Если во время исповеди стрелка
Весов отклоняется, значит, покойный грешен
и боги выносят ему оправдательный приговор.
Тогда грешное сердце отдают на съедение
страшной богине Амат—чудовищу с телом
гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью
крокодила. Если же чаши Весов останутся
в равновесии, покойного признают «правогласным».[7]
4 глава.
Государство и право Древнего
Египта.
В Египте раньше, чем в других
странах сложилось классовое рабовладельческое
общество и впервые в мире возникло государство.
Когда возникли в Египте первые государственные
образования достоверно не известно, но
уже к III тысячелетию до н. э. государство
в Египте существовало.
Уже на рубеже IV-III тысячелетий
до нашей эры в Египте существовало около
40 отдельных областей - "номов", т.е.
самостоятельных, малосвязанных друг
с другом общин, из которых каждая занимала
территорию, достаточную для того, чтобы
вести самостоятельное ирригационное
хозяйство.
Каждый из номов имел свое божество,
свой храм, своих рабов. Последние содержались
при храмах в работных домах и историко-правовые
источники часто называют их "рабами
храма".
История древнеегипетского
государства делится на несколько периодов:
Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.
В период т.н. Раннего царства
произошло насильственное объединение
всего Египта (предположительно в 3200 г.
до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом).
Столицей объединенного Египта стал г.
Тенис.
Период с 2700 г. по 2400г. до нашей
эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством.
В этот период сложилась централизованная
бюрократическая монархия, которая вела
войны с соседними странами. Создается
всеегипетская ирригационная система,
воздвигаются пирамиды и храмы. После
6-ой-1-ой династии начинается распад Египта.
С фиванской династии начинается
период Среднего царства
(2160-1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал
централизованным государством.
В середине 17 века до нашей эры
Египет потрясло восстание крестьян и
рабов.Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали
гиксоны - воинственные племена с севера,
владычество которых продолжалось около
150 лет.
После изгнания гиксонов сложилось Новое царство
(18-20 династии), просуществовавшее с 1580
г. по 1100 г. до нашей эры , была восстановлена
былая мощь Египта. Но внутриусобица привела
к тому, что в 523 г. Египетское государство
было завоевано Персией. В 322 г. до нашей
эры он был включен в состав Монархии А.
Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен
к Риму в качестве одной из провинций.
Иногда этот период 322г. до нашей эры называют
Греко-Римским. С X династии царствование
становится наследственным.
4.1 Общественный строй.
Господствующий класс древнеегипетского
общества составляет рабовладельческая
знать и жречество. Положение знатного
человека определяется 3-мя условиями:
- древностью рода;
- величиной землевладения;
- и занимаемой должностью.
В период Древнего царства светская
(комовая) аристократия занимает независимое
положение.
В период Среднего царства она
упрочивает свои "отцовские" (т.е.
наследственные, независимые от правителя)
привилегии.
В период Нового царства положение
светской аристократии меняется, она вынуждена
, с одой стороны , примириться с деспотизмом
фараона и его правительства, и выдвижением
жречества - с другой.
4.2 Государственный строй
Государственный строй в Древнем
Египте имел форму деспотии. Правительственный
аппарат в Древнем Египте во все периоды
истории Египта возглавлял фараон, т. е.
царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее
единство, реализованное в лице фараона,
необходимо было для обеспечения проведения
гигантских ирригационных работ во все
египетском масштабе, осуществления завоевательной
политики, эксплуатации общины, сбора
податей, даней и повинностей.
Главой правительственного
аппарата был визирь (джати). Являясь вторым
лицом в государстве после фараона, он
не претендовал на божественную власть,
но в памятниках именуется правителем
всей страны, как Севера, так и Юга.
Функции визиря были сложны
и многочисленны:
1. Он глава финансового
ведомства. В его ведении находится
"золотая палата". Он управлял имениями,
принадлежащими дворцу.
2. Он являлся руководителем
публичных работ.
3. Важная функция государственного
канцлера - это хранение государственной
печати. В его кабинете хранились
все правительственные и частные
акты, регистрировались различные
пожалования землей, имуществом
и титулами.
4. Он градоправитель столицы.
В резиденции фараона ему принадлежала
высшая полицейская власть.
5. Визирь обладал широкими
полномочиями в области правосудия.
Он возглавлял высшую судебную
инстанцию страны - шесть судебных
палат ("шесть великих домов").
Кроме визиря источники называют:
- главного казначея ("заведующего
всем, что дает земля, небо, воздух");
- начальника работ по сооружению
и содержанию оросительных систем;
- сановника, управляющего "домом
оружия" (представитель высшей чиновной
знати или член царской фамилии).
4.3 Право Древнего Египта.
Древним источником права Египта
был обычай. Позже приобретает большое
значение законодательство фараонов.
Источником права являлись также и распоряжения
визиря.
В VIII веке до нашей эры появился
т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)".
Но кодекс выходит за пределы хронологической
рамки Нового царства и не является типичным
для древнеегипетского права.
Что касается правового положения
различных категорий населения, то следует
выделить деление на свободных (жречество,
чиновники, военная знать, крестьяне и
ремесленники) и несвободных (рабов).
4.3.1 Семейное право.
Семья характеризовалась пережитками
Матриархата. Например, дети назывались
по имени матери. Женщина занимала достаточно
высокое положение в семье. Брак заключался
в форме договора, развод был свободным.
Отцовская власть была относительно слаба.
Дети наследовали поровну, дочери получали
наследство наравне с сыновьями. Египетское
право знало институт завещания.
