Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В работе сделана попытка проследить процесс развития термина «культура» со времени его появления до настоящего времени. Культура тесно связана с цивилизацией, она имеет некоторые сходные с ней черты и в то же время это разные категории . По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура», поэтому исследователям еще предстоит исследовать соотношение понятий культура и цивилизация.

Содержание работы

Введение________________________________________________________2
Глава1. Процесс развития понятия «культура»________________________4
1.1. Понятие культуры____________________________________________4
1.2. Происхождение термина «культура». Просветительские концепции культуры. _______________________________________________________7
1.3. Развитие понятия «культура» в Х1Х-ХХ вв.______________________12
1.4. Основные научные подходы к понятию культуры, выработанные в процессе ее исторического развития________________________________13
Глава 2. Культура и цивилизация___________________________________21
2.1. Понятие цивилизации__________________________________________21
2.2. Соотношение культуры и цивилизации__________________________25
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________30

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Введение________________________________________________________2

Глава1. Процесс  развития  понятия  «культура»________________________4

1.1. Понятие  культуры____________________________________________4

1.2. Происхождение  термина  «культура». Просветительские  концепции  культуры. _______________________________________________________7

1.3. Развитие  понятия  «культура»  в  Х1Х-ХХ  вв.______________________12

1.4. Основные  научные  подходы  к  понятию  культуры,  выработанные  в  процессе  ее  исторического  развития________________________________13

Глава  2. Культура  и  цивилизация___________________________________21

2.1. Понятие  цивилизации__________________________________________21

2.2. Соотношение  культуры  и  цивилизации__________________________25

Заключение______________________________________________________28

Список литературы________________________________________________30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово  «культура»  получило  достаточно  устойчивое  употребление  и  широкое  распространение  лишь  в  18  веке.  Однако  появилось  это  слово  в  римской  античности,  где  оно  на  латыни  означало  прежде  всего  возделывание,  обработку, «культивирование»  земли.  Этот  первоначальный  смысл  в  дальнейшем  постепенно  уступает  место  другому,  связанному  с  личными  достоинствами  и  совершенствованием  человека,  и  в  18  веке,  вошедшим  в  историю  как  эпоха  Просвещения,  понятие  культуры  по  сути  ограничивается  одной  лишь  духовной  культурой.  Главными  становятся  просвещенность,  образованность  и воспитанность  человека.  Решающую  роль  при  этом  приобретает  знание,  хотя  и  тогда  уже  было  ясно,  что  образование  является  необходимым,    не  достаточным  условием  для  того,  чтобы  быть  культурным.

Культура  общества  существует  в  двух  формах – в  виде  неотъемлемой  характеристики  личности,  ее  деятельности  и  объективно – в  виде  сознательно  полученных  результатов  материального  и  духовного  производства,  приемов  и  методов  осуществления  человеческой  деятельности.  В  каждое  данное  время  и  для  каждого  исторически  определенного  общества  культура  существует  как  нечто  динамическое,  постоянно  развивающееся  и  как  нечто  статическое,  как  культурное  наследство  и  совершенствуется  как  культурное  творчество.

Выражая  достигнутый  обществом  уровень  исторического  развития,  культура  характеризует  весь  многообразный  социальный  опыт,  свидетельствует  об  уровне  развития  человека  в  данном  обществе. Процесс  социализации  индивида  означает  становление  и  развитие  личности  как  усвоение  культурных  значений  вещей,  процессов,  явлений  и  т.п. Современный  период  нашего  общества  характеризуется  распространением  массовой  культуры,  упадком  нравственности,  увлечением  компьютерными  технологиями,  которые  делают  жизнь  человека  еще  более  искусственной,  отрывают  его  от  общественной  жизни.

Изучением  культуры  до  появления  культурологии  занимались  философия  и  история.  С  зарождением  культурологии  как  самостоятельной  дисциплины  перед  ней  одной  из  главных  задач  стоит  формулирование  универсального  понятия  культуры,  которое  до  настоящего  времени  не  выработано,  но  такое  определение  должно  учитывать  все  наработки,  сделанные  в  прежние  времена.

В  работе  сделана  попытка  проследить  процесс  развития  термина  «культура»  со  времени  его  появления  до  настоящего  времени. Культура  тесно  связана  с  цивилизацией,  она  имеет  некоторые  сходные  с  ней  черты  и  в  то  же  время  это  разные  категории  . По  времени  термин  «цивилизация»  возник  гораздо  позднее  термина  «культура»,  поэтому  исследователям  еще  предстоит  исследовать  соотношение  понятий  культура  и  цивилизация.

В  курсовой  работе  рассматривается  вопрос  о  понятии  цивилизации,  развитии  этого  понятия,  а  также  соотношение  культуры  и  цивилизации.

