Краеведческая деятельность библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа ставит перед собой цель определить особенности работы Воскресенской ЦБС Нижегородской области как центра региональной культуры.
Задачами дипломной работы являются:
1. Выявление и анализ круга источников по теме.
2. Характеристика социально-культурного профиля Воскресенского района Нижегородской области.
3. Исследование динамики развития краеведения в библиотеках Воскресенской ЦБС.
4. Характеристика краеведческого фонда Воскресенской ЦБС.
5. Раскрытие роли и функции библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи района.

Файлы: 1 файл

Краеведческая деятельность Воскресенской ЦБС 1.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

    За короткий срок –  к 1950 году – в районе, как и в стране, в основном ликвидировали тот громадный ущерб, который был нанесён сельскому хозяйству войной. Повысилось материальное благосостояние народа.

     Послевоенные годы  в деревне – это переход  от многочисленных мелких хозяйств  к крупным специализированным. Такая мера считалась необходимой и обосновывалась тем, что колхозы в послевоенный период были главным образом мелкие и маломощные.

     Рост технической  оснащённости колхозов, укрепление  их, а также приток новых кадров  позволили поднять производство продукции полеводства и животноводства.

     Рост промышленного  и сельскохозяйственного производства  требовал создания надёжной энергетической  базы. Довоенная электростанция  не удовлетворяла всё возрастающие  потребности. Поэтому Воскресенское, а затем и весь район, получили электроэнергию от государственной сети, с Горьковской ГЭС. С 1971 года посёлок газифицируется баллонным газом.

      Важное значение  в жизни района всегда имела  Ветлуга, воспетая замечательным  русским писателем В. Г. Короленко в книге «Река играет» (Корол.). Воскресенцы отправляли по ней лес, пиломатериалы и другие товары для народного хозяйства страны.  Речной транспорт затона им. Михеева доставлял для района хлебопродукты, стройматериалы, минеральные удобрения, уголь, нефтепродукты.

      Однако темпы социального  преобразования села, развитие сельскохозяйственного  производства в те годы не  могут быть признаны удовлетворительными. Деревня значительно постарела. Население района уменьшилось  более чем в 2 раза. Если в 1960 году  в нём проживало 56, 3 тысячи жителей, то в 1980 году – 32, 6 тысячи человек.

     Объясняется миграция  сельских жителей прежде всего  укрупнением колхозов, признанием  «бесперспективными» значительного  числа деревень. Больше из района  уезжала молодежь, которая стремилась жить более культурно и со всеми видами благоустройства. Из р. п. Воскресенское молодёжь уезжала из-за того, что не могла устроиться на работу, здесь не было ни фабрик, ни заводов.

     В связи с законом  о всеобщем среднем образовании  много молодёжи после школы желало учиться дальше: юноши и девушки поступали в высшие и средние учебные заведения, в профессиональные училища. После их окончания они уезжали по распределению.

     Обострялась проблема  с кадрами животноводов, механизаторов  и других рабочих в колхозах.

     В связи с этим  в районе шло большое сокращение  поголовья скота у населения. Только за десятилетие, в 1970-80 годы  оно сократилось в два раза.

   В настоящее время идёт  перестройка сельского хозяйства.     Война нанесла ущерб не только народному хозяйству, но и культурному строительству. Не хватало специалистов. Здания длительное время не ремонтировались и некоторые из них приходили в негодность. Были весьма ограниченными отпускаемые средства.

     В настоящее время  приоритетными направлениями развития района в промышленности являются углублённая переработка древесины, внедрение безотходных и энергосберегающих технологий.

      Отрасль поступательно  развивается в динамике: за последние  годы возрос объём производства  обрезного, строганного пиломатериала, увеличиваются объёмы переработки мелкотоварной древесины и древесины лиственных пород. Продукция многих лесоперерабатывающих предприятий является конкурентоспособной не только на районном рынке, но и за пределами области.

 

Образование

  Первые общеобразовательные учреждения – народные школы в Воскресенском появились после издания в 1828 году школьного устава Николая I. В них в течение двух лет обучали  закону божьему, грамоте и четырём правилам арифметики. Эти школы открывались только для мальчиков. По некоторым сведениям в Воскресенском существовало церковно-приходское училище.

  После отмены крепостного  права с введением земского  управления развитие системы  образования стало развиваться  быстрыми темпами. В 1866  году в  д. Бесходарное при населении в Галибихинской волости 3,5 тыс. человек на средства крестьян и 120 рублях ежегодных пожертвований Ольги Степановны Левашовой открывается земское училище. О. С. Левашова, жена лесопромышленика, одна из активнейших деятельниц русской секции I Интернационала была лично знакома с Карлом Марксом.

