Краеведческая деятельность библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа ставит перед собой цель определить особенности работы Воскресенской ЦБС Нижегородской области как центра региональной культуры.
Задачами дипломной работы являются:
1. Выявление и анализ круга источников по теме.
2. Характеристика социально-культурного профиля Воскресенского района Нижегородской области.
3. Исследование динамики развития краеведения в библиотеках Воскресенской ЦБС.
4. Характеристика краеведческого фонда Воскресенской ЦБС.
5. Раскрытие роли и функции библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи района.

Файлы: 1 файл

Краеведческая деятельность Воскресенской ЦБС 1.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

      Многие библиотекари  были призваны на фронт, но в тяжёлые, трудные годы войны двери библиотеки не закрываются, она остаётся самым посещаемым учреждением. Здесь организуются вечера, проводятся громкие чтения, встречи с фронтовиками.     Римма Пачина, комсомолка, заведующая районной библиотекой, активно участвует в клубных кружках. (60, С. 13).

      Из-за резкого уменьшения притока новой литературы в библиотеки особое значение приобрела работа с газетой. Население почти не выписывало газеты и журналы, и читать  все шли в библиотеку, особенно часто её посещали учителя. У библиотек были оборудованы витрины, где ежедневно вывешивались центральные и местные газеты. Широкое применение получили также щиты с газетными вырезками, по наиболее актуальным вопросам внешней и внутренней политической жизни, боевыми действиями на фронте, трудовыми подвигами советского народа, с содержанием важнейших докладов и выступлений партийных и государственных деятелей. Вырезки из газет широко использовались для составления библиотечных плакатов, тематических монтажей и альбомов, пользовавшихся большим спросом у читателей. Газетный материал был положен в основу проводимых в библиотеках политических информаций, бесед и чтений.

     Огромную помощь в  работе библиотек оказывала местная  газета «Голос колхозника», созданная  в 1921 году (14).

       Видное место  в работе библиотеки заняли  рукописные «боевые листки» и книжки-самоделки. Как правило, книжки-самоделки изготовлялись из газет, где в годы войны печатались (с продолжением) романы, повести, пьесы советских писателей.

     Работа районной библиотеки  и библиотек-читален на селе  изменилась. На второй план отошли мероприятия развлекательного характера, все они стали на время информационными центрами и центрами агитации.

      Большое место  в политико-массовой работе библиотек  отводилось разъяснению характера  и целей освободительной войны  против немецко-фашистских оккупантов, пропаганде исторических задач, вставших перед советским народом в годы войны, разоблачению античеловеческой сущности фашистской идеологии. Темы «Война советского народа против гитлеровской германии – война справедливая, освободительная», «Разгром гитлеровской германии неизбежен», «Гитлеровский «новый порядок» в Европе – тюрьма народов», «Фашизм – враг культуры и искусства» и др. являлись ведущими в работе библиотек с читателями (75, С. 5).

      Библиотечные работники  уделяли много внимания пропаганде литературы о героическом прошлом нашего народа, о военных подвигах бойцов и командиров Красной Армии, о героях гражданской войны. Большим успехом у читателей пользовались читательские конференции, литературные чтения, книжные выставки по таким темам, как «Наши великие предки», «Борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость», «Герои гражданской войны», «Наши великие полководцы» и др. (75, С. 5)

     Значительно повысился  интерес читателей к книгам  и брошюрам, освещающим военные действия красной армии в боях с немецко-фашистскими захватчиками, о разгроме фашистских полчищ под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, о партизанском движении в тылу врага. Широко популяризировалась литература о героях Вов – генерале И. В. Панфилове, Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихине, Т. М. Фрунзе, Александре Матросове, о героях-партизанах Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, о героях подпольной организации «Молодая гвардия» и др.

       В июне 1942 года  дом культуры разослал инструктивные письма избачам, предложив им собирать экспонаты в тех колхозах, где практиковалась передовая агротехника. Для сравнения  их просили присылать образцы сельскохозяйственных культур и из тех колхозов, где работы ведутся по старинке. (60, С. 32). Избачи организовывали доски почёта в каждом колхозе. (60, С. 35).

      За  хорошую организацию  культурно-просветительной работы  в 1942 году район получил переходящее  Красное Знамя областного отдела  народного образования и обкома  профсоюза работников культуры.

       В трудное послевоенное  время  библиотеку возглавила  вернувшаяся с фронта В.М. Тропина.  Под её руководством сформировался  сплочённый коллектив библиотекарей - К.М. Палкина, А.Л. Смирнова, О.И. Мешкова.