При  написании  работы  были  использованы  труды  философов, а  также  литература  по  вопросам  теории  и  истории  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС  РАЗВИТИЯ  ПОНЯТИЯ

«КУЛЬТУРА»

 

1.1. Понятие  культуры

 

До  настоящего  времени   универсального  определения  понятия  «культура»  не  выработано,  хотя  и  существует  более  400  подходов  для  обозначения  его  смысла1. При  этом  культура  рассматривается  с  самых  разных  позиций.

На  современном  этапе  в  узком  смысле  слова  культура  трактуется  как  духовное  богатство,  образованность  и  передается  английским  термином  building. Толковый  словарь  русского  языка  Даля  смысл  слова  «культура»  объясняет  как  улучшение,  облагораживание  склонностей  и  способностей  человека,  образование  умственное  и  нравственное.

В  широком  смысле  культура – совокупность  различных  жизненных  проявлений,  достижений  и  творчества  одного  народа  или  группы  народов.  Культура  предстает  как  «вторая  природа»,  сотворенная  самим  человеком,  образующая  собственно  человеческий  мир,  в  отличие  от  дикой  природы. Культура – слово  латинского  происхождения. Буквально  оно  означает  возделывание  земли  с  целью  ее  улучшения. В  отечественной  литературе  существует  множество  определений  культуры. Множественность  существующих  определений  культуры  является  отражением  свойств  природы  ее  носителя – человека  и  качеств  его  деятельности. 

Т. Парсонс  указывал  на  триединую  природу  человека  как  биологического,  социального  и  культурного  существа. Культурная  компонента  является  одной  из  основных,  делающих  современного  человека  именно  человеком.

Культура  в  современном  значении – открытая  категория.  В  самом  широком  смысле  она  понимается  как  оппозиция  природе.  Природа  и  культура  соотносятся  как  естественное  и  искусственное. П.  Сорокин  определял  культуру  как  надприродное  явление.

В  современной  культурологии  культура – нечто  отличное  от  природы,  передающееся  по  традиции  средствами  языка  и  символов,  практического  изучения  и  прямого  подражательства,  а  не  биологического  наследования.  Культура  усваивается  личностью  в  процессе  ее  социализации  и  представляет  собой  совокупность  общепринятых  образцов  поведения,  мышления  и  мироощущения,  а  также  индивидуально  значимых  действий. 

В  отечественной  литературе  существует  множество  определений  культуры.  Исследователи,  давая  то  или  иное  ее  определение  берут  за  основу  определенное  направление.  Многообразие  понятий  культуры  объясняется  тем,  что  культура  выражает  глубину  человеческого бытия.  В  современной  отечественной  литературе  культура  чаще  всего  рассматривается  как  социальный  феномен.  Такое  представление  основывается  на  том,  что  культура  связывает  природу  и  общество  через  творческую  деятельность  человека.

В  основу  понимания  культуры  «кладется исторически  активная  творческая  деятельность  человека  и,  следовательно,  развитие  самого  человека  в  качестве  субъекта  деятельности.  Развитие  культуры  при  таком  подходе  совпадает  с  развитием  личности  …  в  любой  области  общественной  деятельности»2.

Более  развернутое  толкование  культуры  дает  Ю.Н.  Давыдов: « В  культуре  как  целом,  как  органе  самоконструирования  человечества  речь  идет  о  том,  чтобы  найти  высшее  начало,  в  котором  природа  и  социум  оказались  бы  соразмерными  обрести  ту  универсальную  меру,  которая  не  нарушила  бы  соразмерную  меру  каждой  из  конфликтующих  сторон»3.

Самым  распространенным  пониманием  культуры  является  такое,  в  котором  культура  трактуется  как  совокупность  достижений  общества  в  результате  материального  и  духовного  развития.  Вместе  с  тем  культура  представляет  собой  систему  норм  и  взаимоотношений,  сложившихся  в  результате  длительного  существования  человека.  Сущность  культуры  выражается  прежде  всего  в  том,  что  она  характеризует  человека  как  существо  мыслящее,  нравственное,  обладающее  определенным  эстетическим  чувством.

Традиционно  выделяют  три  взаимосвязанные  части  культуры – материальная,  духовная  и  политическая.  Деление  это  условно,  поскольку  в  реальной  практической  деятельности  эти  явления  неразделимы,  одно  определяет  другое.  Материальная  культура  охватывает  сферу  материально-производственной  деятельности  человека  и  результаты  этой  деятельности – технику,  технологии,  средства  связи  и  коммуникации,  производственные  здания  и  сооружения,  дороги  и  транспорт,  предметы  быта,  одежду  и  т.д.

 Духовная  культура  включает  в  себя  сферу  духовного  производства,   сферу  сознания,  в  которую  входят  наука,  философия,   воспитание,  искусство,  образование,  религия  и  т.п.  Сюда  же  включаются  отношения  людей  между  собой,  к  природе,  которые  складываются  в  обществе  в  процессе  материальной  и  духовной  деятельности.

