Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, реферат
Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура, важну
развод, требующий правового оформления прекращения брака.
Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того,
что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны
для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у
которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-
психическим расстройствам.
Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с
последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя,
ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.
Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него
одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии.
Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается
число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это
создает для общества дополнительные трудности.
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в
повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием
специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему
конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается
социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме
конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых
стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило,
изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В.
Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на
развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти
такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в
благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные
взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.
Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин,
продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше,
выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и
детей.
1. Тип внутрисемейных
отношений. Выделяют
семейных отношений.
В гармоничной семье
проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи,
формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать
противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,
выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического
напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к
невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного
беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты
деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной
конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от
одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети
становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в
конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает
отрицательное
отношение к ранее
упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому
возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей,
способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ
мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам
(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность
убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как
низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций
родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм,
самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты
могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а
дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает
обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в
конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).
Наиболее часто
конфликты у родителей
возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с
родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена
критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и
сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность
(тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета
(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями,
сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями
профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение
педагогической культуры
возрастные
психологические особенности
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы,
определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные
увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление
словесных требований
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению
психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному
поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать
следующее:
¨ всегда помнить об индивидуальности ребенка;
¨ учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
¨ стараться понять требования маленького ребенка;
¨ помнить, что для перемен нужно время;
¨ противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
¨ проявлять постоянство по отношению к ребенку;
¨ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
¨ одобрять разные варианты конструктивного поведения;
¨ совместно искать выход путем перемены в ситуации;
¨ уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
¨
ограниченно применять
необходимость;
¨
дать ребенку возможности
последствий его проступков; логически разъяснять возможности негативных
последствий;
¨ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
¨ использовать положительный пример других детей и родителей;
¨ учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
2.
Предупреждение и разрешение семейных
конфликтов
В то время
когда семья еще только начинает складываться
(имеется в виду начало процесса психологической
адаптации члена семьи к условиям своей
совместной жизни и друг к другу), в психологии
и в поведении членов молодой семьи наблюдаются
заметные и неизбежные в этом случае изменения.
Они происходят, как правило, довольно
медленно и с определенными трудностями,
так как каждый из членов семьи к тому
времени, когда он решается вступить в
брак, является уже сформировавшейся,
устойчивой личностью, со своими, более
или менее стабильными, чертами характера,
привычками и взглядами.
Психология
у всех без исключения людей в чем-то существенном
отличается, и эти различия неизбежно
начинают проявляться во внутрисемейных
взаимоотношениях людей, особенно в первые
месяцы и годы существования семьи. В силу
таких различий между членами семьи возникают
противоречия, споры и даже конфликты,
которые супругам приходится разрешать.
На это обычно уходит довольно много сил
и времени, и далеко не всегда все вопросы
и проблемы сразу удается разрешить. Это
обычно приводит членов сравнительно
молодой, недавно сформировавшейся семьи,
в психологическую консультацию.
Сущность психологического консультирования
конфликтных семей заключается в выработке
рекомендаций по изменению негативных
психологических факторов, затрудняющих
жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно
при переходе из одной стадии развития
в другую.
Основные задачи психологического консультирования:
Семейное консультирование рассматривается
как одна форм супружеской терапии,
поскольку речь идет о более простых,
поверхностных и кратковременных
психотерапевтических воздействиях, в
основном в конфликтных и кризисных ситуациях.
Консультации позволяют найти выход из
конкретных конфликтных ситуаций, при
этом применяются прежде всего такие методы,
как экспликация, поощрение, индивидуальные
рекомендации и советы.
Психологическое консультирование
сопряжено с определенными трудностями.
Еще одна группа консультируемых - люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.