Средств на народное образование земство стало выделять  только в с 1869 года – 1300 рублей в год на весь уезд. (28, С. 39)

      В 1874 году  в с. Воскресенском открывается  новое училище для обучения  девочек. Мужское же в это время преобразуется в «Образцовое двухклассное министерства народного просвещения училище», где после трёх лет учёбы ребята дополнительно учились ещё два года. Его содержание взяло на себя министерство просвещения. В 1883 году для Воскресенского женского училища на средства господина Куликова, который был попечителем и блюстителем этого училища, было выстроено новое здание.

     В это же  время открываются земские училища  в с. Богородское и Нестиары. Два  новых училища – Воздвиженское  и Глуховское – открываются земством в 1976 году. В 1987 году в д. Черново была построена двухэтажная школа. В октября 1882 года открывается земское училище в с. Владимирское

     К концу XIX века на современной территории Воскресенского района в 7 волостях Макарьевского уезда с населением 26 тыс. человек  работало 8 начальных школ, в которых обучалось около 400 человек, из них 93 девочки. До 90-х годов все эти школы, за исключением Воскресенской двухклассной, при156 учащихся, были однокомплектными. В каждой из них обучалось не более 60 человек, а полный курс проходили отдельные мальчики. Со времени основания училищ до 1884 года в них обучалось 863 ученика, а окончили полный курс 153 (28, С. 51).

Убийства Александра II отрицательно сказалось на развитии народного просвещения в крае. С 1882 по 1895 гг. на территории края не открыто ни одной школы.

      Некоторое ослабление  реакции, быстрое экономическое  развитие лесного Ветлужского  края и революционный подъём  в 90-е годы заставили земства  открывать новые школы. Но их количество все же оставалось крайне невелико. По статистике, В Макарьевском уезде в 1894 году числилось 14,3 тыс. детей от 7 до 14 лет, из которых не посещали школу 11 тысяч. ( 21, С.48)

     В начале XX века земские управы пересмотрели сметы расходов на развитие народного образования. Проекты строительства школ предусматривали введение всеобщего бесплатного начального образования, открытие по одной начальной школе на волость с повышенным 4-5 летним курсом обучения и ремесленным классом. В 1907 году во Владимирском открывается новая земская школа, где работали уже два учителя по расширенной программе (28, С. 51).

     Февральская революция мало что  изменила в жизни школы. Так  же проходили утренние молитвы, только пели уже не «победы  благоверному императору», а «победы временному правительству».  На пасхальные недели водили детей строем на исповедь и причастие, словом, всё оставалось, как было.

      Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом  в народном образовании.

     Уездный партийный  народный комитет и Совет рабочих и крестьянских депутатов вели работу по перестройке и организации новой системы народного образования, выполняя декреты и постановления Советской власти, такие, как об отделении церкви от государства и школы от церкви, о совместном обучении учащихся. Преобразуются все земские и церковно-приходские школы.

    Однако первые декреты  Советской власти о школе были  приняты некоторыми жителями  уезда недоброжелательно, в том  числе и частью учителей. Саботирует  работу новой власти и ряд сельских учителей.

    Разгон уездного совета 13 апреля 1918 года и восстановление  деятельности земской управы  временно прервал процесс реформирования  школы. Но Советская власть вскоре  была восстановлена, и на очередном  заседании вновь избранного исполкома 18 мая 1918 года должность уездного комиссара по народному образованию упраздняется, был избран исполнительный орган из четырёх человек.  

    Задачи и по перестройке  школы в Воскресенском районе  решать было трудно. Большинство  школьных зданий требовало капитального ремонта. Было много долгов за аренду помещений.

     Всего по уезду  в 1918 – 1919 учебном году работало 79 школ первой ступени и 5 школ  второй ступени. С начала учебного  года все бывшие земские и  церковно-приходские школы первой  ступени с 4-летним, а затем 5-летним курсом.

     Школы и дошкольные  учреждения Вокресенского  уезда  получили дополнительную материальную  помощь  только после сентябрьского (1918 года) VII уездного съезда Советов. Для нужд народного образования было выделено 441915 рублей, взысканные с «буржуазного класса, кулаков и спекулянтов» (28, С. 83). 14 января 1919 года состоялся 1-й съезд учителей Воскресенского уезда.