Духовная  культура  существует  в  форме  духовного  мира  каждого  отдельного  человека  и  его  деятельности  по  созданию  духовных  ценностей,  а  также  в  форме  самих  духовных  ценностей.

Духовная  ценность  может  быть  определена  как  «  результат  различных  видом  умственной  и  художественной  деятельности  человека,  получивший  высокое  общественное  признание  и  ставший  фактом  культуры»4.  К  духовным  ценностям  относятся  результаты  научной  деятельности,  книги,  произведения  искусства,  законы  общества  и  т.п.

По  содержанию  культурные  ценности  могут  быть  научные,  нравственные,  ценности  искусства  и  т.п.  По  степени  распространенности  выделяют  общечеловеческие  ценности,  которые  признаны  наибольшим  количеством  людей;  ценности  сословно-классовые,  связанные  с  отдельными  социальными  слоями;  локально-групповые,  которые  признаются  небольшими  группами  людей,  как  по  месту  их  проживания,  так  и  по  возрасту  и  другим  параметрам.  Различают  также  ценности  индивидуально-личностные,  связанные  с  отдельной  личностью. Наиболее  устойчивыми  являются  общечеловеческие  ценности,  которые  не  зависят  от  политических,  экономических  и  других  изменений  в  обществе.

Политическая  культура – это  форма  государственного  правления,  демократические  традиции.

 

1.2. Происхождение  термина  «культура». Просветительские

концепции  культуры

 

Термин  «культура»  происходит от  латинского  глагола  colere,  первоначально  означавшего  «обрабатывать  почву,  заботиться,  усердно  заниматься,  украшать,  почитать». Греческий  аналог  латинского   colere – пайдея  был  более  узок  и  буквально  означал  «воспитанность,  образованность».  Древние  эллины   видели  в  этом   свое  отличие  от  « некультурных  варваров». 

  По  мере  того,  как  человек  стал  выделять  себя  из  природы,  он  стал  понимать  значимость  собственной  активности.  Формируются  первые  представления  о  культуре,  культура  начинает  осозноваться  как  порождение  человека.  Ее  стали  понимать  как  самосовершенствование  самого  человека,  его  обучение,  воспитание.

У  древних  римлян  культура  ассоциировалась  с  личным  совершенствованием,  с  доблестью. Римский  писатель  и  оратор  М.Туллий  Цицерон  под  культурой  понимал  прежде  всего  «  культуру  души». « Как  плодородное  поле  без  возделывания  не  даст  урожая,  так  и  душа. Возделывание  души – это  и  есть  философия:  она  выпалывает  в  душе  пороки,  приготовляет  души  к  приятию  посева  и…  сеет…  только  те  семена,  которые,  вызрев,  приносят  обильнейший  урожай»5.

  В  средние  века  культура  воспринималась  как  проявление  прекрасного  божественного  начала. Средневековая  культура – культура  христианская.  « Политеизму  она  противопоставляет  монотеизм;  натурализму,  интересу  к  предметному  миру – духовность,  культивирование  интроспекции;  гедонизму  ( культу  удовольствий) – аскетический  идеал;  познанию  через  наблюдение  и  логику – книжное  знание,  опирающееся  на  Библию  и  толкование  ее  авторитетами  церкви»6.

Античный  взгляд  на  культуру  укоренился  в  самосознании  европейцев  Нового  времени. Во  второй  половине  XVII  в.,  когда  латинский  термин  стал  входить  в  широкий  обиход,  он  понимался  как  разумность  в  противовес  дикости  и  варварству.  Культуру  оценивали  достижениями  в  области  наук  и  искусства,  справедливостью  социальных порядков  и  политических  учреждений. Конечной  целью  культуры  была  задача  превращения  людей  в  счастливых  граждан  гармоничного  общества.  Таким  образом  зародилось  учение  о  счастье  как  мотиве  человеческих  культурных  стремлений  и  преобразований – эвдемонизм.

Дальнейшие  представления  о  культуре  формировались  в  процессе  развития  европейской  теоретической  мысли,  истоки  которой  берут  начало  в  эпоху  Просвещения.  Если  первоначально  понятие  культуры  ассоциировалось  с  чем-то  вполне  конкретным,  на  что  было  направлено  культивирование – культура  земли,  культура  души,  в  эпоху  Просвещения  этот  термин  стал  употребляться  более  широко -  для  обозначения  достигнуто  уровня  общественного  состояния  человечества.   В  эпоху  Просвещения  слово  «культура»  понималось  как  «история  духа»,  духовного  развития  человека.  Культура  здесь – синоним  нравственного,  эстетического,  интеллектуального  совершенствования  человека  в  ходе  его  исторического  развития.

Информация о работе Культура и цивилизация