Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:09, реферат

Описание работы

Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Файлы: 1 файл

Новосибирский государственный аграрный университет.docx

— 67.74 Кб (Скачать файл)

Лицо статуи не должно выражать никаких эмоций: подбородок выставлен вперёд, губы сжаты, а глаза смотрят вдаль на горизонт. Именно поэтому с такой скульптурой невозможно встретиться взглядом. Статуи богов также создавали по определённым правилам: к примеру, бог мёртвых, Анубис, всегда изображался с головой шакала, бог Гор - с головой сокола и так далее.

Практически все скульптуры Древнего Египта создавались по этим правилам, а сами правила не претерпели практически никакого изменения почти за 3000 лет существования Древнего Египта.

Зачастую скульптуры ставились не в закрытых помещениях, а в открытых местах, снаружи храмов и других сооружений, благодаря чему все люди могли их увидеть. Тем не менее, до наших дней лучше всего сохранились именно те скульптуры, которые были установлены внутри храмов, пирамид и гробниц. Очень часто египтяне создавали статуи сфинксов - мифических животных с головой женщины. Большой сфинкс, сооружённый в Гизе, нигде больше не повторяется в натуральную величину, однако его более маленькие аналоги были установлены во многих местах Египта.

После смерти какого-либо царя или фараона в его гробнице ставили не только его статую, но и статуи его слуг и работников. Все эти скульптуры, по поверьям египтян, должны были помогать умершему в загробной жизни. В большинстве случаев скульптур слуг было также довольно много. Интересен тот факт, что скульпторы делали лицо каждого из слуг оригинальным и не похожим на все остальные. Для каждого занятия того или иного слуги скульпторы выбирали определённый характерный момент и затем создавали статую именно во время этого момента.

Одной из самых известных скульптур Древнего Египта является бюст царицы Нефертити, который полностью изготовлен из известняка. Этот бюст был обнаружен археологом по имени Боркхард в 1912 году. Скульптура примечательна прежде всего тем, что отлично предаёт всю красоту царицы, которой до сих пор многие восхищаются.

Также очень важным памятником архитектуры Древнего Египта является гробница Тутанхамона, обнаруженная в 1922 году археологом Картером. В этой самой гробнице находится множество статуй, из которых больше всего выделяются скульптуры самого Тутанхамона, а также его жены Анхесамон. Эти скульптуры отличаются очень дорогими и многоцветными материалами, которые делают скульптуры более торжественными и нарядными. На них сам фараон сидит на традиционном кубическом троне, а жена стоит перед ним. Всё это очень точно предаёт атмосферу их семейного счастья.[6]

3 глава. Религия.

3.1 Представление о сотворении мира.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космологическую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов, созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепцией является только идея об изначальном Хаосе. В данном реферате представление только одна космологическая теория, как пример того, что подразумевалось под Хаосом и какие представления имели Древние египтяне о сотворении мира.

Глиопольская космогония.

Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи Старого царства и вплоть до конца Позднего  периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Гелиопольская система была наиболее распространенной.

  Вначале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным. Но однажды из Океана появился бог Атум—первый бог во вселенной. Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что же ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Бессмысленно  было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы, животные или люди,  до тех пор, пока в мире нет стабильности,  и никто не стоит на страже законов мироздания. Атум приступил к сотворению мира. Он создал Шу, бога ветра и Тефнут, богиню мирового порядка. Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма,  и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал своё Око. Пока оно бродило по водой пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».

 Старое Око тем временем  разыскало Шу и Тефнут и  привело их обратно. От радости  Атум заплакал. Его слёзы упали  на Холм Бен-Бен и превратились  в людей. Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое  на его месте. Чтобы успокоить  Око, Атум поместил его к себе  на лоб и поручил ему великую  миссию — быть хранителем самого  Атума.

На Холме Бен-Бен люди впоследствии  построили главный храм города Гелиополя — храм Ра-Атума. Символами сотворённого Атумом  Первозданного Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных святилищах.

Шу женился на своей сестре Тефнут. Они родили вторую пару богов: бога земли Геба и богиню неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

 

3.2 Пантеон богов.

Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла).

  Среди множества божеств  особое значение очень рано  приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось  в различном облике: в одной  местности это был крылатый  диск, летящий по небу; в другой -огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает  общеегипетский характер.

 У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут-любимое око Ра, богиня влаги; Хатор-солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви,  веселья, музыки,  пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы.

 Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в  определенное время года; когда  он прекращался, начинался  бурный  рост растительности. Эти явления  природы  отразились  в  следующем  повествовании: дочь Ра Тефнут  поссорилась с отцом и, превратившись  в львицу, гордо удалилась в  Нубию.

Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота,  которые стали павианами.  Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием  и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.  

   Праздник возвращения  дочери Ра в египетских календарях  назывался  “днем виноградной  лозы и полноты Нила”. Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

     Богом Нила  был Хапи. Его символы - лотос и  папирус. Его праздник  соединялся  с началом разлива Нила.

     Апис - бог плодородия  в виде быка - черного, но с белым  круглым пятном на лбу и  с особыми волосами на хвосте.Кроме  того он был душой бога Птаха  и бога Ра.

    Хнум - бог плодородия  в виде человека с головой  барана.Он известен как один  из прародителей рода людского,вылепив  последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном  двойнике  человека.

    Рененутет - богиня  плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, «правительница  закромов». Представала в образе  змеи  или  женщины  с  головой  змеи. Праздник, посвященный богине  Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы.

   Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

   Онурис - бог охоты  и войны.

   Маат - богиня истины  и справедливости, жена Тота. Изображалась  в виде женщины со страусовым  пером на голове.

      Тот - бог  мудрости, счета и письма, муж  Маат.Его священные животные - павиан  и ибис. Изображался в виде  человека с головой  ибиса и  палеткой писца в руках. Как  божество астральное отожествляется  с луной, и в этом божественном  статусе вел счет дням, месяцам  и годам египетского календаря.

    Сиа -богиня мудрости  и познания, женщина, сопровождавшая  бога Тота с правой стороны.

    Птах - помимо того, что он был демиургом от  Мемфиса, Птах считался покровителем  ремесел и искусств.

 

3.3 Заупокойный культ. «Книга Мёртвых».

   Заупокойный культ  египтян опирается на следующие  представления: со смертью человека  умирает только его тело, тогда  как продолжают жить другие  ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в  виде птицы,  двойник человека (Ка); именно судьба  Ка  связана  с судьбой тела, ибо Ка не  бессмертен, он может погибнуть  от голода и жажды, если при  погребении покойник не будет  снабжен всем необходимым; Ка  может быть съеден загробными  чудовищами, если его не защитят  магические формулы.

    В разработанной  до мельчайших подробностей системе  представлений египтян о потустороннем  мире одно из главных мест  занимают «поля блаженных» (поля  Иару), на которых умерший должен  был совершить все земледельческие  процессы от возделывания земли  до сбора урожая.

   Повелителем загробного  мира был  Осирис - один из самых  почитаемых в Египте богов. Поначалу  Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис –умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис  ожил. Именно  поэтому он  и  превратился  в  бога мертвых, который вершил свой суд.

  Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию, ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают  их в погребальные сосуды, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.

  Сосуды изготовлены в виде богов - сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они - хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф—с желудком, Кебехсенуф—с кишками и Хапи—с лёгкими.

  Затем бальзамировщики  приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли  из слёз богов по убитому  Осирису, с которым отождествился  теперь умерший.

  Бог ткачества Хедихати  и богиня Таитет изготавливали  белое полотно, чтобы запеленать  мумию. Бог виноделия Шесему даёт  Анубису—Имиуту и сыновьям Хора  масло и притирания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.

  Родные и близкие  усопшего должны внимательно  следить, чтобы все обряды были  надлежащим образом соблюдены. Ка  покойного не простит обиды  за пренебрежение к себе и  будет преследовать свой рад, насылая беды на головы потомков.

  Если умерший был  не богат, его мумию клали в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке писалось обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».

  Иногда изготавливали  маленький гробик, в который вкладывали  деревянное подобие мумий и  закапывали поблизости от богатого  погребения, чтобы  Ка бедняка имел возможность питаться жертвенными дарами богача. Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг.

  Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и  стонами, переплывали Нил и высаживались  на западном берегу. Здесь их  встречали жрецы, облаженные в  одежды и маски богов Дуата.

  Жрецы приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной—Хапи, у восточнй—Дуамутефа и у западной—Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.

  Вход в гробницу  тщательно заваливают глыбами  и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его  печатью мекрополя.

  Меж погребальными  пеленами бальзамировщиками ложится  амулет в виде Ока Уджат, а  на сердце –амулет в виде  скарабея. Без этих амулетов не  воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты  в виде Ока Ра: ведь покойный  воскреснет подобно солнечному  диску на востоке, рожденному  богиней Нут.

 Ка умершего предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит  «Исповедь отрицания»—перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновет.

Информация о работе Культура Древнего Египта