Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:50, реферат
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто свое, новое, присущее только римскому государству. Во время наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Введение
1.Ранний Рим
2.Раняя римская республика
3.Культура Римской Империи
4.Культура времени упадка Римской империи
5.Римская религия
6. Литература Древнего Рима
7.Древнеримская архитектура
8.Исскуство Древнего Рима
Заключение
Список использованной литературы
В конце III в. вступивший не императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.
Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV—V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима.
Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.
Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающущим, накажет гонителей.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - .праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
6. Литература Древнего Рима
Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением
в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали
классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы
римские сюжеты и некоторые римские формы. Именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.
Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в
отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны,
несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь
(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена
она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского
свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной
поэзии других народов.
Римская литература возникает как литература подражательная. Первым
римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык
«Одиссею».
По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его
привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и
занимался обучением детей аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен
сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём
встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое
поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение
долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.
Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли
собой переводы или переделки греческих произведений.
При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около
274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое
произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей
римской истории.
Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.
Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических
убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда
Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в
Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда
лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось
удалиться из Рима.
После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-
169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической
войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с
Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний
жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил
права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок
он был к кружку Сципионов.
Главным произведением Энния была «Летопись», но кроме
того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний
первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие
стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и
коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.
Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из
лучших поэтов.
От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и
Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.
Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались
образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в
Умбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затем
занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в
свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая
судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту
пришлось много путешествовать,
самым разнообразным прослойкам населения Италии.
По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются
подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая
в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией
бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий
происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической
комедии, фигурируют условные типы.
Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедии
прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на
сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная
интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.
Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется
«Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на
войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в
обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный
слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют
из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает
его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили
удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел
на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.
Большей
популярностью пользовалась
происходит в Эфесе. Главное действующее лицо -Пиргополиник - воин,
состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес
приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому,
чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и
добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина,
назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига
раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого
старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается
в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых
откликов на римскую действительность.
У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от
массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и
взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест
против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия
«Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и
напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.
Сюжеты Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у
Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт
создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно
пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил
неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде.
Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта
найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.
Другой представитель сципионова кружка Луцилий (180-102 гг.) известен
своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий