Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:50, реферат

Описание работы

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто свое, новое, присущее только римскому государству. Во время наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Содержание работы

Введение
1.Ранний Рим
2.Раняя римская республика
3.Культура Римской Империи
4.Культура времени упадка Римской империи
5.Римская религия
6. Литература Древнего Рима
7.Древнеримская архитектура
8.Исскуство Древнего Рима
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД Культура Древнего Рима.docx

— 87.35 Кб (Скачать файл)

   Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках

рабовладельческого общества, поэтому  именно эти два основных компонента

имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима  считают

завершением  художественного  творчества античного общества. Правомерно

утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали  традиции

эллинских, все же  искусство древнего  Рима - явление самостоятельное,

определявшееся ходом и ходом исторических  событий,  и условиями жизни,  и

своеобразием религиозных  воззрений, свойствами характера римлян, и другими

факторами.

      Римское  искусство как  особое  художественное  явление стали  изучать

лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав  всю его самобытность  и

неповторимость. И все  же до сих пор многие видные антиковеды  полагают,  что

история римского искусства  еще не написана, еще не  раскрыта  вся  сложность

его проблематики.

      В произведениях  древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория.Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала  иллюзорность  пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах.  Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались,  зато римлянам   принадлежали   непревзойденные  скульптурные портреты с исключительно точной передачей

индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие  исторические  события.

      В древнем  Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим

рельефом и портретом, зато получили  развитие  изобразительные  искусства  с

иллюзорной трактовкой объемов  и форм - фреска, мозаика, станковая  живопись,

слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как

в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом  выражении.  Новым  было  у

римлян и их  понимание  взаимосвязи  художественной  формы  и  пространства.

Предельно компактные, концентрические  в своей сущности  формы  классического

Парфенона не исключали, а  напротив, выражали  открытость  здания  просторам,

окружавшим  Акрополь. В римской  архитектуре,  поражающей  обычно  своими

ансамблевыми размахами, предпочтение  отдавалось  замкнутым  формам. Зодчие

любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину  утопленной  в  стену. Если

древнегреческие площади  всегда были открыты пространству, подобно Агоре  в

Афинах или других эллинистических городах, то римские, либо  обносились, как

форумы  Августа  или  Нервы, высокими стенами, либо  устраивались   в

низинах.

      Тот же  принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные  формы  греческих

атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся  римлянину,

набросившему на голову  край  одеяния,  большей  частью  заключены  в  себе,

сосредоточены. Римские  мастера  в  скульптурных  портретах  концентрировали

внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

        Система   римских    архитектурно-пластических  образов  глубоко

противоречива. Компактность форм  в  них только кажущаяся,  искусственная,

вызванная, видимо,  подражанием классическим  образцам  эллинов. Отношение

римлян к форме, объему,  пространству  совершенно  иное,  нежели  у греков,

основанное на принципе прорыва границ и рамок,  на  эксцентрической, а не

концентрической динамике художественного мышления. В  этом  смысле  римское

искусство -  качественно  новый  этап   эстетического  освоения  человеком

реальности. Тяготение римских  художников к  классическим  эллинским  формам,

вызывающее  ощущение  двойственности  римских   памятников, воспринимается

сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие  о себе новшества.

Осознавшаяся  римлянами утрата  цельности   художественных  форм  нередко

заставляла их создавать  постройки громадные по размерам, порой  грандиозные,

чтобы хоть этим  восполнить  противоречивость  или  ограниченность  образов.

Возможно, именно в связи  с этим  римские  храмы,  форумы, а нередко  и

скульптурные  произведения  значительно превосходили   размерами

древнегреческие.

        Важный  фактор, воздействовавший   на   характер   древнеримского

искусства, - огромное  пространство  его  поля  действия.  Динамичность   и

постоянное расширение  территориальных  рамок  древнеримского  искусства  со

включением в  его сферу  уже  в V веке до н.э. этрусских, италийских,

галльских, египетских и  других форм, с особенным значением  греческих, - не может быть объяснено только свойствами римского художественного  потенциала.

Это процесс, связанный с  развитием  общеевропейского  искусства,  в  котором

римское  начало  играть   роль   особенную - интерпретатора   и   хранителя

художественного  наследия  античной  эпохи   при   одновременном   выявлении

собственно своих римских  принципов. В римском горниле  сплавлялись  различные

художественные ценности,  чтобы  в  итоге появилась совершенно новая,  не

исключавшая, однако, традиций   античности,   средневековая   эстетическая

практика. От пиренейских  берегов Атлантического океана до  восточных  границ

Сирии, от Британских островов до Африканского континента  племена  и  народы

жили в сфере влияния художественных систем, которые  диктовались  столицей

империи. Тесное соприкосновение  римского искусства  с  местным  приводило  к

появлению своеобразных памятников. Скульптурные  портреты  Северной  Африки

поражают  по  сравнению  со  столичными  экспрессивностью  форм,   некоторые

британские - особенной холодностью, почти  чопорностью, пальмирские -

свойственной  восточному  искусству  затейливой  орнаментикой   декоративных

украшений одежд,  головных  уборов,  драгоценностей. И все же нельзя не

отметить, что  к середине  I тысячелетия  н.э., в конце античности, в

Средиземноморье  дали  о себе  знать тенденции   к   сближению   различных

эстетических  принципов, в значительной  степени  определившие  культурное

развитие раннего средневековья.

