Если текст наносили на твердый
материал, писец тщательно выводил каждый
иероглиф, но если запись делалась на папирусе,
то иероглифические знаки деформировались
и видоизменялись до неузнаваемости по
сравнению с оригиналом-образцом. Так
получился своего рода курсив иероглифического
письма, который называется иератическим
письмом или иератикой. Отношение иероглифики
и иератики можно сравнить с разницей
печатного шрифта и рукописного письма.
Постепенное совершенствование
письменности привело к выделению 21 простого
знака, изображающего отдельные согласные
звуки. По существу, это были первые алфавитные
знаки. На их основе развилось алфавитное
письмо в южном царстве Мерое. Однако в
самом Египте алфавитные знаки не вытеснили
более громоздкую, но более привычную
символическо-понятийную иероглифическую
систему. Алфавитные знаки употреблялись
в этой системе как ее органическая часть.
Обучение разным видам иероглифического
письма происходило в специальных писцовых
школах и было доступно лишь представителям
господствующего класса.[2]
2 глава.
Архитектура.
Жаркий сухой климат Египта,
обилие тростника и ила определили характер
строительных материалов: обмазанный
глиной тростник, кирпич из нильского
ила с соломой, в монументальных сооружениях
— камень. Художественные формы и изобразительные
мотивы сохранившихся храмов, дворцов,
гробниц царей и знати взяты у природы:
солнце, считавшиеся священными лотос
и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники
древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся
ей остальных видов искусства на протяжении
всей ее истории имели в основном культовое
назначение. Независимо друг от друга
племена Нижнего и Верхнего Египта создают
основы своеобразной архитектуры. Ее развитие
иногда делят на несколько больших временных
периодов.
Предполагается, что в доисторический
(додинастический) период (до 3200 г.
до н. э.) строились укрепленные поселения
с жилыми домами из недолговечных материалов
и возводились надгробные архитектурные
сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние
жилища, имели круглую или овальную форму
и представляли собой ямы, покрытые ветками,
циновками. Затем появились прямоугольные
захоронения со стенами, обложенными изобретенным
в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным
глиняным кирпичом, причем стены смыкались,
образуя ложный свод — из выступающих
один над другим концов кирпичей. В конце
периода над могилами стали устраивать
песчаные насыпи.
В эпоху Раннего
царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых
фараонах, в архитектуре закрепились образные
и изобразительные средства и нормы, установились
культовые каноны. Дома бедняков, как и
раньше, строили из тростника и глины,
дома знати — из дерева и кирпича-сырца
с угловыми прямоугольными в плане плоскими
выступами — лопатками. Надземная часть
гробниц царей и вельмож представляла
собой прямоугольное в плане помещение
для статуй богов и жертвенника перед
ложной дверью в «вечное жилище» умершего.
При гробницах строили заупокойные храмы,
где совершали обряды, посвященные погребенному.
В период Древнего
царства, приблизительно в 2700—2200 гг.
до н. э., начинается строительство монументальных
храмовых сооружений: пирамид обожествляемых
фараонов и гробниц знати (масштаба), храмов
с лотосовидными и пальмовидными колоннами.
Получило развитие искусство рельефа.
Сохранились знаменитые пирамиды фараонов
в Гизе: пирамиды Хеопса[второй фараон
IV династии Древнего царства Египта, 2589—2566
до н. э. или 2551—2528 до н. э.], Хефрена[четвёртый
фараон Египта из IV династии; царствовал,
согласно Туринскому папирусу, 24 года
(предположительно, между 2558 и 2532 до н.
э.)] и Микерина[пятый фараон IV древнеегипетской
династии Менкаура, строителя третьей
пирамиды в Гизе. Правил в районе 2520—2480
до н. э. (или 2494—2471 до н. э.)].
