Краеведческая деятельность библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа ставит перед собой цель определить особенности работы Воскресенской ЦБС Нижегородской области как центра региональной культуры.
Задачами дипломной работы являются:
1. Выявление и анализ круга источников по теме.
2. Характеристика социально-культурного профиля Воскресенского района Нижегородской области.
3. Исследование динамики развития краеведения в библиотеках Воскресенской ЦБС.
4. Характеристика краеведческого фонда Воскресенской ЦБС.
5. Раскрытие роли и функции библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи района.

Файлы: 1 файл

Краеведческая деятельность Воскресенской ЦБС 1.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

       Газета печаталась  в типографии принадлежавшей  до Октября некоему В. И. Гагаеву. После первого районного деления в 1930 году стали создаваться и новые газеты. 20 октября 1930 года вышел первый номер газеты «Голос колхозника»,  первым редактором которого был И. П. Крылов. Газета выходила редко: вначале 1 раз в декаду, затем 1 раз в 5 дней.

     В старой редакции газеты по вечерам собиралась творческая молодежь. Они читали стихи  и  слушали друг друга с удовольствием. Постепенно из этих встреч создалось литературное объединение. Почти каждый год в его ряды вливаются новые авторы. Их творческие работы печатаются на страницах литературного приложения к районной газете «Воскресенская жизнь» «Вдохновение».

     В настоящее время  газета выходит 2 раза в неделю. Налажен выпуск приложений, таких  как «Официоз», «Истоки», «Православный  вестник», «Сантана», «Вдохновенье»  и др. С июня 2007 года планируется выпуск газеты в новом оформлении. Газета будет иметь статус еженедельника, увеличится количество страниц и улучшится дизайн.

       В редакции  газеты имеется отдел радиоинформации. Передачи отдела выходят 2 раза  в неделю в среду и пятницу продолжительностью один час (26, С. 19).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЦБС – центр краеведческой работы Воскресенского района

 

2.1 История развития библиотек  Воскресенского района Нижегородской  области 

          Большую  роль в организации культурного пространства района  играют библиотеки.

            До конца 19-го  века в селе Воскресенском Макарьевского уезда  Нижегородской губернии библиотека существовала только при школе. Первая  частная библиотека для взрослого населения была открыта по инициативе местного землевладельца Немчинова в его доме на съезде к Ветлуге. А спустя некоторое время Нижегородское губернское земство постановило открыть в Воскресенском бесплатную библиотеку-читальню на средства, которые пожертвовал землевладелец И. П. Кондырев. (75)

      «Нижегородские губернские  новости» за 29 октября 1897 года сообщили:       «В с. Воскресенском Макарьевского уезда 21 октября (с. г.) состоялось открытие  бесплатной библиотеки-читальни, учреждённой губернским земством на пожертвования землевладельца Кондырева. Заведующим читальней назначен местный сельский учитель г. Анкидинов» (59) Библиотека размещалась в частном доме. В отчёте земской управы за 1901 год говорилось, что «Воскресенская библиотека имеет несколько тысяч книг, журналов и газет и 7190 читателей» (28, С. 52).

    Местная интеллигенция  сплотилась вокруг библиотеки. Вместе  с Анкудиновым  были выработаны  «Правила пользования бесплатной  народной библиотекой» и разрешали  пользоваться книгами и журналами  всем жителям села независимо  от пола, возраста и звания. Пользование книгами было бесплатно (59).

     В 1902 году библиотека была переведена в Народный дом, построенный на средства местного земства и помещиков Левашова и Кондырева. К этому времени библиотечный фонд состоял из    4000 экземпляров. Здесь находились газеты, журналы, политические брошюры. Заведовал библиотекой учитель И.А. Феликсов - человек с передовыми демократическими взглядами. Он проводил среди населения большую культурно- просветительную работу, организовал Совет Народного дома и кружок чтения. Книжный фонд библиотеки пополняется, и к 1907 году он насчитывает 5619 экземпляров (28, С. 53). Заведует библиотекой и Народным домом  в это время Л. Виноградова.

      В начале  XX века, в связи с развитием капиталистических отношений, усилилась общественная потребность в книге и чтении. Это нашло отражение в увеличении числа народных и общественных публичных библиотек в России.

      Известную роль  в развитии библиотечного дела  в конце XIX – начале XXвв. сыграли земские и городские органы управления. Начиная с 90-х гг. XIX в., буржуазные земства и городские думы стали больше уделять внимания созданию общественных  и народных библиотек в городах и сельской местности.

       В 1902-1905 годах  на средства земства открываются  библиотеки-читальни в сёлах Воздвиженское и Владимирское. К 1907 году Владимирская библиотека располагала 1220 книгами (28, С. 53).

      В целом рост  библиотек в начале XX в. был почти исключительно результатом общественной инициативы и самодеятельности населения. Основным источником финансирования библиотек являлись добровольные пожертвования населения, либеральных деятелей и меценатов. Земские и городские органы самоуправления расходовали на них крайне скудные средства. Правительство, относившееся отрицательно к просвещению народных масс, не выделяло средств на содержание библиотек. Особенно неудовлетворительным было положение народных библиотек при школах и учреждениях. Подавляющее большинство библиотекарей здесь не имело специальной подготовки и работало бесплатно.

       После революции  в уезде работало в волостных, открыто 11 сельских и 15 передвижных  библиотек. В волостных и сельских  библиотеках работникам выплачивалось  за труд по 150 рублей 50 копеек в месяц (28, С. 83)

       В общественных  библиотеках и народных читальнях тяга к чтению книг по общественно-политическим вопросам была особенно велика. Большой спрос был на новую литературу. Во многих из них количество требований на эти книги увеличилось в несколько раз. Массовым спросом пользовалась литература по истории революций, рабочего и крестьянского освободительного движения в Западной Европе, истории западноевропейских социал-демократических и рабочих партий; книги по деятельности парламента, о конституциях и республиканских формах правления. Общественно-политической, сельскохозяйственной литературы, произведений русской мировой классики в сельских народных библиотеках было совершенно не достаточно, отсутствовали важнейшие журналы и газеты. В библиотеку также поступают брошюры, лозунги, плакаты, журналы «Беднота», «Новая деревня», «Молодая рать». Вместе с тем идёт чистка фонда от дореволюционной литературы, как не отвечающей задачам того времени.

       В это же  время в Народном доме, где располагалась Воскресенская библиотека, проводятся беседы на политические темы, организуются митинги. По рекомендации ЦК партии повсюду в библиотеках проводились лекции и беседы, устраивались чтения и собеседования по прочитанным книгам, причём главное внимание уделялось пропаганде произведений основоположников марксизма-ленинизма, общественно-политических изданий, брошюр и листовок, разъясняющих мероприятия рабоче-крестьянского правительства, материалов из местных партийных и советских журналов и газет. В качестве книг, которые необходимо было изучать в первую очередь, называлась программа партии и новейшие издания трудов Ленина.

      Для неграмотных  в библиотеках, избах-читальнях и  других просветительных учреждениях  на селе рекомендовалось проводить  чтения, которые пропагандировали  бы политику Советской власти  в деревне, давали крестьянам основы общественно-политических, сельскохозяйственных и естественнонаучных знаний. Библиотеки стали очагами коммунистического воспитания трудящихся.

         Всеобщее  стремление к просвещению наблюдалось  в сёлах и деревнях. Сельская  интеллигенция, передовые крестьяне организовывали повсеместно культурно-просветительные кружки, библиотеки и читальни. Решения об организации библиотек принимались на собраниях крестьян и сельских сходах, где собирались средства на покупку литературы и оборудование помещений.

         В сельской  местности библиотечная сеть  по-прежнему была представлена  в основном волостными библиотеками  и избами-читальнями – первичными  ячейками политико-просветительной  работы в деревне. Для более  широкого охвата населения библиотечным обслуживанием и приближения книги к рабочим и крестьянам в городах и сельских местностях организовывалась сеть передвижных библиотек.

       Основным опорным  пунктом развёртывания культурно-просветительной  работы на селе стала изба-читальня. Крупская в докладе на 1 Всероссийском совещании по работе в деревне (ноябрь 1919) указывала, что ядром всей работы на селе является читальня, снабжённая общественно-политической библиотечкой. Избы-читальни пользовались большой популярностью среди сельских жителей (28, С. 49).

        Партийные  организации стремились систематически  пополнять избы-читальни произведениями  Маркса, Энгельса и Ленина, агитационно-пропагандистской  и сельскохозяйственной литературой, периодическими изданиями. Они организовывали  громкие чтения, доклады, лекции, беседы по прочитанной литературе. Заведующими изб-читален назначались, как правило, партийные и советские работники, активные агитаторы и пропагандисты.

       С 1919 по 1922 годы  Народным домом заведовал В. Костылев, в то время начинающий писатель, автор романа «Счастливая встреча» - о революционных событиях и первых годах Советской власти в нашем районе. В начале 30-х годов библиотеку переводят в отдельное здание с читальным залом, абонементом, передвижным отделом и детским отделением. Из числа активных читателей создаётся Совет библиотеки, члены которого участвуют в массовой работе.

      Помогая рабочим и колхозникам овладевать новой техникой и новыми производственными профессиями, библиотеки пропагандировали научно-техническую, производственно-техническую и сельскохозяйственную литературу, популяризировали среди читателей решения партии и правительства о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР, о повышении производительности труда, внедрении в промышленное и сельскохозяйственное производство передовых, стахановских методов. Организуя пропаганду стахановского движения, библиотечные работники особое внимание уделяли обслуживанию новаторов и передовиков производства, привлекали их в число читателей библиотек.

      Выполняя указания партии, библиотечные работники в своей работе по руководству чтением стали применять различные тематические указатели литературы: «круги чтения», «планы чтения» и программы чтения, рассчитанные на различные слои читателей и различный уровень их подготовки.

        В 1939 году при  Доме культуры был организован  методический кабинет, в котором  обобщался опыт работы изб-читален, имелась специальная методическая  литературы и пр. Регулярно созывались  семинары избачей. Им давали советы, как составлять план в соответствии с той или иной кампанией. Избачам писали письма, к ним выезжали с практическими советами по всем разделам политико-просветительной работы.

       Дом культуры  поддерживал письменную связь  со всеми 21 избами-читальнями района. За консультацией в дом культуры избачи часто приходили и по своей инициативе. (60, С. 19)

      Сельский библиотекарь  вёл не только работу библиотекаря, но и колоссальную общественную  работу. Это политпросветчик, который  не отгорожен от жизни каменной  стеной, не замыкается в своей  узкой специальности, а человек, которому дело до всего, а сам  волостной библиотекарь – новый человек, у которого личная жизнь до конца сливается с общественной работой.

      Вот как писали  о работе сельского библиотекаря: «Охват работы у сельского  библиотекаря громадный: он выдаёт  книги, собирает мужиков на всякие  доклады и лекции, устраивает читки, раздобывает газеты и книги, подбирает передвижки, иногда по колено в снегу тащит на себе чуть не пудовый груз – книги из соседней библиотечки…помогает устройству красных уголков…добывает средства для избы-читальни и т. п. Он тесно связывает свою работу с работой ВИКа и сельсовета, помогает их работе, он тесно связан с нарсудом, земотделом, здравотделом, кооперацией, разными добровольными обществами, работает с комсомолом, с крестьянками, с детьми, с учителями, везде работает, всюду вносит порядок, честное отношение к делу, всюду проводит партийную линию» (75, С. 4).

        Библиотекари находились в центре политической и культурной жизни села, вырабатывая новые формы и методы активного продвижения библиотечной книги к трудящимся, изучая читательские интересы, организовывая массовую и индивидуальную работу с читателями. Они проявляли много творческой инициативы и изобретательности, для того, чтобы заинтересовать читателей новыми книгами периодическими изданиями, поднять на более высокий уровень пропаганду литературы и библиотеки. Массовая пропаганда книг – в таких, пользовавшихся большой популярностью формах, как «дни», «недели», «месячники» книги, «шествия», «карнавалы» книг и т. д., которые проводились библиотеками, нередко принимала характер политических кампаний, в которых активно участвовали партийные, комсомольские и профсоюзные организации и читательский актив.

      Активная пропаганда  среди крестьян стала тесно  увязывалась многими деревенскими библиотекарями с насущными потребностями и задачами социалистического преобразования деревни.

      Развернувшаяся по  всей стране массовая коллективизация  сельского хозяйства требовала  значительного улучшения  культурного  обслуживания колхозного крестьянства. Повсеместно организовывались колхозы и совхозы – их необходимо было охватить библиотечным обслуживанием. Некоторые сельские населённые пункты, особенно крупные колхозы и совхозы имели свои библиотек. Бурный век колхозного движения способствовал появлению в сельской местности библиотек нового типа – общественных колхозных библиотек. Их открытие по инициативе передовых колхозов ярко свидетельствовало о стремлении колхозного крестьянства к культуре и просвещению.

      Годы Великой Отечественной войны наложили отпечаток на деятельность библиотек района. Их деятельность следует перестроить так, чтобы она  была полностью подчинена интересам обороны страны; организации широкого разъяснения в массах грабительского, захватнического характера войны, развязанной гитлеровской Германией, и значения борьбы советского народа, вставшего на защиту своей Родины; систематического ознакомления трудящихся с решениями партии и правительства, сообщениями Совинформбюро и распоряжениями военных властей; оказание действенной помощи в мобилизации трудящихся масс на перевыполнение производственных планов и своевременную уборку урожая; широкой пропаганде военных знаний, правил противовоздушной, химической и санитарной обороны. Библиотекарям было рекомендовано организовывать в библиотеках ежедневные читки газет, книжные выставки, составлять рекомендательные списки литературы по военной тематике.

Информация о работе Краеведческая деятельность библиотеки