Концепции культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Файлы: 1 файл

Культурология!.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов  не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие  от элитарного искусства (нового искусства, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ  легенды), групповыми (исполнение песни  или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе - большинство  общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

Массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен нем философом М. Хоркхаймером в 1941 г. И американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.

Массовая культура может быть интернациональной  и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У  нее самая широкая аудитория  и она является авторской. Эстрадная  музыка понятна и доступна всем возрастам  всем слоям населения независимо от уровня образования, т к массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей.

 Поэтому образцы ее (шлягеры)  быстро теряют актуальность, устаревают  и выходят из моды. Этого не  происходит с произведениями  элитарной и народной культуры.

Высокая культура обозначает пристрастия  и привычки горожан аристократов богатых правящей элиты, а массовая - культура низов. Одни и те же виды искусства  могут принадлежать высокой и  массовой культуре (классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.

Различие между высокой и  народной культурой такое же, как  между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а  этническая и народная - любой.

Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая - преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, т. к. высокие образцы художественной культуры опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.

Элитарная культура сохраняет в  культуре творческое начало и пафос. Высокая культура создается привилегированной  частью общества. Смысл элитарной  культуры - в поиске красоты, истины, воспитании нравственных качеств личности. У Гераклита и Платона человеческое познание делится на: знание (доступное  интеллекту) и мнение (толпы). Элитарное  искусство ориентировано на элиту - часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной подготовки, работы ума и души; независимости мировоззрения, философствования и т.д.). Т.е. если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите. Элитарная культура существует в определенных социальных группах.

Элитарная культура присуща привилегированным  слоям общества, отличается углубленностью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически  формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные  условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противостоит массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной

Массовая культура в противопоставление элитарной культуре, обозначилась в  условиях появления массового производства, крупных городов, развития СМИ.

Для рубежа XIX-XX веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы жизни. Философы XX в. Проанализировали активную роль людских масс в социальных сферах.

Х. Ортега-и-Гассет в работе "Восстание масс" (1930 г.) выводит понятие "масса" из определения ╚толпа╩. Толпа в количественном и визуальном отношении - это множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом количественное определение - "многие" - переходит в качественное". Причина выдвижения масс на авансцену истории в низком качестве культуры, когда человек данной культуры "не отличается от остальных и повторяет общий тип".

Американский социолог Д. Белл в  работе "Конец идеологии" (1960 г.) Определяет особенности современного общества возникновением массового  производства и массового потребления. Он формулирует следующие значения понятия "масса": 1) недифференцированное множество (противоположность понятию  класс); 2) синоним невежественности (как Х. Ортега-и-Гассет); 3) механизированное общество (человек воспринимается как придаток техники); 4) бюрократизированное общество (в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности); 5) толпа (в психологическом смысле толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Человек сам по себе может быть культурным, но в толпе - это варвар! Вывод: массы - это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Глубокий анализ "массовой культуры" сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он (как Д. Белл) приходит к выводу о том что СМК порождают и новый тип культуры. М. Маклюэн (работы "Галактика Гуттенберга", 1962г., "Понимание средств связи", 1964 г., "Культура наше дело", 1970 г.) считает, что отправной точкой эпохи "индустриального и типографского человека" явилось изобреение И. Гуттенбергом в XV в. печатного станка.

Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека", который отличается от того "племенного" жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует "электронная информация". Печатная техника создала публику, электронная - массу. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейлистскую (т. е. Уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Сегодня масса изменилась, массы  стали образованными. Информированными субъектами масс культуры являются не просто масса, а и индивиды, объединенные различными связями. Субъект "массовой культуры" может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. Понятие "массовая культура" характеризует  особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе рассчитанное на массовое потребление  этой культуры.

Истоки распространения масс культуры в современном мире кроются в  коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал К. Маркса ╚Капитале╩, где он рассмотрел все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе через призму понятия "товар". Перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода, который царит и в др. Отраслях индустриального производства, в сочетании с мощным развитием СМК привело к созданию масс культуры. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что толкает их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений (кино, дизайн ТВ). Потребление этой продукции - это массовое потребление, т. к. аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов стадионов, миллионов зрителей ТВ и киноэкранов.

В социальном плане масс культура формирует новый общественный слой ("средний класс"). Процессы его  формирования и функционирования в  области культуры конкретизировал  французский философ и социолог Э. Морен в книге "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в культуре и философии. Он сделал популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует  реальные процессы, происходящие в  природе и в человеческом обществе. Целью масс культуры является не столько  заполнение досуга и снятия напряжения у человека индустриального и  постиндустриального общества, сколько  стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое масс культурой массовое сознание многообразно в проявлении. Оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью, имеет  специфические средства выражения. Масс культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы, где главное - формула. Такая ситуация стимулирует идолопоклонство.

Массовая культура породила феномен  потребительского общества, в котором  отсутствуют духовные ценности. Происходит нивелирование человека, он схож со всеми другими, как по своим желаниям, так и по образу жизни. С развитием  информационного поля в планетарном  масштабе происходит массовое производство и репродуцирование произведений искусства, появляется стандарт в духовной сфере. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Законы массового искусства одни: повторяемость, погоня за внешними эффектами, примитив с точки зрения содержания. Положительные моменты массовой культуры: развлекает, доставляет чувственное удовольствие, отдых; однако (!) массовая культура сиюминутна, имитирует приемы подлинного искусства, рассчитана на внешний эффект (шоу-бизнес, стриптиз). Массовое общество, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, - это "скопище посредственностей, где каждый ощущает себя таким же, как все; доволен своей неотличимостью; "массовый" человек навязывает свою заурядность всем" ("Восстание масс", 1930). Н.А. Бердяев отмечал, что демократия оказывает растлевающее влияние на культуру; культура понижается в своем качестве и ценности, она делается более дешевой, более доступной, более полезной и комфортабельной, но и более плоской и лишенной стиля ("Философия неравенства").

4. Профессиональная культура

Профессиональная культура характеризует  уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном  секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических  знаний и практических умений, связанных  с конкретным видом труда. Степень  владения профессиональной культурой  выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему  необходимых для данной профессии  теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет  работы в данной области, включающую совокупность практических навыков  и умений, т. е. профессиональный опыт.

 

 

 

 

 

Религия как феномен  культуры; полетеизм, монотеизм, основные религии мира.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств. Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Различают две основные разновидности религиозного культа: 1) Магия (колдовство): Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий. 2) Умилостивительный культ: Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

К элементарным культовым актам  относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более  сложными являются такие обряды, как  проповедь, молитва и пр. Религиозное  мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых  жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает  личное спасение, связанное с бессмертием  души и загробным воздаянием.

Монотеизм (от моно... и греч. theós — бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие М. относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один "пантеон", в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук), в других случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религиозная реформа Аменхотепа IV в Египте).

Три основные религии мира.

 

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех мировых  религий (наряду с буддизмом и  исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства – Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также “Символ веры”, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Информация о работе Концепции культурологии