4.3.2 Уголовное право.
В области уголовного права
кровная месть исчезла, как и денежные
выкупы. Наказания, применяемые государством
, отличались жестокостью. Применялась
смертная казнь, членовредительские и
телесные наказания. Сурово карались преступления
против веры (колдовство, убийство животных,
почитаемых священными).
4.3.3 Процессуальное право.
Суд не был отделен от администрации.
Главой судебной власти был фараон, высшая
судебная власть принадлежала и визирю.
Высшим судебным учреждением со времен
Древнего царства были т.н. "шесть палат",
главой которых называют визиря. В чрезвычайных
случаях фараон назначал особые судебные
коллегии. В период Нового царства судебная
власть осуществляется особыми коллегиями
- кентетами: центральной, состоящей из
30 человек, окружными, городскими. Существовали
и комовые суды. Наряду с государственными
судами , существовали храмовые суды. Несмотря
на то, что судья считался "жрецом богини
Истины" и символ ее носил у себя на
груди, взяточничество в судах было обыкновенным
явлением, как и во всем государственном
аппарате.[8]
Заключение.
В истории Древнего Египта обычно
выделяют несколько больших периодов.
Первый из них именуется додинастическим
(IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась
египетская цивилизация. Последующие
периоды, охватывающие 30 династий фараонов,
египетский жрец Манефон, написавший историю
своей страны, предложил называть Древним
(III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало
II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами.
Последний период древнеегипетской истории
иногда называют Поздним временем (I тыс.
до н.э.).
Египет стал первым государством
на Земле, первой могущественной державой,
претендующей на мировое господство. Это
было сильное государство, в котором народ
был полностью подчинен правящему классу.
Основными принципами, на которых покоилась
верховная власть в Египте, были незыблемость
и непостижимость.
Египет – страна древней и таинственной
культуры, всегда привлекавшей к себе
внимание, вызывавшей удивление, восхищение,
живой интерес. Египетское государство
– одно из первых в истории человечества
– возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет
назад. За столь длительный срок в стране
было создано огромное множество памятников
материальной культуры: произведений
живописи и декоративно-прикладного искусства,
ювелирных украшений, скульптур, стел,
великолепных архитектурных сооружений.
И если жилые дома строились из недолговечного
кирпича-сырца, то храмы, гробницы и пирамиды
возводились из камня.
Египтяне называли своё письмо
«слова богов». Иероглифы были самой первой
и долгоживущей формой египетской письменности.
Это те самые, знакомые всем иероглифы,
которые можно увидеть на настенной росписи
гробниц Долины Царей и на саркофагах. Иероглифы могли писаться и
читаться справа налево и слева направо,
в зависимости от того, где они использовались.
Некоторые надписи исполнены в столбик,
и читаются сверху вниз. Знаков препинания,
или пробелов, указывающих окончания слов
не существовало. Наиболее употребительных
иероглифических знаков насчитывается
около 700.
Египетской архитектуре была
свойственна простота форм – поверхность
зданий изнутри и снаружи была плоской
и ровной, а очевидную геометрическую
замкнутость и однообразие смягчали лишь
настенные росписи и барельефы.
Изобразительное и монументальное
искусство несет на себе печать египетской
культура в целом. Перед храмами и дворцами
египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски,
покрытые иероглифами.
Египетская религиозная традиция
чрезвычайно консервативна, сопротивляется
любым переменам и имеет свои архетипические
модели богов и героев. Вся она ориентирована
на потусторонний мир, недвижный в своем
совершенстве; тайны этого мира пытаются
разгадать уже многие поколения исследователей.
Политическое устройство Египта
предельно ограничивало свободу личности.
Это было прочно организованное государство,
в котором народ был полностью подчинён
правящему классу. Это определило не только
мировоззрение египтян, но и легло в основу
их религии, которая освящала социальное
неравенство и деспотизм.
Древние египтяне создали высокую
по своему уровню, сложную по своей структуре,
богатую по содержанию культуру, которая
оказала огромное воздействие на культурное
развитие не только многих народов Ближнего
Востока, но и древних греков. Многие культурные
ценности, созданные египтянами, вошли
в сокровищницу мировой культуры и в настоящее
время стали достоянием всего человечества
и по тому заслуживают внимания.
Список используемой
литературы.
1. Тураев Б. В. История Древнего
Востока, Том 1,под редакцией Струве В.В
и Снегирева И.Л.-Ленинград: Социально-экономическое,
1935.- [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/
2. Виппер Р. Ю. История древнего
мира.- Издательство "Республика",
1993.
3. Силичев Д.А. Культурология:
Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник:
ИНФРА-М, 2011. - 393 с.: 60x90 1/16 + CD-ROM. (переплет,
cd rom) ISBN 978-5-9558-0179-7, 1500 экз.
4. Каталина Целлар «Архитектура
страны фараонов. Жилище живых, усопших
и богов» / перевод с венгерского – А. Д.
Рагимбекова, под редакцией – В. Л. Глазычёва.
– М.: Стройиздат, 1990 год.
5. Материалы выставки Священное
искусство Древнего Египта. КЦ «Новый
Акрополь», 2003 г..
6. Афанасьева В., Луконин В.,
Померанцева Н. Искусство Древнего Египта.
// Малая история искусств. Искусство Древнего
Востока.- М., 1976.
7. Крашенинникова Н., Жидкова
О. История государства и права зарубежных
стран.- М.: Издательство НОРМА-ИНФРА, 1998.
8. Рак И. В. Египетская мифология.-
Санкт-Петербург: «Журнал “Нева”»,