         Работа велась по рекомендациям партии и правительства. Перед библиотечными работниками встали задачи  поднять идейно-политический уровень работы районных, сельских и колхозных библиотек; приблизить их к нуждам сельскохозяйственного производства; усилить пропаганду произведений классиков марксизма-ленинизма, естественнонаучной литературы; организовать действенную помощь колхозникам, работникам совхозов и МТС в изучении книг, освещающих передовой опыт и новые достижения в области науки, техники  сельского хозяйства.

      Повышению эффективности работы библиотек способствовали совершенствование форм и методов пропаганды книги, углубление работы библиотек по руководству чтением и изучению читательских интересов, широкое внедрение в практику новых форм обслуживания читателей. Особенно широкое распространение в 60-х гг. получила организация открытого доступа к книжным фондам. Он имел большую популярность среди читателей и углубил их интерес к политической и производственной литературе, помог приобрести навыки самостоятельного выбора книг и работы с ними.

    Активизация работы библиотек  в помощь промышленному и сельскохозяйственному  производству вызвала к жизни  новые формы обслуживания читателей  в массовых библиотеках, как, например, передвижные библиотечки отраслевой  литературы, которыми руководили специалисты, реализуя принцип  «каждой книге – свой адрес»

     В «Красных уголках»  колхозов организовывались книжные  выставки «В помощь передовику  производства»

      В 1951 году открывает двери детская библиотека. Она была тесная, книги выдавали через барьер. Заведующей детской библиотеки в то время была Ольга Ивановна Мешкова (18, С. 4; 62, С. 4).

      Книжный фонд библиотек  в посёлке растёт, увеличивается  число читателей,   и в 1972 году  библиотека переехала в новое  типовое     2-этажное здание, большую часть которого занимает детская библиотека, где и располагается до настоящего времени. В этом большая заслуга заведующей отделом культуры Г.И. Серовой и заведующей библиотекой А.И. Зуйковой.

     Централизация –  новый этап в развитии библиотечного  дела. В 1978 году начинается централизация библиотеки Воскресенском районе. Необходимо было произвести перевод книжных фондов и каталогов на новые таблицы ББК. Централизация значительно изменила условия работы библиотек: расширились возможности каждой библиотеки, экономнее стали использоваться средства, отпускаемые на библиотечную работу, изменился качественный состав фондов, появилась возможность его взаимоиспользования, стали более эффективными формы и методы работы с читателями, открылись новые перспективы в повышении квалификации кадров, выросла производительность труда библиотекарей.

      На момент создания  Воскресенская центральная библиотечная  система включала в себя 27 библиотек, в том числе центральную, центральную  детскую и 25 сельских библиотек-филиалов. (со штатом 42 человека). Высшее образование имеют 3 работника, среднее специальное (библиотечное) – 22 человека, среднее – 17 человек, один работник учится заочно в Московском институте культуры, 7 человек – в Горьковском областном культурно-просветительном училище (32, С. 5).

    Книжный фонд ЦБС на 1 января 1980 года составил 336380 экземпляров. Библиотеками обслужено 20104 читателя, т. е. 61 % населения. 100% учащихся 1-8 классов  являются читателями библиотек. 69% из них привлечено к систематическому чтению.

     За первый год работы  книговыдача по ЦБС составила 376027 экземпляров, в том числе выдано  по отраслям знаний: общественно-политической  литературы 82820 экземпляров, технической  – 16139 экземпляров, сельскохозяйственной  – 14721 экземпляр.

      Шести сельским библиотекам-филиалам присвоено звание «Библиотека отличной работы»: Раскатской (зав. З. П. Киселёва), Богородской (зав. Р. Л. Купцова), Малосодомовской (зав. Г. А. Турилова), Благовещенской (зав. В. П. Девушкина), Воздвиженской (зав. Н. И. Смирнова) и Староустинской (зав. Л. В. Борисова)

    При центральной библиотеке  в р. п. Воскресенское созданы  три отдела: методической и библиографической  работы, комплектования и обработки  литературы, обслуживания читателей.

   Главным органом, координирующим деятельность всех отделов ЦБС по методической работе, является отдел методической и библиографической работы. В штате 4 человека: зав. отделом, старший редактор, старший библиограф и методист по работе с детьми, который работает в детской библиотеке.

     На каждую библиотеку  заведены папки, где находится  материал, характеризующий деятельность  библиотеки. Ежеквартально выпускается  бюллетень новых поступлений.

     Работа отдела планируется. Составляются годовой и месячные  календарные планы работы, планы семинарских занятий на год, планы практикумов, графики выездов по полугодиям и месяцам.

