Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:45, реферат
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1939 году[источник?] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
"Линейная" схема в понимании
исторического развития
Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)
2. Восточный и западный типы культуры
Культура универсальна. Но исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций позволяющих выделить различия определенных культур.
Пространственным (синхронным) членением мира культуры выступает выделение 2 регионов - Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно Дихотомия Восток - Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития отличием менталитета.
Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений в правилах и обычаях, в повседневной жизни динамичность продуктивность Запада и "застылось", репродуктивность Востока наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.
На рубеже XX-XXI вв. Обнаружился неадекватный характер представлении об основном противоречии современной эпохи как противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются "Запад" и Восток", которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад - это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток - духовность, созерцательность коллективизм и тоталитаризм.
Материализм и рационализм
Запада - такая же достоверность,
как и устойчивая
Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства - поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь - утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть - уничтожение самоценности и уникальности личности.
Самооценка "Запада" как колыбели
и "двигателя" свободы
Эволюция "восточной" культурно-
Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационных комплексов "Запад" и "Восток". Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций - к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода абсолютизацию его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.
Конструктивный подход - в синтезе культурно-цивилизационных комплексов, как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.
В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.
Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.
Для взаимоотношений человека и
социума в обществах
традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;
связь человека со своей
социальной группой и
неотделимость мировосприятия
человека, как от окружающей природы,
так и от собственной телесной
природы. В традиционном
обусловленность
Западная культура (европейская) в
своем основном значении - это культурная
общность стран и народов Европы,
сохраняющаяся с эпохи Древней
Греции по настоящее время. Термин "западная"
говорить о ее отличиях от восточной
культуры в плане как внутренних
импульсов и культурных установок,
так и в плане их исторических
последствий, результатов, прежде всего
в технологической области. Поэтому
еще называют - Техногенная культура.
Исторически европейская
3. Типология культур: этническая и национальная; элитарная и массовая культуры.
Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.
Главное условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации:
способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные);
специфика социальной структуры или деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.);
уровень технологии материального, социального
и интеллектуального
Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения.
тип, типология культуры
типология культуры зависит
от понимания природы
возможна типология культуры
с учетом фактора времени (
для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.
В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) "этнониме" определяет "границы" данного этноса. Что выражается в установке сознания "мы - они", "свое - чужое". Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этнос - социокультурная общность людей.
Таким образом, культура
синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;
синтеза вторичных
психологических особенностей,
стереотипов поведения,
Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям.
Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.
В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую.
Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества - элита (от фр. Elite - лучшее отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является "искусство для искусства" и практика "чистого искусства".
Народная культура включает в себя два вида - популярную (песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - со временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой).