Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:09, реферат

Описание работы

Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Файлы: 1 файл

Новосибирский государственный аграрный университет.docx

— 67.74 Кб (Скачать файл)

Экономический факультет

Кафедра истории, политологии и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии

Культура Древнего Египта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

 

  
Введение.   

Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

 Стремление к бессмертию  явилось основой для возникновения  заупокойного культа, который сыграл  чрезвычайно большую роль в  истории Древнего Египта —  и не только религиозной и  культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия  египтян с неизбежностью смерти  родилось вероучение, согласно которому  смерть не означала конец: прекрасная  жизнь на Земле могла быть  продлена вечно, умершего могло  ждать воскрешение. Для этого  одной из бессмертных душ усопшего  необходимо было вновь соединиться  со своим телом. Поэтому живым  надо позаботиться о том, чтобы  тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего  привела к возникновению искусства  изготовления мумий. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе  удобнее всего вернуться в  свое прежнее и отныне тоже  вечное тело внутри мощной  и защищенной от света и  посторонних взглядов усыпальнице  — пирамиде.

Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденными образцами архитектурного творчества человечества. В пирамидах отразились характерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера в возможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.

Религия Древнего Египта была политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворяли и природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Так же возникли первые зачатки права, которые основывались на древних обычаях и традициях.

Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса.

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи  считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов.

Целью своего реферата называю стремление показать и как можно шире раскрыть культуру Древнего Египта, особенности религии и архитектуры.

Главной проблемой исследователей при этом стало иероглифическое письмо, расшифровать которое удалось только в 1822 г. усилиями выдающегося ученого Жана Франсуа Шампольона [1790–1832, французский историк-ориенталист и лингвист, основатель египтологии.]. Сегодня древнеегипетские источники чрезвычайно многочисленны и богаты. Исследования истории культуры и религии Древнего Египта продолжаются. Новые находки подтверждают или опровергают различные теории, дополняют или уточняют определенные факты, но в целом мы имеем достаточно точные сведения об истории Древнего Египта, его культуре, искусстве, религиозных верованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Язык и письменность Древних  египтян.

 

1.1 Язык Древних Египтян.

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают:

    1. язык Древнего царства — язык древнеегипетский;
    2. среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания;
    3. новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э);
    4. демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.);
    5. коптский язык (III—VII вв. н. э.).

Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в III в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.[1]

1.2 Литература Древнего Египта.

Питательной почвой литература стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов, притч и поговорок, сказок, в которых невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: сказки, поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа». Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например:«Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями. Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности

Наиболее известными примерами были собрание сказок: «Фараон Хуфу и чародеи»; «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»; «Сказка о Правде и Кривде»; «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

 

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство…

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

 

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

 

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

 

Перевод А. Ахматовой

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра.

Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими шедеврами мирового класса.

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

 

1.3 Письменность.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, — с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иероглифики.

1.4 Способы нанесения иероглифов.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки, дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной - Большой папирус Харрис. Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской.

Информация о работе Культура Древнего Египта