Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
В работе сделана попытка проследить процесс развития термина «культура» со времени его появления до настоящего времени. Культура тесно связана с цивилизацией, она имеет некоторые сходные с ней черты и в то же время это разные категории . По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура», поэтому исследователям еще предстоит исследовать соотношение понятий культура и цивилизация.
Введение________________________________________________________2
Глава1. Процесс развития понятия «культура»________________________4
1.1. Понятие культуры____________________________________________4
1.2. Происхождение термина «культура». Просветительские концепции культуры. _______________________________________________________7
1.3. Развитие понятия «культура» в Х1Х-ХХ вв.______________________12
1.4. Основные научные подходы к понятию культуры, выработанные в процессе ее исторического развития________________________________13
Глава 2. Культура и цивилизация___________________________________21
2.1. Понятие цивилизации__________________________________________21
2.2. Соотношение культуры и цивилизации__________________________25
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________30
Рассмотрение деятельности как основания всей культуры берет начало с утверждения в европейском самосознании новой концепции личности, рационально ориентированной по многообразным направлениям активности. Ее философское обоснование дали И.Кант, И.Г.Фихте и Г.Ф. Гегель.
В последующий период нарастала тенденция отказа от понимания деятельности как сущности человека и фундамента культуры. А. Шопенгауер, Ф.Ницше, Н.Гартман, представители современного экзистенциализма
рассматривали волю как основу человеческого существования, а на место деятельности ставили иррациональные переживания.
Культура как творчество предстает как способ реализации творческих возможностей человека. Сюда включается не только результат, но и сама способность людей творить предметы. Творчество - важнейшая прерогатива человека, оно имеет целью совершенствование его самого посредством развития способностей к продуктивной деятельности. Культура в таком подходе понимается как способ реализации творческих возможностей человека, как нечто, внутренне присущее людям, а не внешнее по отношению к ним, как уникальная возможность диалога предков с потомками, преодолевающая бренность человеческого существования.
Культура как творческая деятельность людей определяется их фундаментальными способностями к познанию, велению и оценке и всегда направлена на достижение конкретных целей и идеалов. Культуру поэтому принято рассматривать как осуществление ценностей в качестве ориентиров, критериев творчества.
Наиболее универсальную трактовку культуры формирует философский подход. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры. Потребность окружить себя образной реальностью порождается незавершенностью, открытостью человеческой природы, которая усовершенствует себя посредством творческой деятельности. Итогом ее становится развитие духовного потенциала личности, за счет чего возрастает ее свобода, уровень власти над самим собой, обществом и природой.
С философской точки зрения культура «есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными»12.
Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиции эстетики, этики и морали.
Эстетический подход к культуре развивал немецкий философ и писатель Шиллер. По его мнению, к высшим человеческим ценностям, свободе, добру, справедливости путь лежит только через красоту, создаваемую в сфере искусства. Искусство воспроизводит жизнь, идеализируя ее, ориентируясь на красоту, которая, в свою очередь, является основной ценностью культуры. Таким образом, с позиций эстетики и искусства культуру можно рассматривать, как осуществление красоты.
С позиций морали и этики культура рассматривается как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей. С позиций морали и этики рассматривал культуру Кант. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них ,- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»13- писал Кант.
Религиозно-философское воззрение на культуру выражается в утверждении космического характера внутреннего существа культуры. По словам Гегеля, культура является духовным приобщением индивида к мировому целому и эволюционирует как постепенное выявление творческой силы «мирового разума».
Культура здесь понимается как очаг света, условие спасения, как деятельная любовь к Богу, людям, миру. При таком видении культура становится не только сферой творчества, но и областью связи поколений. И.К.Рерих писал: « Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человечеству. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть
орудие счета… спасение… двигатель… сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действительного блага, очаг просвещения и созидательной красоты»14.
Религиозный подход к культуре ставит ее в прямую зависимость от обретения человеком веры в Бога. В настоящее время церковь пытается максимально приблизить к науке свои взгляды на культуру.
Культуру как результат человеческой деятельности принято подразделять на материальную и духовную. Материальная культура – это мир вещей, предметов, созданных трудом человека, материальное воплощение его идей, творчества, знаний, отражающих производственно-технический потенциал. Сюда относятся культура труда, быта, физическая культура.
Духовная культура - это творческий опыт человечества, накопленный за все время его существования и воплощенный в совокупности нематериальных элементов: нормы, правила, традиции, язык, семейные отношения, ритуалы, традиции, знания и т.п. В отличие от предметов материальной культуры они живут в сознании людей, реализуются посредством их общения и отражают конкретно-исторический уровень интеллектуального и духовно-нравственного развития человечества.