    Работать учителям в  то время было трудно. Не хватало  бумаги, учебников, не было единых  программ, применялись разные методы обучения. Большинство детей было малограмотными, плохо одетыми.

     В годы Великой  Отечественной  войны в районе  работало 44 начальных школы, 4 неполных  средних и 3 средних с числом  учащихся  4660 человек, Повысилась  агитация учителей – большинство из них были агитаторами и лекторами. Школы принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. Только в 1943 году ими было выработано свыше 15 тыс. трудодней. Передовую роль играли школьные комсомольские организации, насчитывающие  в то время 118 комсомольцев, и пионерские дружины – 2005 человек.

     В 1947 году в р.п. Воскресенское  было открыто сельское профессиональное  училище счётных работников, а  в 1961 году – Воздвиженское училище, готовящее механизаторов широкого  профиля. Оба училища выпускали свыше 300 специалистов ежегодно для колхозов и совхозов области.

    Быстрее стала укрепляется  мтериально-техничесая база школ. В 1968 году была построена новая  Воскресенская средняя школа. Были  построены новые здания Чухломской  школыне 230 мест, интернатов для учеников Елдежской и благовещенской средних школ., мастерской Северной восьмилетней школы. Построены и расширены 5 школьных столовых на 200 мест. Настоящие школьные городки выросли в Елдеже, егорове, Нестиарах, Владимирском, Шурговаше и Благовещенском. Учителя получили 15 новых домов.

     Строятся новые здания. Укрепление материально-технической  базы школ осуществлялось за  счёт районного бюджета и средств  шефствующих колхозов и предприятий.

    В последующие годы  народное образование претерпело значительные изменения. Все дети с 6-7 лет не только имели право учится, но и обязаны были получить среднее образование. В районе стали функционировать 16 начальных, 15 восьмилетних и 9 средних общеобразовательных школ, в которых обучалось 2950 детей.

    Эти школы значительно  отличались от школ прошлых  лет своей учебн-материальной  базой. Так, 344 учебных кабинета в  своём оснащении имели 10 лингафонных  устройств, 71 кинопроектор, 79 магнитофонов, 71 телевизор, 104 микрокалькулятора, были  графопроекторы, диапроекторы, электрофоны, вводились классы компьютеров, счётно-вычислительной техники. В школах действовало 12 собственных радиоузлов, имелось 29 тракторов различных марок. Был введён новый предмет «основы информатики и вычислительной техники» (28, С. 140)

    Книжный фонд школьных  библиотек составлял 370902 экземпляра, в том числе 63590 учебников. Занятия  в школах проводились по новым  усовершенствованным программам.

    Не мало сделано по  воспитанию детей дошкольного  возраста. Построено 33 здания детских комбинатов, яслей.

      В Воскресенском  появились детская музыкальная  и художественная школы (28, С. 141).

    В настоящее  время общее число постоянных  дошкольных учреждений – 15. Численность  детей, посещающих их около 574 человек.

     На территории района функционирует Детский дом на 25 человек.

    В образовательный  комплекс района входит 33 учреждения, из них: 11 начальных (все находятся  в сельской местности), 10 восьмилетних (все находятся в сельской местности) и 12 средних школ (1 городская и 11 сельских). Общее число учащихся – 2953 человека. (26, С. 8)

     В районе  проводит обучение профессиональное  училище ПУ – 103, в котором занимается 251 человек. ПУ осуществляет подготовку  учащихся по следующим направлениям: тракторист-машинист, газоэлекторосварщик, продавец, повар, бухгалтер.

    Также в районе  работают учреждения дополнительного  образования: детский центр-студия, где занимается 438 человек. В центре  функционируют кружки и секции: танцевальный, «Умелые ручки», кройки  и шитья, радиокружок, флорбол, вязание, бокс, баскетбол, театральная студия, «Затейник», народного творчества, хоровой. В детской школе искусств занимается 180 человек в двух отделениях – художественном и музыкальном. Учащиеся музыкального отделения обучаются игре на гитаре, баяне, аккордеоне, фортепиано, домбре, балалайке, саксофоне, кларнете и флейте. Детский центр «Китеж», который находится в селе Владимирское, обучает 88 человек. При центре работают студии флористики, керамики, художественной вышивки и художественной резьбы по дереву.

    Приоритетными  направлениями в деятельности  районной администрации являются  вопросы обеспечения возможности  для получения образования каждому  ребёнку, компьютеризация и обеспечение  образовательных учреждений спортинвентарём.

Информация о работе Краеведческая деятельность библиотеки