В период Среднего
царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей
был город Фивы, получают распространение
полупещерные храмы, скальные гробницы,
декорированные росписями на традиционные
сюжеты. Появляются новые формы храмов
с двумя рядами колонн и повышенной средней
частью, у входа в которые устанавливают
монументальные пилоны, колонны с капителью
в виде головы женщины с ушами коровы —
богини Гатор.
В период Нового
царства (1500—1100 гг. до н. э.) - время расцвета
египетской архитектуры - создаются выдающиеся
храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре.
Для архитектуры этого периода характерно
подавление человека величественными
громадами архитектурных форм многократно
повторяющихся монументальных элементов
— колонн, пилонов, сфинксов.
В эпоху Позднего
периода (XI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли
ассирийцы, персы, однако архитектурные
традиции не исчезли даже после завоевания
его греко-македонцами, когда в страну
проникло сильное влияние античной архитектуры
и общий облик храмов стал менее грандиозен
и торжествен.[3]
2.1 Пирамиды.
Среди монументальных построек
Египта особенно выделяются грандиозные
погребальные сооружения — пирамиды,
строительство которых достигло своей
вершины в эпоху Древнего царства, и храмовые
комплексы, расцвет которых относится
к периоду Нового царства.
Каменистое плато Гизе, расположенное
в пустынной местности на западном берегу
Нила, напротив Каира имеет идеально ровную
поверхность с малым наклоном с запада
на восток. В настоящее время эта местность
площадью около 4 км2 находится
в непосредственной близости от города
Эль-Гизе. Мемориальный комплекс в Гизе
включает в себя три величественных усыпальницы.
Самая знаменитая из них, возведена в этом
месте по приказу фараона Хеопса, сына
Снефру. Она имеет высоту 144 м, основание
230 м, угол наклона граней 510 и состоит из
203 рядов каменной кладки.
На расстоянии 160 м находится
пирамида меньшей высоты; она построена
для Хефрена (Хафры). Ее высота составляет
136,5 м, ширина основания грани – 210,5 м. Это
единственная из гизских пирамид, на вершине
которой осталась облицовка из каменного
известняка из Туры.
Самая низкая гробница в комплексе
пирамида Микерина (Менкаура) расположена
в 200 м от пирамиды Хефрена. Она имеет высоту
65,6м, 108 м в основании, угол наклона граней
510. Пирамиду Микерина называли «Божественной»
Пирамида Хеопса, самое грандиозное
сооружение древности, является единственным
из семи чудес света, сохранившимся до
нашего времени. Благодаря своим размерам
эта гробница стала истинным шедевром
инженерного искусства. Сооружение весом
более 6 млн тонн содержит строительного
материала больше, чем ушло на строительство
всех религиозных построек в Англии.
В древности комплекс захоронений
окружала стена, с двумя доками для священных
лодок, расположенными в южной части. Судна,
предназначенные для долгого загробного
путешествия, хранились в разобранном
виде.
С восточной стороны пирамиды
в скале вырублены два больших дока, по
форме напоминающие царские ладьи. Здесь
же расположены небольшие гробницы супруги
фараона и членов его семьи. В древности
в этом месте стоял долинный храм Хеопса,
от которого начиналась процессионная
дорога на север; через 825 м дорога заканчивалась
у поселения Назлет Эль-Самман. На разрушенных
стенах храма сохранились рисунки, изображающие
ритуальные действия фараона, направленные
на объединение Земли. Яма для ладьи, вырытая
рядом, была связана с культом богини Хатор,
которую особо почитало семейство Хеопса.
Надписи на постройках расположенных
к западу от Великой пирамиды позволили
узнать титулы их обитателей: «смотритель
пирамидного города Уфу», «смотритель
пирамиды», «тот, кто над тайнами».