      Конец римского  искусства формально  и   условно  может  быть  определен

падением Империи. Вопрос же о времени  возникновения  римского  искусства -

 весьма спорный. Распространение  на территории Апеннинского полуострова в I

тысячелетии до н.э.  высокохудожественных  произведений  этрусков  и греков

способствовало тому, что  только начинавшее формироваться  римское  искусство

оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э.,  Рим

был небольшим поселением среди  множества  других  италийских, этрусских  и

греческих городов и поселений. Однако даже из  этого  отдаленного  прошлого,

куда уходят истоки  римского  искусства,  сохраняются  фибулы  с латинскими

именами, цисты и такие  монументальные бронзовые изваяния, как  Капитолийская

волчица. Вряд ли поэтому  правомерно  начинать  историю  искусства  древнего

Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая  хотя  и небольшой

количественно, но очень  важный материал, который со временем, нужно  думать,

будет возрастать.

      Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его

истории. В  отличие  от  принятой  и  широко  распространенной  периодизации

древнегреческого искусства, обозначающей годы  становления  архаикой,  время

расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом,  историки

древнеримского искусства,  как  правило,  связывали  его  развитие  лишь  со

сменами императорских династий.

      Однако  далеко не всегда смена династий  или императора влекла за  собой

изменение  художественного  стиля.  Поэтому  важно  определить  в   развитии

римского искусства границы  его становления, расцвета и кризиса, принимая  во

внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-

экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

      Если наметить  основные этапы истории древнеримского  искусства,  то в

общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв.  до  н.э.)  и

республиканская  эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) - период становления

римского искусства. В  этих широких  временных  границах  медленно, часто в

противоборстве  с этрусскими,  италийскими,  греческими  влияниями

формировались принципы  собственно  римского творчества. Из-за  недостатка

вещественных материалов, весьма слабого освещения этого  длительного  периода

в  древних источниках дифференцировать более детально этот этап  невозможно.

В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не  только

с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с

достаточно  отчетливо  заявлявшей  о   себе   художественной   деятельностью

италиков.

      Расцвет  римского искусства приходится на I  -II  вв. н.э. В рамках

этого  этапа  стилистические  особенности  памятников  позволяют различить:

ранний период - время Августа,  первый  период - годы  правления Юлиев -

 Клавдиев  и Флавиев,  второй - время  Траяна,  поздний  период - время

позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее

Помпея и Цезаря, при  этом, очевидно, следует считать  переходными.  С  конца

правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

      Все художественное  творчество Европы от средневековья   до  наших  дней

несет на себе следы сильного воздействия  римского  искусства.  Внимание  к

нему всегда было очень  пристальным.  В  идеях  и  памятниках  Рима  многое

поколения находили нечто  созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика

римского искусства, его  своеобразие  оставались  нераскрытыми,  а  казались

лишь позднегреческим выражением античности. Историки от  Ренессанса  до  ХХ

века отмечали в нем  различные, но всегда близкие их современности черты. В

обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть

социально-политические, просветительско- моралистские, историко-художественные тенденции. Однако сильнее  всего  воздействовало  древнеримское  искусство  на  архитекторов, живописцев и ваятелей  Италии, по-своему  воспринимавших  и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались  ученые  других  европейских  стран. Это было время

интенсивного  сбора  художественного  материала,   период   "антикварный",

сменивший гуманистический, ренессансный.  Революция XVIII в. во Франции

пробудила внимание французских  ученых и художников  к  римскому  искусству.

Тогда  же  возникло  научно-эстетическое  отношение  к древнему наследию.

И.Винкельман, в отличие от деятелей  "антикварного" периода,  выступил

представителем  просветительской философии своего   времени,  создателем

истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству

как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX  в.  древнеримским

искусством  начали  заниматься  уже  не  частные  лица, а государственные

учреждения Европы. Финансировались археологические  раскопки, основывались

крупные музеи и  научные  общества, создавались первые  научные труды о

древнеримских произведениях искусства.

      Попытки  философского осмысления сущности  и специфики древнеримского

искусства были сделаны в  конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала  огромное влияние на последующее  культурное развитие человечества.

        Латинский  язык на протяжении Средневековья  и Нового времени был языком  всех образованных людей. До  сих пор он используется в  научной терминологии, особенно  в медицине, биологии, юриспруденции,  а также в естественных и  общественных науках. На основе  латинского языка возникла целая  группа романских языков, на которых  говорят народы значительной  части Европы. Римская архитектура,  опиравшаяся на греческие каноны, стала основной европейской архитектуры  эпохи Возрождения и Нового  времени. К числу самых выдающихся  достижений римлян относится  созданная ими правовая система,  сыгравшая решающую роль в  дальнейшем развитии юридической  мысли. И, наконец, именно Древний  Рим явился колыбелью христианства  -религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Информация о работе Культура Древнего Рима