Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 17:04, дипломная работа
Дипломная работа ставит перед собой цель определить особенности работы Воскресенской ЦБС Нижегородской области как центра региональной культуры.
Задачами дипломной работы являются:
1. Выявление и анализ круга источников по теме.
2. Характеристика социально-культурного профиля Воскресенского района Нижегородской области.
3. Исследование динамики развития краеведения в библиотеках Воскресенской ЦБС.
4. Характеристика краеведческого фонда Воскресенской ЦБС.
5. Раскрытие роли и функции библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи района.
За короткий срок – к 1950 году – в районе, как и в стране, в основном ликвидировали тот громадный ущерб, который был нанесён сельскому хозяйству войной. Повысилось материальное благосостояние народа.
Послевоенные годы
в деревне – это переход
от многочисленных мелких
Рост технической оснащённости колхозов, укрепление их, а также приток новых кадров позволили поднять производство продукции полеводства и животноводства.
Рост промышленного
и сельскохозяйственного
Важное значение в жизни района всегда имела Ветлуга, воспетая замечательным русским писателем В. Г. Короленко в книге «Река играет» (Корол.). Воскресенцы отправляли по ней лес, пиломатериалы и другие товары для народного хозяйства страны. Речной транспорт затона им. Михеева доставлял для района хлебопродукты, стройматериалы, минеральные удобрения, уголь, нефтепродукты.
Однако темпы социального
преобразования села, развитие
Объясняется миграция
сельских жителей прежде всего
укрупнением колхозов, признанием
«бесперспективными»
В связи с законом
о всеобщем среднем
Обострялась проблема с кадрами животноводов, механизаторов и других рабочих в колхозах.
В связи с этим
в районе шло большое
В настоящее время идёт
перестройка сельского
В настоящее время приоритетными направлениями развития района в промышленности являются углублённая переработка древесины, внедрение безотходных и энергосберегающих технологий.
Отрасль поступательно
развивается в динамике: за последние
годы возрос объём
Первые общеобразовательные учреждения – народные школы в Воскресенском появились после издания в 1828 году школьного устава Николая I. В них в течение двух лет обучали закону божьему, грамоте и четырём правилам арифметики. Эти школы открывались только для мальчиков. По некоторым сведениям в Воскресенском существовало церковно-приходское училище.
После отмены крепостного права с введением земского управления развитие системы образования стало развиваться быстрыми темпами. В 1866 году в д. Бесходарное при населении в Галибихинской волости 3,5 тыс. человек на средства крестьян и 120 рублях ежегодных пожертвований Ольги Степановны Левашовой открывается земское училище. О. С. Левашова, жена лесопромышленика, одна из активнейших деятельниц русской секции I Интернационала была лично знакома с Карлом Марксом.
Средств на народное образование земство стало выделять только в с 1869 года – 1300 рублей в год на весь уезд. (28, С. 39)
В 1874 году в с. Воскресенском открывается новое училище для обучения девочек. Мужское же в это время преобразуется в «Образцовое двухклассное министерства народного просвещения училище», где после трёх лет учёбы ребята дополнительно учились ещё два года. Его содержание взяло на себя министерство просвещения. В 1883 году для Воскресенского женского училища на средства господина Куликова, который был попечителем и блюстителем этого училища, было выстроено новое здание.
В это же
время открываются земские
К концу XIX века на современной территории Воскресенского района в 7 волостях Макарьевского уезда с населением 26 тыс. человек работало 8 начальных школ, в которых обучалось около 400 человек, из них 93 девочки. До 90-х годов все эти школы, за исключением Воскресенской двухклассной, при156 учащихся, были однокомплектными. В каждой из них обучалось не более 60 человек, а полный курс проходили отдельные мальчики. Со времени основания училищ до 1884 года в них обучалось 863 ученика, а окончили полный курс 153 (28, С. 51).
Убийства Александра II отрицательно сказалось на развитии народного просвещения в крае. С 1882 по 1895 гг. на территории края не открыто ни одной школы.