Зная о сокровищах, хранящихся
в усыпальнице Хеопса, грабители не раз
пытались проникнуть в гробницу с северной
стороны, где согласно легенде находился
замурованный вход. Его нашел арабский
халиф Абдуллах аль-Мамун[Багдадский халиф
из династии Аббасидов, астроном, 19 сентября
786 — 9 августа 833.], сын знаменитого багдадского
правителя Гарун Аль-Рашида. После арабов
в пирамиду проникали греки; античный
географ Страбон [Греческий историк и
географ. Автор сохранившейся почти полностью
«Географии» в 17 книгах, которая служит
лучшим источником для изучения географии
древнего мира (64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.)]
оставил потомкам детальное описание
огромной подземной камеры, в которую
можно попасть через коридор, проходящий
на уровне 180 м от вершины пирамиды. Секретная
дверь в шахту, о наличии которой знали
только греки, намного веков преградила
грабителям ход в эту камеру.
Пирамида Хефрена, сына Хеопса,
стоит недалеко от гробницы отца и хотя
усыпальница Хефрена на 2 м ниже, на первый
взгляд она кажется выше, Визуальный эффект
достигается тем, что она построена на
более высоком месте. Уникальное шоу пирамид,
во время которого туристам показывают
мемориальный комплекс в Эль-Гизе дает
возможность убедиться в величественности
этого сооружения, находящегося в центре
всего ансамбля. Гробница Хефрена является
самой компактной постройкой на свете.
Мемориальный комплекс Хефрена
включает в себя один из самых величественных
памятников Древнего царства: заупокойный
храм, расположенный с восточной стороны
пирамиды на берегу Нила. В его архитектуре
четко прослеживаются традиции египетских
зодчих того времени, разделявших здания
подобного типа на две части, обычно «верхнюю»
и «нижнюю».
Самая низкая из пирамид Гизы
- гробница Микерина (Менкаура). Пески защитили
от грабителей нижнюю часть облицовки,
выполненной из красного асуанского гранита,
покрывавшего пирамиду на половину высоты,
выше ее покрывали плиты белого турского
известняка; заканчивалась отделка, предположительно,
также красным гранитом.
Гробница была двухцветной
до XVI века, пока ее не разграбили турки.
Небольшие размеры строения объясняются
лояльностью внука Хеопса, не допустившего
разорения страны возведением гигантской
усыпальницы. Однако и эта пирамида неоднократно
переделывалась. В процессе строительства
было вдвое увеличено основание; погребальную
камеру вначале расположили на 6 м ниже
уровня земли, затем, по велению фараона,
ее опустили на более безопасную глубину.
Чувствуя скорую смерть, Микерин решил
ускорить сооружение пирамиды: он приказал
использовать крупные блоки, не украсившие
внешние стены, не принуждал рабочих до
блеска шлифовать камень. Но фараон не
увидел законченной гробницы, он скончался,
когда она достигла трети своей высоты.
Недалеко от пирамиды правителя
находились три гробницы меньшей величины,
принадлежащие женам Микерина. Подземным
туннелем сооружения связывались с основной
пирамидой. Женские усыпальницы были давно
разграблены; в камерах не нашли мумий,
но пустые саркофаги остались неповрежденными.
Изначально внутри всех гробниц
хранились неисчислимые богатства, необходимые
владыке для безбедного сушествования
в загробном мире. Однако разграбленная
происходили уже спустя несколько лет
после захоронения. Некоторые представления
о количестве сокровищ, найденных в усыпальницах
египетских царей, дают экспонаты Каирского
музея. Среди вещей фараона Тутанхамона,
погребенного в 1342 году до н. э., имеется
самое большое в мире изделие из драгоценного
металла - золотой саркофаг весом более
200 кг. Следует учесть, что Тутанхамон не
был выдающимся правителем и занимал трон
всего 9 лет.
В период правления V и VI династий
цари Мемфиса утратили былое могущество.
Пирамиды, возводившиеся в то время, представляли
собой простые, низкие сооружения, которые
нельзя сравнить с их великими предшественницами.
С угасанием идеи божественной власти,
отпала необходимость устройства величественных
усыпальниц.[4]
2.2 Храмы.