При культурологическом подходе выделяют соответствующий критерий и на его основе формулируют понятие культуры. Существует несколько направлений в определении культуры. При философско-антропологическом подходе культура понимается как выражение человеческой природы. Так, Арнольд Гелен считает, что возврат к культуре предполагает культивирование человечности, максимально полный и адекватный учет человеческой природы, устранение всего бесчеловечного. Он считает, что в современном мире человек отчужден от самого себя, забыл о своей настоящей ( трансцедентной) природе15.
Однако, человек – биологическое существо. Стать культурным он не может только сам по себе. Его ум, нравственность, отношение к общечеловеческим и другим ценностям воспитываются, формируются в процессе социологизации.
При социологическом подходе культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть силы, направляющие его жизнь по организованному, культурному, а не хаотическому развитию.
Таким образом понятие культуры, возникнув древности и первоначально обозначая возделывание почвы в целях ее улучшения, в процессе исторического развития общества, накопления практики обрело иной смысл. Постепенно термин «культура» приобретал смысл как «возделывание души», а затем и «возделывание», облагораживание человечества.
Развитие понятия культуры показывает насколько человечество движется к искусственной, оторванной от природы, естественных условий жизни. Культура представляет собой искусственный мир, созданный человеком. Она формирует человека, но одновременно культура отрывает его от природного мира. В этом состоит одно из важнейших противоречий культуры. Человек в культурном обществе оказался запертым в стенах искусственного мира.
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
2.1. Понятие цивилизации
Термин «цивилизация» по значению близок термину «культура» и происходит от латинского слова « сivis» - город. Таким образом цивилизованный в прямом смысле означает городской. Понятие цивилизации использовалось в античную эпоху также как определение качественно от личного античного общества от варварского окружения.
Термин «цивилизация», как характеристика высшей стадии социокультурного развития возник гораздо позже термина «культура» - в 18 в.
Самый ранний опыт его употребления обнаруживается в книге Мирабо « Трактат о цивилизации» ( 1757 г.). Цивилизация рассматривалась как высшая по сравнению с варварством ступень общественного развития, отличавшаяся особыми правилами общежития и гражданской добродетели.
общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. В узком смысле цивилизация понималась как совокупность определенных качеств человека – незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны 18 в.
Впоследствии к этим теориям добавлялись все новые и новые. Но чаще всего цивилизация рассматривалась через сопоставление с культурой.
Были разработаны различные теории и концепции исторического развития на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества.
Концепция культурно-исторических типов и локальных цивилизаций говорит о том, что нельзя придерживаться идеи культурного прогресса, так как в истории человечества эволюционируют скорее рядоположенные, чем следующие друг за другом типы культур. Каждая из них замкнута в себе, локальна, сама по себе проходит определенные стадии развития, и каждый раз это развитие приводит культуру к неизбежной гибели. Культуры настолько неповторимы, что не могут быть переданы от народа к народу. Поэтому с общеисторической точки зрения культуры повторяют в своем развитии одни и те же стадии, двигаясь по замкнутому кругу. Яркие представители этого направления - Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин и А. Тойнби.
В 20-х годах Х1Х в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформулировано значение цивилизации как локальной, моно- или полиэтической общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция «исторической цивилизации». А.Д. Тойнби выделил во всемирной истории 21 тип культуры: египетский, шумерский, вавилонский, сирийский, арабский, минойский, хеттский, эллинский, западный, иранский индский, индуистский, китайский, японо-корейский, дальневосточный, православный, российский, андский, майянский, юкатанский и мексиканский. Каждая цивилизация проходит пять общих стадий внутренней эволюции: возникновение, рост, разложение и гибель.
С прагматическими целями Тойнби сформулировал законы повторяемости человеческого развития. Движущей силой цивилизаций он называл «творческое меньшинство», носителя «жизненного порыва», действующего по законам вызова и ответа» и увлекающего за собой инертное большинство.
А.Дж. Тойнби считает, что каждое «общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно решает наиболее приемлемым для себя образом. Каждая такая проблема – это вызов истории».16 Вызов – это предложение социуму «освоить» принципиально новые условия своего существования ( комплексная «проверка» способности социума к самосохранению и развитию)17. Вызов «побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию»18.
Тойнби не считал гибель цивилизации фатальным историческим явлением. Необходимую стабильность ей способны придавать компетентность элит, разумность социального устройства, своевременность и гибкость «ответов», забота о развитии духовно-нравственного потенциала людей.
Русский социолог, идеолог славянофильства Н.Я.Данилевский в книге «Россия и Европа» сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой не существует всемирной истории, есть лишь история конкретных цивилизаций, имеющих неповторимый характер. Культурно-исторический тип представляет собой единство религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития. Подобно всему живому они находятся в непрерывной борьбе между собой и внешней средой, проходят естественно-предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Начало цивилизации одного типа не передается народам другого, а вырабатывается каждым народом для себя при определенном влиянии со стороны. Ход истории есть смена вытесняющих друг друга типов цивилизаций.