Некоторое ослабление реакции, быстрое экономическое развитие лесного Ветлужского края и революционный подъём в 90-е годы заставили земства открывать новые школы. Но их количество все же оставалось крайне невелико. По статистике, В Макарьевском уезде в 1894 году числилось 14,3 тыс. детей от 7 до 14 лет, из которых не посещали школу 11 тысяч. ( 21, С.48)
В начале XX века земские управы пересмотрели сметы расходов на развитие народного образования. Проекты строительства школ предусматривали введение всеобщего бесплатного начального образования, открытие по одной начальной школе на волость с повышенным 4-5 летним курсом обучения и ремесленным классом. В 1907 году во Владимирском открывается новая земская школа, где работали уже два учителя по расширенной программе (28, С. 51).
Февральская революция мало
Октябрьская революция
1917 года стала переломным
Уездный партийный народный комитет и Совет рабочих и крестьянских депутатов вели работу по перестройке и организации новой системы народного образования, выполняя декреты и постановления Советской власти, такие, как об отделении церкви от государства и школы от церкви, о совместном обучении учащихся. Преобразуются все земские и церковно-приходские школы.
Однако первые декреты Советской власти о школе были приняты некоторыми жителями уезда недоброжелательно, в том числе и частью учителей. Саботирует работу новой власти и ряд сельских учителей.
Разгон уездного совета
13 апреля 1918 года и восстановление
деятельности земской управы
временно прервал процесс
Задачи и по перестройке школы в Воскресенском районе решать было трудно. Большинство школьных зданий требовало капитального ремонта. Было много долгов за аренду помещений.
Всего по уезду
в 1918 – 1919 учебном году работало
79 школ первой ступени и 5 школ
второй ступени. С начала учебного
года все бывшие земские и
церковно-приходские школы
Школы и дошкольные
учреждения Вокресенского уезда
получили дополнительную
Работать учителям в то время было трудно. Не хватало бумаги, учебников, не было единых программ, применялись разные методы обучения. Большинство детей было малограмотными, плохо одетыми.
В годы Великой Отечественной войны в районе работало 44 начальных школы, 4 неполных средних и 3 средних с числом учащихся 4660 человек, Повысилась агитация учителей – большинство из них были агитаторами и лекторами. Школы принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. Только в 1943 году ими было выработано свыше 15 тыс. трудодней. Передовую роль играли школьные комсомольские организации, насчитывающие в то время 118 комсомольцев, и пионерские дружины – 2005 человек.
В 1947 году в р.п. Воскресенское
было открыто сельское
Быстрее стала укрепляется
мтериально-техничесая база
Строятся новые здания.
Укрепление материально-
В последующие годы
народное образование претерпел
Эти школы значительно отличались от школ прошлых лет своей учебн-материальной базой. Так, 344 учебных кабинета в своём оснащении имели 10 лингафонных устройств, 71 кинопроектор, 79 магнитофонов, 71 телевизор, 104 микрокалькулятора, были графопроекторы, диапроекторы, электрофоны, вводились классы компьютеров, счётно-вычислительной техники. В школах действовало 12 собственных радиоузлов, имелось 29 тракторов различных марок. Был введён новый предмет «основы информатики и вычислительной техники» (28, С. 140)
Книжный фонд школьных
библиотек составлял 370902 экземпляра,
в том числе 63590 учебников. Занятия
в школах проводились по новым
усовершенствованным
Не мало сделано по воспитанию детей дошкольного возраста. Построено 33 здания детских комбинатов, яслей.
В Воскресенском появились детская музыкальная и художественная школы (28, С. 141).
В настоящее время общее число постоянных дошкольных учреждений – 15. Численность детей, посещающих их около 574 человек.
На территории района функционирует Детский дом на 25 человек.
В образовательный
комплекс района входит 33 учреждения,
из них: 11 начальных (все находятся
в сельской местности), 10 восьмилетних
(все находятся в сельской
В районе
проводит обучение
Также в районе
работают учреждения
Приоритетными
направлениями в деятельности
районной администрации