Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:50, реферат

Описание работы

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто свое, новое, присущее только римскому государству. Во время наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Содержание работы

Введение
1.Ранний Рим
2.Раняя римская республика
3.Культура Римской Империи
4.Культура времени упадка Римской империи
5.Римская религия
6. Литература Древнего Рима
7.Древнеримская архитектура
8.Исскуство Древнего Рима
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД Культура Древнего Рима.docx

— 87.35 Кб (Скачать файл)

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Культура Древнего Рима»

 

 

Содержание

 

Введение

1.Ранний Рим

2.Раняя римская республика

3.Культура Римской Империи

4.Культура времени упадка  Римской империи

5.Римская религия

6. Литература Древнего Рима

7.Древнеримская архитектура

8.Исскуство Древнего Рима

Заключение

Список использованной литературы

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская  культура смогла развить некоторые  её достижения, внести нечто свое, новое, присущее только римскому государству. Во время наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Древний Рим оставил богатое  культурное наследие, которое стало  частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки  римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и  колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим  великолепием, хорошей техникой, качеством  постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской  древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская  цивилизация легла в основу европейской  культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

  Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим”- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы…

       В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей.

    В свою очередь  Рим также оказал значительное  влияние на завоеванные им  эллинистические территории. Так  формировался синтез греческой  и римской  культур, результатом  которого позднеантичная греко-римская  культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

      Римскую  идеологию и систему ценностей  определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности  пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении  и любви к ее героическому  прошлому, традициям предков. В  Риме всегда господствовало представление  об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами,  единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

1.Ранний Рим (VIII-VI вв.до н.э.)

 

       В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций, где и возник город Рим.

       Кроме италиков, на Апеннинском полуострове жили племена этрусков и греки. Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

Из племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Они сыграли важную роль в становлении римской государственности и культуры. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой - в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.

Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII- V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

Особенно сильным  было культурное влияние на Рим в VI в. до н.э .- в период правления трех последних римских царей. Но в целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

Центр будущей великой  державы - город Рим - возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении р. Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов - Палатине, затем постепенно были заселены остальные - Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум - будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.

Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский) и поэтами ("Энеида" Вергилия), приписывает основание г. Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754/3 г. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым шнеком. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в  VIII-VI вв., до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Особое значение в истории  раннего Рима и его культуре имеет  время правления трех последних  римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был, воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе – Тарквинии Гордом — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака, которая служит “вечному городу” и поныне.

 

 

 

2.Раняя римская республика (V-IV вв. до н.э.)

 

Раннее Римское государство  приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного, родового имен  и фамильного. Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

 В III-II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р. Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа".

Римское государство, превратившись  в могущественную рабовладельческую  державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями  фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры.  Общественно-политический и экономический строй Рима породил  свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе  римского имени принадлежало главное  место. У римлян мифы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских воин.

       Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римский культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

 

 

 

3.Культура Римской Империи  (I-II—вв.)

 

Римская культура сохранила свой блеск  и великолепие, а в некоторых  отношениях и превзошла прежний  уровень.  Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал : “Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”.

Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели: Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы: Квинтилиан, Алий Аристид; историки: Тацит, Аппиан, Светоний; ученые: Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни  Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Уроженец греческого города Херонея Плутарх прославился как автор сравнительных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философморалист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей - первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался  эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

 

 

 

4.Культура времени упадка  Римской империи (III-V вв. н.э.)

 

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III века”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые  гражданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и  культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески — Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую историю” в 80-ти книгах — исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

Информация о работе Культура Древнего Рима