характер".

     Таковы в самой  краткой форме основные культурологические  идеи Н.Я. Данилевского, многие  из которых не теряют своей  актуальности и в наши дни.

 

Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)

     Философ выдвигает  идею множественности достигших  зрелости культур, разобщенных  во времени и пространстве, и  равноценных, эквивалентных по  степени раскрывающихся в них  возможностей. Таких культур Шпенглер  насчитывает восемь: египетская, индийская,  вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), " фаустовская" (западноевропейская) и культура майи. Культуры эти, по Шпенглеру, несопоставимы, они свидетельствуют не о единстве культурно-исторического процесса, а о единстве проявлений многообразной жизни во Вселенной.

Концепция культуры трактуется им следующим  образом. Культура возникает тогда, "когда из первобытно-душевного  состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая  душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". Шпенглер рассматривает культуру как систему, характеризующуюся определенным внутренним единством форм мышления и стилистики, выражающей себя в формах экономической, политической, религиозной, технической, художественной жизни.

     Культура для Шпенглера  запечатляет себя в только ей присущих символах, определенных образах. Символы культур не имеют никакой преемственности, они никак не связаны между собой.

Информация о работе Концепции культурологии