Египетский храм — священное
пространство, которое представляет собой
идеальную картину мира, где царит строго
определенный порядок, космос. Он отделялся
от окружающего «несвященного» пространства
для защиты и сохранения священного места
и проявлялся как в самой структуре храма,
так и в этапах его строительства.
Строительство храма начинается
со святилища, символизирующего первозданный
холм, который поднимается из вод праматерии.
Эти изначальные воды часто обозначали
основание фундамента храма.
Потолок святилища и других
закрытых частей храма является символом
неба, представленного звездами, зодиакальными
рельефами и изображениями священных
птиц. Колонны храма олицетворяют жизнь,
развитие и трансформацию, отраженную
в образах цветов с раскрытыми и закрытыми
бутонами-капителями. Стены храма, отделяющие
внутреннее пространство от внешнего
мира, увенчаны карнизом в виде согнутых
стеблей тростника и папируса. Это еще
один аспект защиты, напоминающий о зарослях,
где богиня Исида укрывала от опасностей
младенца Хора.
Пилоны и врата храма, по мнению
исследователя Р. Уилкинсона, изображают
две горы горизонта, между которыми поднимается
солнце, представленное рельефом с крыльями.
Древнеегипетский храм представляет
собой модель пути, где каждая часть отражала
определенный этап подготовки человека
к встречи с Божественным. Этому активно
способствовали средства изобразительно
искусства и архитектуры, которые были
не только выражением эстетических идей,
но и имели глубокий философско-мистический
смысл.
В Фивах, как и во всем Египте,
эти семь принципов были представлены
и в основных характеристиках храмов.
И поскольку храмы были одновременно пристанищами
богов, а также людей, которые хотели вновь
стать богами, планы этих сооружений были
сходными. Внешние части храмов служили
иным целям: они были местом, где собирались
верующие, принимающие участие в обрядах;
степень их участия зависела от отмечавшегося
праздника.
Существовали также подземные
лабиринты и другие небольшие храмы, расположенные
на террасах основного храма. Картину
дополняли священные озера, сады и обелиски,
вершины которых были покрыты электрумом
(неизвестный сейчас сплав серебра и золота).
Заслуживают особого упоминания
библиотеки, находившиеся в храмах и прилегающих
сооружениях. Там не только записывались
исторические факты, но тщательнейшим
образом фиксировались все природные
феномены. На стенах и потолках храмов
содержится огромное количество астрономических,
магических, теологических и других сведений.[5]
2.3 Скульптуры.
Скульптура Древнего Египта
- это весьма интересная и самобытная область
искусства Древнего Египта.
Скульптуры создавали для того,
чтобы изобразить египетских богов, фараонов,
царей и некоторых мифических персонажей.
Требования к построению статуй
появились ещё во времена раннединастического
периода. Все требования полностью соответствуют
религии Древнего Египта. Скульптуры должны
быть ровными и симметричными. Цвет тела
у статуй мужчин должен быть более тёмным,
чем у статуй женщин. В большинстве случаев
для создания статуй мужчин использовали
камни кирпичного или коричневого цвета,
а для женских статуй - жёлтого или белого
цвета. Глаза статуи довольно часто инкрустировали
красивыми камнями. Сидящая статуя должна
изображать человека или бога сидящим
именно на кубическом троне. Руки скульптуры
должны лежать на коленях или на груди.
В руках обязательно должен быть скипетр
или любой другой символ власти. Если статуя
стоит, то у неё должна быть выдвинута
вперёд левая нога. Также статуя может
находиться в "позе писца". Это поза
изображает человека, сидящего на скрещенных
ногах. В большинстве случаев в такой позе
изображали лишь царских сыновей. У любой
статуи должна быть прямая постановка
головы. Тела статуй специально делали
преувеличенно мощными, в то время как
лица, наоборот, пытались сделать очень
реалистичными. Если это статуя фараона
или царя, то лицо должно было быть максимально
похожим на оригинал.