Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:50, реферат
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто свое, новое, присущее только римскому государству. Во время наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Введение
1.Ранний Рим
2.Раняя римская республика
3.Культура Римской Империи
4.Культура времени упадка Римской империи
5.Римская религия
6. Литература Древнего Рима
7.Древнеримская архитектура
8.Исскуство Древнего Рима
Заключение
Список использованной литературы
нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление,
жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем.
Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и
до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим
произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его
времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям,
ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного
поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.
Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром,
получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до
середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно.
Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала
созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих
столетий.
Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы,
но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации
учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.
В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно
александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму
стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя
Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой
философской поэмы «О природе вещей».
Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям
представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а
дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в
ранний период истории западных “варварских королевств” было забыто
значительное число достижений материальной и духовной культуры античности,
многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии,
античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на
западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя
ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди
знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей,
мифами.
Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти
труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения,
исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и
здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много
столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных
авторов, благодаря чему они дошли до нас.
Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным
наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось
от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские
ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным
наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры
Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских
хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.
С течением времени влияние античного наследия все более крепло.
Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более
прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты:
“Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик” у
Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей” у Корнеля. Воспроизводились целые
пьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла “Менехмов” Плавта, а “Скупой”
Мольера - плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега,
Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам
устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им
писались новые.
Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные
римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18
веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” в
подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С.
Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе
равных. К античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”),
Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь в
сенате”). То есть это доказывает, что римская литература была явлением
вполне самодостаточным, иначе она не нашла бы такого широкого отклика в
мировой литературе, и который находит до сих пор.
7. Древнеримская архитектура.
И в древнеримской архитектуре не обошлось без заимствований.
Также как и в религиозных верованиях, заимствования
проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов.
Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но
очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше
пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили
новые, усовершенствовали способы строительства.
Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные
сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные
объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими
запросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений:
амфитеатры, термы,триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические
государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.
Приток богатств из завоеванных стран в течение III-I вв.до н.э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.
Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл
конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных
целях.
В республиканский
период сложились основные
Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн
нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных
сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.
Обращают внимание грандиозные сооружения - древние оборонительные
стены Рима, возникшего еще в VIII в.до н.э. на трех холмах: Капитолии,
Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя - VI в. до н.э. и так
называемая Сервиева стена – 378-352 гг. до н.э.).
Римские
дороги имели важное
различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.)
для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю
Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,
плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м
длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными
пролетами для горных вод.
Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук
Марция, 144г. до н.э.), пробегающие десятки километров,
заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных
окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.
Рим приобрел
совершенно новый облик,
столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты,
акведуки, обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его
кирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современников
необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ. Его
предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания,
колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато
декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.
Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима
были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.
Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в
провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными
проводниками римской культуры, идеологии.
Арки сооружали по разным поводам - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом - торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,
император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира.
Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры и
амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики
в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским
изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места
для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли
собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с
местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались
для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни
празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п.
В 70-80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев,
получивший название Колизей (от латинского colosseus - «громадный»).
Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около
пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены
на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и
выхода. В плане Колизей представляет эллипс. Центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ - гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей.
Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной
империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый
памятниками, город и в III - IV вв. имел внушительный вид. В III в.еще
продолжалось большое строительство - воздвигались арки, великолепные термы,
дворцы. Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ни
одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал.
Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более
примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и
роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных
приемов строительства.
8. Искусство Древнего Рима.
И в заключении хотелось бы уделить внимание искусству Древнего Рима, тем
более, что его обсуждение и оценка - один из самых противоречивых вопросов
в многочисленных исследованиях. Порой ученые высказывают весьма критические
суждения. Римское искусство рано научилось льстить и притворятся, считает
Дмитриева. Уже в героизированных статуях Августа, изображаемого в виде
полководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутость и фальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Коммода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в облике Юпитера. Философская мысль лихорадочно блуждала, охотнее всего склоняясь к горестной покорности судьбе, проповедуемой стоиками. Пороки правителей ни для кого не были секретом. Тем не менее престиж власти должен был как - то поддерживаться, потому самый преступный правитель не имел недостатка в воспевателях и льстецах. Но все же фальшивило оно только на половину, и под маской лести сквозила беспощадность взора, лишенная иллюзий. И потому однозначно осуждать или восхвалять искусство Древнего Рима нельзя. Корни этой проблемы слишком глубоки, и потому следует обращаться к истории.