     Для сельских библиотекарей  проводятся тематические семинары. Для начинающих работников без  специального образования проводятся  регулярные практикумы. Библиотекам всех ведомств оказывается методическая и практическая помощь.

    При библиотеке создан  методический совет из 13 человек.

    Чтобы избежать случайного  подхода к выбору той или  иной книги, отдел комплектования  делает заказ в библиотечный  коллектор по тематическим планам.  Большую помощь в комплектовании оказывают картотеки: читательского, культурно-экономического профиля, сводная картотека периодических изданий, картотека заказов по темпланам. За 1979 год было приобретено 18930 экземпляров новой литературы на сумму 21600 руб.

   В штате отдела обслуживания  читателей 4 человека: зав. отделом, старший  библиотекарь читального зала, старший  библиотекарь внестационарных форм  обслуживания и библиотекарь.

    На 1 января 1980 года в  библиотеке было 4000 читателей. Работа проводилась совместно с районным Домом культуры, автоклубом, средней школой, специалистами сельского хозяйства, райкома КПСС.

      Руководила работой  ЦБС М.П. Кабанова,  трудовая деятельность  которой была полностью связана  с библиотекой.

     К услугам юных воскресенцев было два читальных зала – для малышей и ребят 4-8 классов, Ленинская комната, зал искусств и сказочная комната.

    Ежедневно кроме выходного (воскресенье) с 11 часов ребята могут  не только почитать, но и прослушать  грамзаписи любимых сказок и песен, инсценировок по произведениям детских писателей. Для этого есть музыкальный зал, в котором имеется современная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая техника. Только в фонотеке детской библиотеки более 200 пластинок. Здесь и песни, и сказки, и стихи, и сказки-оперы…

    В просмотровом зале  детям показывают диафильмы, диапозитивы. Школьники со всего района  могут посетить экскурсию по  библиотеке, прослушать цикл чтений, увидеть увлекательные мероприятия, посмотреть диафильмы, прослушать пластинки.

    Книжный фонд районной  детской библиотеки - 65 000. Ежегодно её посещают 2 000 человек.

    Юные читатели приходят  в библиотеку не только почитать  или обменять книгу, но и стремятся  оказать помощь в расстановке  и ремонте книг, в проведении мероприятий (32, С. 3).

    Заведующая районной  детской библиотекой в то время  была О. И. Мешкова.

     Сельские библиотекари  частые гости на производстве. Так в «Красных уголках» животноводческих  ферм, МТС  оформлялась наглядная  агитация. Вывешивалась соцобязательства на год, условия соцсореснования, распорядок дня, рационы кормления и прочее. Библиотекари проводят громкие читки, проводят беседы на интересные темы.

     Сельские библиотекари  работали индивидуально с  отдельными  группами читателей – учащимися, молодёжью, интеллигенцией, специалистами сельского хозяйства, механизаторами, животноводами, рабочими, пенсионерами.

    Библиотеки поддерживали  тесную связь со школами, Домами  культуры, партийными и профсоюзными  организациями колхозов и совхозов. Совместно с Домами культуры библиотеки проводят масштабные мероприятия: устные журналы, праздничные «огоньки» для ветеранов войны, вечера вдов, мужья которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Проводились также дни информации о новых книгах, обзоры литературы, литературные вечера и др. (49, С. 4)

      Районный ДК, клубы, библиотеки проводили такие массовые  мероприятия, как встречи с ветеранами  войны и труда, вечера на патриотические  темы, выставки, обзоры литературы  за здоровый быт, по пропаганде и развитию спорта, конкурсы военно-патриотической песни, торжественные проводы в армию, праздники молодёжи, работают кружки, секции, клубы по интересам.

     Постановление ЦК  КПСС «О мерах по улучшению  использования клубных учреждений  и спортивных сооружений» рекомендовало каждому руководителю иметь план мероприятий по его выполнению. Исполкомы поссовета, постоянные комиссии и депутаты Совета усилили контроль за работой клубов, библиотек, спортивных сооружений. Всем депутатам рекомендовалось принимать активное участие в культурных и спортивных мероприятиях. Спортивным организациям, работникам школ, библиотек работать в тесном контакте с трудовыми коллективами, больше практиковать массовых мероприятий, таких, как праздник посёлка, улицы, микрорайона, искать новые формы работы, организовывать семейный досуг, учитывать культурные запросы молодёжи, а также людей старшего возраста (28, С. 148).

Информация о работе Краеведческая деятельность библиотеки